logo
библиотековедение экз2016

Формирование информационной культуры. Библиографическое обучение

Информационное пространство — это некое пространство (терри­тория — страна, регион, центр НТИ, библиотека, отрасль знания, об­ласть науки или профессиональной деятельности), где «циркулирует» самая разнообразная информация. Из-за слиш­ком большого потока информации с ней стало сложно работать. Неко­торые пользователи не умеют отбирать (отсеивать) ненужные им сведе­ния, обрабатывать и усваивать полезное, цепное.

Работа по формированию информационной культуры, являясь тради­ционной для библиотек, в последние годы претерпела серьезные изме­нения. Если прежде библиотеки вели пропаганду побиблиографических знаний (о книге и библиотеке, о СБА, по основам библио­графии, в том числе — по умениям пользоваться справочными, библиографическими изданиями и другими источниками информа­ции), то в условиях всеобщей информатизации приходится иметь дело с такими понятиями, как «информационное пространство» (страны, ре­гиона, библиотеки), «информационные ресурсы» (федеральные, регио­нальные, отраслевые и пр.), «информационная культура» (общества, специалиста, читателя), «информационная среда библиотеки», «инфор­мационные технологии», «компьютерная грамотность».

Важнейшими составляющими информационной культуры, яв­ляются:

Библиотекари и биб­лиографы участвуют в формировании информационного пространства, насыщении (пополнении) его новой информацией, а также способ­ствуют информационному взаимодействию людей.Библиотечно-библиографические ресурсы, которыми располагают библиотеки, должны быть в полной мере востребованы и использованы читателями, к чему они должны быть соответствующим образом под­готовлены.

Информаци­онная культура — это уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию. К нему, пожалуй, можно лишь добавить, что нужен не только опреде­ленный уровень знаний, по и умение их применять.

Информационная культура общества и личности должна обеспечить возможность непрерывного образования каждому человеку и повышение его ответственности за принимаемые решения. Под информационной культурой необходимо понимать такой уровень информационной подготовки, который позволяет человеку не только свободно ориентироваться в необходимой информационной среде, но и принимать участие в её формировании и преобразовании, содействовать информационным контактам. Категориями информационной культуры личности можно считать умение формулировать свои потребности в информации, эффективно осуществлять её поиск во всей совокупности информационных ресурсов, перерабатывать и создавать качественно новую информацию, вести индивидуальные информационно- поисковые системы, подбирать и оценивать информацию, а также способность к информационному общению и компьютерную грамотность.

Процесс формирования информационной культуры – комплексный и должен осуществляться в библиотеке в пяти взаимосвязанных направлениях:

1) работа по совершенствованию комплектования и раскрытию библиотечных фондов;

2) систематическое изучение динамики информационных потребностей пользователей, особенно связанных с ценностно-ориентированной, познавательной, производственной деятельностью;

3) создание комфортных условий для удовлетворения информационных потребностей читателей; 4) совершенствование работы по повышению уровня библиотечно-библиографических и информационно-компьютерных знаний;

5) популяризация и реклама информационных услуг библиотеки среди пользователей.

Основными её принципами являются: планомерность, поэтапность, дифференцированность.

Процесс формирования информационной культуры читателей требует дифференцированного подхода, подбора методик и программ обучения с учетом профессиональной специализации читателей, их информационных потребностей и информационной подготовки, навыков владения компьютерной техникой. Диапазон информационныхпотребностей читателей, которые обращаются в библиотеку, неограничен. Поэтому организацию мероприятий по информационному образованию целесообразно проводить на трех уровнях:

1. Традиционное обучение пользованию библиотекой (библиотечная ориентация не ограничивается предоставлением информации о физическом состоянии фондов и оборудования, о существующей в библиотеке системе обслуживания).

2. Библиографическое обучение, изучение методов поиска информации и библиографических источников.

3. Обучение пользованию информацией на электронных носителях, электронными базами данных с применением компьютерной техники.

Содержание, формы и методы информационного образования читателей определяются не только уровнем их культуры чтения или профессиональными потребностями, но и условиями работы в библиотеке.

Формы обучения отличаются способом передачи информации, широтой охвата аудитории: это выставки, обзоры, консультации, библиографические уроки, экскурсии, дни библиографии, путеводители, методические советы и др. Известно, что читатели отдают предпочтение формализованным мероприятиям, к которым можно отнести обзорные экскурсии по библиотекам и сжатые лекции по основам информационного поиска для тех, кто только что записались в библиотеку; предоставление возможности самостоятельно обучаться с использованием аудио- и видеокассет; распространение путеводителей по фондам и каталогам, памяток для самостоятельной ориентации; систему наглядной информации о структуре библиотеки, ее справочно- поисковом аппарате; подготовку и издание методических пособий о пользовании базами данных и электронным каталогом; курсы по обучению работе с компьютерной техникой.

Навыки информационной культуры прививаются читателям дифференцированно через информационное и справочно-библиографическое обслуживание – путем проведения бесед, семинаров, лекций, консультаций, практических занятий, издания методических разработок. Как и раньше, практикуются библиотечно-библиографические уроки.

В библиотеках используются различные формы рекламы информационной культуры пользователей:

Обучение информационной культуре осуществляется в ходе справочно-библиографического, информационно-библиографического обслуживания читателей дифференцированно с учетом целей чтения, возрастных, профессиональных особенностей, а также навыков и опыта самостоятельной работы с книгой и информационными ресурсами. Чем выше уровень информационной грамотности сотрудников, тем успешнее библиотека будет выполнять возложенные на нее задачи. Обучение основам информационной культуры – процесс непрерывный. Только постоянное внимание к этому участку работы, использование всех возможных форм обучения и библиографических пособий дадут желаемый результат.