[Править]Портрет IV века
Колосс Константина Великого, Капитолийские музеи
Следующий период начинается с правления Диоклетиана. В это время — конце III — начале IV века в римлянах просыпается стремление к возрождению величия и мощи империи, что проявляется в особой любви к грандиозности, присущей и архитектуре и изобразительному искусству этого времени[1]. Везде царит масштабность, в том числе и в портрете — раньше были распространены изображения в натуральную величину, теперь они в несколько раз больше натуры. «Для рассматриваемого периода характерно отсутствие в искусстве портрета единого, главного направления, что, несомненно, отражает растущую тенденцию к расчленению Римской империи»[1]. В портретах предшественников Константина, которые еще носят черты стиля переходной эпохи, сохраняется реализм, но происходит нарастание новых черт. Трактовка деталей (глаз, волос) становится подчеркнуто графичной, а черты лица застывают, приобретая маскообразность. В эпоху тетрархии на востоке складывается свой тип: компактное построение головы, исполненные мелкой насечкой волосы, короткая, обозначенная точками борода, широкое лицо с морщинами на лбу и у переносицы, сообщающими лицу стандартный налет страдания и раздумий.
Со времён Константина начинается новый этап развития портрета. В раннеконстантиновский период разделяются два направления: продолжение традиции и поиски нового решения. При Константине устанавливается новая мода на прическу — обрамление геометрически правильной челкой лба по дуге; мода сохранится в течение столетия. Зрачки начинают врезать широким полукругом (впервые это встречается на портрете Диоклетиана из Дориа-Памфили, а теперь употребляется повсеместно). Такой способ изображать зрачок придает взгляду выражение напряженности и сосредоточенности, которые станут типичными для портретов IV века. Поскольку Константин был сильным правителем, в его эпоху происходит очередной всплеск классицизма, который всегда удобен империям для отображения спокойствия и мощи. Классицизм этого периода осложнён новыми верованиями, которые акцентируют значение духовного, божественного начала, противопоставляя его миру материальному, чувственному, в отличие от античного мировоззрения, проповедовавшего гармоничное сочетание физического и духовного начала в человеке. Передача конкретного сходства уходит на второй план в списке задач скульптора. Начиная с Константина портрет порывает с традициями реализма, лежавшими в основе всего предшествующего развития римской портретной скульптуры. Не без борьбы, реалистические портреты, которые до сих пор создаются, уступают поле боя. Основной характер модели подобного портрета становится суровым и аскетичным, даже религиозно фанатичным; «для выразительности скульптор использует новый арсенал изобразительных средств — строго фронтальную постановку головы, симметричное построение черт лица, графичность и орнаментальность в передаче деталей. Но главными становятся глаза с их неподвижно-пристальным, застывшим взглядом, в котором концентрируется вся экспрессия лица»[1].
При наследниках Константина классицизм портретов его времени сходит на нет. Совсем явственно акцентируются глаза, которые говорят о том, что все материальное и телесное в портрете подчиняется теперь духовному началу (что естественно для эпохи начала власти христианства). Создается свой собственный стиль, который сочетает обобщенную и стилизованную трактовку человека, лишенную индивидуальных признаков с особым интересом к передаче его внутренней, экзальтированно-духовной сущности. Человеческое лицо теряет индивидуально-конкретные черты, а с ними и свое значение портрета. Оно становится отвлеченным образом, иконой.
Портрет императораМаксимина Дазы, Каир
«Четыре тетрарха», фрагмент (Собор Святого Марка, Венеция)
Портрет Константина Великого, ок. 324–337, Музей Метрополитен
Портрет императора Аркадия, к. IV века, Археологический музей, Стамбул
- Вопрос 1 Искусство
- Определение термина
- Появление
- [Править]Искусства в античном мире
- Искусства в Средние века
- От Возрождения до современности
- [Править]Классификация
- [Править]Искусство и критика
- [Править]Теории искусства
- [Править]Цели искусства
- Вопрос 2 Искусство первобытного общества — 1.1 Искусство первобытного общества.
- Периодизация
- Палеолит
- Живопись Палеолита
- Пещера Фон-де-Гом. Франция
- Пещера Нио. Франция
- Пещера Ласко
- Скульптура палеолита
- Мезолит
- Достижения
- Вопрос 3 Древний Египет. Архитектура и искусство
- Архитектура Египта архаического периода (до начала IV тыс. До н. Э.)
