Система библиотечного обслуживания детей, подростков, юношества.
В соответствии с Федеральным законом «О библиотечном деле» пользователи библиотек детского и юношеского возраста имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных учреждений в соответствии с их уставами. (Ст. 8.). Это библиотеки, находящиеся в ведении Министерства культуры и Министерства образования и науки Российской Федерации.
В настоящее время сложилась следующая система библиотечного обслуживания детей, находящаяся в ведении Министерства культуры Российской Федерации:
1. Самостоятельные специализированные детские библиотеки и централизованные библиотечные системы детских библиотек, имеющие статус юридического лица государственная детская библиотека федерального уровня – Федеральное бюджетное учреждение культуры «Российская государственная детская библиотека»; государственные детские библиотеки субъектов РФ (республиканские, областные, краевые детские и детскоюношеские библиотеки); муниципальные централизованные системы детских библиотек; самостоятельные специализированные детские библиотеки муниципального уровня.
2. Структурные подразделения библиотек и организаций культурнодосугового типа, обслуживающие детей. Структурные подразделения публичных библиотек, обслуживающие детей. Структурные подразделения специальных библиотек для слепых и слабовидящих, обслуживающие детей. Структурные подразделения организаций культурнодосугового типа, обслуживающие детей.
Существует ряд трудностей объективного характера, которые препятствуют обеспечению современного уровня библиотечного обслуживания детей. Так, при имеющихся небольших объемах комплектования фондов в подразделениях, обслуживающих детей, зачастую остро не хватает современной детской литературы, существуют проблемы с информатизацией и профильным кадровым и методическим обеспечением.
В своей работе специальные библиотеки для слепых и слабовидящих руководствуются принципами социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, выполняя функции реабилитационных и реабилитационных центров средствами библиотечноинформационной, адаптивной и досуговой деятельности. Фонды специальных библиотек комплектуются как традиционными, так и специальными видами изданий для детейинвалидов по зрению и детей с ограниченными возможностями здоровья: книгами, выполненными рельефноточечным шрифтом по системе Луи Брайля (в том числе нотами), многоформатными изданиями, рельефнографическими пособиями, тактильными книгами и звуковыми книгами на электронных носителях (CD, флэшкартами), крупнопечатными книгами.
В ближайшие годы можно уверенно прогнозировать значительное расширение задач, стоящих перед библиотеками, обслуживающими детей. Сохраняя традиционные информационные и библиотечные функции, библиотека всё больше становится пространством коммуникации, местом дополнительного образования и интеллектуального досуга.
Миссия библиотеки, придающей значение обслуживанию юношества состоит в том, чтобы помочь личности успешно перейти от детства к взрослости, создавая как доступ к ресурсам, так и среду, отвечающую специфическим потребностям юношества для интеллектуального, эмоционального и социального развития.
Цели библиотечного обслуживания юношества
• Библиотечное обслуживание юношества должно быть основано на особых потребностях юношества и способствовать переходу от детского обслуживания к взрослому.
• Юношеству необходимо, и оно достойны специализированного обслуживания в соответствии со своими образовательными, информационными, культурными и досуговыми потребностями.
• Библиотечное обслуживание юношество должно содействовать развитию функциональной грамотности, непрерывному образованию, информационной грамотности и чтению для удовольствия.
Эти 10 целей определяют рамочный стандарт для библиотек, следуя которому они могут развивать обслуживание юношества:
1. Библиотека установила ясную политику открытого доступа юношества к библиотечным и информационным ресурсам и уважения прав юношества выбирать материалы в соответствии со своими потребностями без ограничений.
2. Программа библиотеки для юношества эффективно управляется в соответствии с лучшими примерами из практики.
3. Существует равномерное распределение ресурсов в поддержку программ и услуг для юношества.
4. Сотрудники библиотеки осведомлены в области возрастных особенностей юношества и ресурсов для юношества, включая юношей со специальными потребностями.
5. Библиотека предлагает широкий спектр современных материалов, представляющих интерес для юношества, стимулирующих непрерывное образование, мотивацию чтения, формирование читательской культуры.
6. Библиотека предлагает ресурсы в поддержку образовательной деятельности юношества.
7. Библиотека помогает юношеству в овладении навыками эффективного использования всех ресурсов библиотеки и получении информационной и компьютерной грамотности.
8. Библиотека стимулирует развитие личности, давая возможность юношеству участвовать в планировании и развитии библиотечных программ и услуг для них и в качестве волонтеров помогать другим.
9. Библиотека создает специальное пространство для юношества, привлекательное и соответствующее их стилю жизни.
10. Библиотека работает в партнерстве с другими общественными организациями в поддержку всех аспектов здорового, успешного развития юношества.
Библиотеки, которые хотят предложить эффективные и содержательные программы юношам, должны стараться привлекать юношей к участию в этих программах на всех этапах: при принятии решений, при планировании и при реализации; это очень рекомендуется, ведь это один из лучших способов поддержки развития юношества.
Юношество должно рассматриваться как группа экспертов в вопросах о том, что им нужно и что полезно. Советуем библиотекам организовать возможность для юношества заявить о своем мнении по поводу оборудования, программ и услуг, например: Подростковый Совет или Программа управления подростков. Библиотеки также должны увидеть в своих юных пользователях ресурс для презентации программ другим жителям зоны библиотечного обслуживания.
Примеры рекомендуемых программ
(Следующий список рекомендуемых программ также лишь намечает виды программ, которые библиотеки могут предложить, но заинтересованность местных жителей и местные особенности всегда должны играть решающую роль при планировании программы)
• Беседы о книгах, рассказывание и презентации книг
• Дискуссионные группы и клубы.
• Информационные программы по интересующим темам, например, о здоровье, карьере, то, что в данный момент является интересным и актуальным.
• Встречи с интересными людьми (писателями, спортсменами, знаменитыми земляками)
• Спектакли музыкальные и драматические
• Произведения самих юных (драма, публикации, ТВ, видео)
• Творческие мастер-классы
• Литературные дебаты
• Премьеры книг
- Вопросы к экзамену «Библиотековедение
- Сущность библиографической информации и основные формы существования.
- Организация и методика библиографического обслуживания.
- Библиографирование. Технология составления библиографических пособий.
- Задачи, содержание и технология справочно-библиографического обслуживания.
- Формирование информационной культуры. Библиографическое обучение
- Библиография как общественное явление. Библиографическая деятельность.
- Организация и технология библиографического информирования.
- Система краеведческих библиографических пособий.
- Библиографическая работа детской библиотеки.
- Библиотечные исследования: виды, методика проведения
- Система библиотечного обслуживания детей, подростков, юношества.
- Национальные библиотеки рф.
- Муниципальные публичные библиотеки.
- Центральные региональные библиотеки.
- Выставочная деятельность библиотек.
- Библиотечное краеведение.