logo
библиотековедение экз2016

Задачи, содержание и технология справочно-библиографического обслуживания.

Согласно ГОСТ 7.26-80 «Библиотечное дело. Основные термины и определения»:

справочно-библиографический аппарат (СБА) библиотеки есть совокупность справочных и библиографических изданий, библиотечных каталогов и картотек, предназначенная для пропаганды произведений печати и других документов и целенаправленного руководства чтением.

Термин «справочно-библиографическая служба» означает систему элементов библиотеки, обеспечивающих функционирование справочно-библиографического обслуживания (СБО). К ним относятся справочно-библиографический аппарат, библиографы, материально-техническая база, организационные формы обслуживания.

Справочно-библиографическое обслуживание — это библиографическое обслуживание в со­ответствии с разовыми запросами потребителей информации (чита­телей), связанное с предоставлением справок и других библиографических услуг. Ответ па разовый запрос принято считать справкой.

Режимы СБО:

- Оперативное СБО имеет место тотчас после поступления запроса, обычно при непосредственном контакте с пользователем синхронно

- Продленное СБО осуществляется диахронно при поступлении оригинального сложного запроса, когда по объективным причинам невозможно быстро найти релевантный ответ и пользователь согласен ждать его.

В настоящее время этот вид обслуживания имеет место во всех типах библиотек, независимо от структуры, численности работников, состава читателей и т. д. Однако характер, масштабы СБО как в количественном отношении, так и в содержании выполняемых справок колеблются в широких пределах.

Работники небольших библиотек с одним-двумя штатными сотрудниками нередко даже не осознают, что обслуживая читателей, отвечая на их запросы или вопросы, они выполняют библиографическую или фактографическую справку, даже не прибегая к помощи СБА. Например, на запрос, имеется ли в библиотеке роман А. И. Солженицына «В круге первом», библиотекарь сразу же ответит либо положительно, либо отрицательно, ибо произведения наиболее известных писателей, имеющиеся в фонде, он хорошо знает. Ответив на такой и подобный ему вопрос, работник библиотеки выполнил адресную библиографическую справку.

Организация СБО в крупной библиотеке с разветвленной организационно-функциональной структурой является более сложной. В этом обслуживании участвуют сотрудники не только библиографического отдела, но и тех подразделений, в которые читатели обращаются за документами (читальные залы, абонементы), а также работники других отделов, не имеющие контакта с читателями (отдела комплектования, обработки литературы и организации каталогов и даже отдел хранения фондов). Хотя количество выполняемых справок в последних отделах не столь значительно, тем не менее с точки зрения организации и технологии их выполнения не принимать во внимание участие этих подразделений в СБО нельзя.

Основная доля выполняемых в таких библиотеках справок приходится на библиографический отдел и отделы обслуживания. Значительная часть запросов удовлетворяется на пункте дежурства работником библиотеки у каталогов. Как правило, сотрудники обслуживающих подразделений и дежурный у каталогов отвечают на простые запросы в присутствии читателя.

В случае затруднений с ответом библиотекари обслуживающих подразделений и дежурные у каталогов рекомендуют читателям обратиться к работникам библиографического отдела. В этот отдел поступают запросы от организаций и учреждений по телефону или в письменном виде.

Качество СБО во многом зависит от состояния СБА, взаимосвязей между отдельными его частями, оптимального наполнения карточками разделов и подразделов систематического каталога и СКС, глубины раскрытия содержания документов (в первую очередь книг и журнальных статей). 

Так как читателей интересуют самые разнообразные сведения, то и справки тоже выдаются разные — и по характеру информации (библио­графические, фактографические), и но форме (устные — они выдаются лично или по телефону, письменные — сложные справки, требующие выявления литературы по теме и оформления библиографического списка). При наличии БД читателю предоставляется распечатка, содер­жащая информацию, адекватную запросу.

Библиографической справкой называют ответ па разовый запрос, содержащий библиографическую информацию о наличии и/или ме­стонахождении издания в фонде (адресная справка), об отсутствующих в запросе читателя или неправильных (искаженных) элементах библи­ографического описания {уточняющая, справка), о литературе (доку­ментах) по определенной теме, интересующей читателя (тематическая справка).

Типы справок:

  1. Фактографические (ответ на вопрос, содержащие фактические сведения)

  2. Библиографические(ответ на разовый вопрос, содержащий БИ)

    1. Тематические (по определенной теме)

    2. Адресные (о наличии и/или местонахождение документа)

    3. Уточняющие(об отсутствующих или искаженных в запросе элементов)

Фактографическая справка содержит сами сведения (факты), ин­тересующие читателя — даты жизни и деятельности какого-либо лица (исторического деятеля, писателя, ученого, др.), толкование специаль­ного термина, точное наименование организации или учреждения и т. д.

При выполнении фактографических справок источники дифференцируются в зависимости от специфики типичных запросов и особенностей предмета поиска.

Выделяют пять групп фактографических запросов:

  1. Словарные (требуют установит значения слов, их правописание, происхождение, перевод иноязычных слов).

  2. Географические (требуют установить местонахождение географического объекта).

  3. Хронологические (требуют установить даты исторических событий).

  4. Требующие дать количественные и качественные характеристики предметов и явлений.

  5. Требующие подобрать фрагменты текстов (цитаты, афоризмы) или установить их источники.

Удовлетворение фактографических запросов обеспечивается наличием в СБА соответствующих источников: языковых словарей, географических справочных изданий и пособий, хроник и летописей, энциклопедий и справочников, сборников афоризмов и цитат.