- Архитектура Египта. Эпоха Древнего царства (конец IV— III тыс. До н.Э.)
- Архитектура Египта. Эпоха Среднего царства (конец III — начало II тыс. До н.Э.)
- Архитектура Египта. Эпоха Нового царства (1580—1100 гг. До н.Э.)
- Архитектура Египта. Эллинистический период (IV — I вв. До н. Э.)
- Конструкции из глинянных материалов в архитектуре Древнего Египта
- Деревянные конструкции в архитектуре Египта
- Приёмы каменной конструкции в архитектуре Египта
- Архитектурные формы Древнего Египта
- Законы пропорций и оптических иллюзий в архитектуре Египта
- Храмы Древнего Египта
- Пирамиды и гробницы Древнего Египта
- Архитектура жилища в Древнем Египте
- Инженерные и крепостные сооружения Древнего Египта
- Вопрос 4
- Вопрос 6
- Искусство Древней Греции. Архаика
- Архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Керамика
- Вопрос 7
- 1. Периодизация античного искусства
- 2. Ранняя классика
- 3. Высокая классика
- 4. Поздняя классика
- Заключение
- Вопрос 8 Ордерная система
- Вопрос 9 Эллинистическое искусство (е. Ротенберг) Искусство эпохи эллинизма
- 224. Храм Зевса Олимпийского в Афинах (Олимпейон). Заложен в 6 в. До н. Э.; основное строительство — 174—163 гг. До н. Э.; закончен во 2 в. Н. Э.
- 225. Ника Самофракийская. Мрамор. Конец 4 в. До н. Э. Париж. Лувр.
- 227 6. Девушка из Анцио. Голова. Мрамор. Середина 3 в. До н. Э. Рим. Музей Терм.
- 227 А. Голова девушки с острова Хиоса. Мрамор. Конец 4 в. До н. Э. Бостон. Музей изящных искусств.
- 237 А. Мальчик на лошади. Фрагмент бронзовой статуи, найденной в море у мыса Артемисион. Конец 2 в. До н. Э. Афины. Национальный музей.
- 230. Агесандр (Александр). Афродита Милосская. Мрамор. 3—2 вв. До н. Э. Париж. Лувр.
- 231. Агесандр (Александр). Афродита Милосская. Фрагмент.
- 226 А. Портрет Аристотеля. Конец 4 в. До н. Э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Вена. Музей.
- 226 6. Портрет Эпикура. 3 в. До н. Э. Вероятно, римская копия с утраченного прижизненного портрета. Мрамор. Нью-Йорк. Метрополитен-музей.
- 229. Полиевкт. Статуя Демосфена. Около 280 г. До н. Э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Рим. Ватикан.
- 228. Портрет философа (так называемый Сенека). Бронза. 3—2 вв. До н. Э. Неаполь. Национальный музей.
- 236 А. Старый учитель. Терракотовая статуэтка из Аттики. Париж. Лувр.
- 234 А. Битва Александра с Дарием. Мозаичная копия с картины конца 4 в. До н. Э., найденная в доме Фавна в Помпеях. Неаполь. Национальный музей.
- 238 А. Аполлоний, сын Нестора. Так называемый Бельведерский торс. Мрамор. 1 в. До н. Э. Рим. Ватикан.
- 238 6. Аполлоний, сын Нестора. Статуя кулачного бойца. Бронза. 1 в. До н. Э. Рим. Музей Терм.
- 232. Афродита Киренская. Фрагмент. Мрамор. Конец 4—3 в. До н. Э. Рим. Музей Терм.
- 233. Голова богини из собрания Голенищева. Мрамор. 3 в. До н. Э. Москва. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
- 237 6. Старый рыбак. 2—1 вв. До н. Э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Рим. Ватикан.
- 236 6. Мальчик-нубиец. Бронзовая статуэтка из Александрии. Париж. Национальная библиотека.
- 234 6. Геракл с собакой. Мраморная римская копия с рельефа 2 в. До н. Э. Париж. Лувр.
- 235. Камея Гонзага с изображением Птолемея Филадельфа и Арсинои. Сердолик. Первая половина 3 в. До н. Э. Ленинград. Эрмитаж.
- 239 6. Статуя эллинистического правителя (так называемый Диадох). Бронза. 3—2 вв. До н. Э. Рим. Музей Терм.
- 240. Портрет Антиоха III. Мрамор. Конец 3 — начало 2 в. До н. Э. Париж. Лувр.
- 241. Портрет Антиоха III.
- 242. Галл, убивающий себя и жену. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Конец 3 в. До н. Э. Рим. Музей Терм.
- 243 А. Галл, убивающий себя и жену. Фрагмент.
- 243 6. Умирающий галл. Конец 3 в. До н. Э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Рим. Капитолийский музей.
- 246. Пергамский алтарь. Фрагмент. Около 180 г. До н. Э. Берлин.
- 245. Борьба Зевса с гигантами. Фрагмент фриза Пергамского алтаря. Мрамор. Около 180 г. До н. Э. Берлин.
- 244. Борьба Афины с гигантом. Фрагмент фриза Пергамского алтаря. Мрамор. Около 180 г. До н. Э. Берлин.
- 247. Афина и гигант Алкионей. Фрагмент фриза Пергамского алтаря. Мрамор. Около 180 г. До н. Э. Берлин.
- 249. Голова Афродиты из Пергама. Мрамор. Начало 2 в. До н. Э. Берлин.
- 239 А. Агасий Эфесский. Статуя воина. (Боргезский боец). 1 в. До н. Э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Париж. Лувр.
- 248. Агесандр, Полидор и Афинодор. Лаокоон. Мрамор. Около 25 г. До н. Э. Рим. Ватикан.
- Вопрос 10 Этрусское искусство
- 250 А. Этрусская урна из Кьюзи в виде дома. Камень. 3 в. До н. Э. Берлин.
- 251. Танец. Роспись гробницы в Корнето. Начало 5 в. До н. Э.
- 253. Скульптор Вулка. Статуя Аполлона из Вей. Глина. Около 500 г. До н. Э. Рим. Вилла папы Юлия.
- 252. Голова Гермеса из Вей. Глина. Около 500 г. До н. Э. Рим. Вилла папы Юлия.
- 254. Статуя воина. Глина. Около 500 г. До н. Э. Нью-Йорк. Метрополитен-музей.
- 250 6. Голова с погребальной урны из Кьюзи. Начало 6 в. До н. Э. Глина. Кьюзи. Музей.
- 255 А. Саркофаг из Черветри. Глина. Около 500 г. До н. Э. Рим. Вилла папы Юлия.
- 255 6. Капитолийская волчица. Бронза. 6 в. До н. Э. Рим. Палаццо Консерватори.
- Вопрос 11
- Вопрос 12 Искусство Римской Империи.
- Вопрос 13 Римский скульптурный портрет
- [Править]Идеология [править]Религиозная функция римского портрета
- [Править]Политическая функция римского портрета
- [Править]Психологический аспект появления римского портрета
- [Править]Жанры
- [Править]Общие тенденции
- [Править]История [править]Этрусский портрет
- [Править]Портрет эпохи Республики
- [Править]Портрет эпохи Империи [править]Портрет эпохи Августа
- [Править]Портрет Юлиев-Клавдиев
- [Править]Портрет Флавиев
- [Править]Портрет эпохи Траяна
- [Править]Портрет эпохи Адриана
- [Править]Портрет Антонинов
- [Править]Портрет Северов
- [Править]Портрет эпохи солдатских императоров
- [Править]Портрет иллирийских императоров
- [Править]Портрет IV века
- Вопрос 14 Средневековое искусство Западной Европы
- Меровингское искусство
- «Каролингское возрождение»
- Романский стиль
- Франция
- Средневековое искусство Западной Европы
- Германия
- Испания
- Испания
- Вопрос 15 раннехристианское искусство
- Вопрос 16 Художественная культура и искусство Византии
- Вопрос 17 Романское искусство
- Вопрос 18
- Архитектура
- [Править]Система аркбутанов и контрфорсов
- [Править]См.Также
- [Править]Изобразительное искусство
- [Править]Скульптура
- [Править]Живопись
- Готическое искусство