4. Поздняя классика
В 30-х гг. Эллада переживала политический кризис: завязалась война Афин со Спартой, в которой Спарта одержала верх; в конце десятилетия, во время мора, погиб Перикл. Всё это не могло не отразиться на искусстве, которое в поздней классической фазе (400—323 гг. до н. э.) стало следовать двум основным направлениям. Традиция Фидия сохранялась до гибели античного мира под ударами варварских племён (IV в. н. э.). На её фоне наметился, с одной стороны, уход в патетическую героику, с другой — в индивидуальный, возвышенно-лирический мир. Выразителями двух направлений были великие мастера IV в. до н. э. — паросец Скопас и афинянин Пракситель. Скопас родился на острове Парос, прославленном месторождением самого прекрасного, снежно-белого кристаллического мрамора. Духовно он тяготел к миру бурь и страстей — к «пафосу». Работал Скопас по заказам в разных уголках мира, в том числе и в Малой Азии, где трудился над фризом со сценой битвы амазонок — амазономахии, предназначенном для Галикарнасского мавзолея. Мавзолей в Галикарнасе воздвигал при жизни для себя и жены Артемисии правитель Карий Мавсол. Это чудо света не сохранилось, но по предположениям, гробница представляла собой многоярусное прямоугольное сооружение с захоронением внизу, героическими фигурами в центральном объёме-храме и статуями Мавсола и Артемисии, стоящих на колеснице. Рельеф Скопаса изображал поединки греков с амазонками, фигуры которых были насыщены особым драматизмом. Голова раненого воина из храма Афины Алей в Тегее показывает Скопаса глубинным реформатором концепции Фидия. Под его резцом прежде прекрасная форма искажается: страдание делает человека некрасивым, обезображивает его лицо. Раньше греческая эстетика вообще исключала страдание. Например, греческая поэтесса Сафо (VII в. до н. э.) говорила: «Скорбь в доме любителя муз неуместна». Бесстрастие считалось чертой хорошего тона. Поэт Архилох (VII в. до н. э.) проповедовал: «Слишком в беде не горюй и не радуйся слишком ты в счастье. То и другое умей доблестно в сердце носить». И вот фундаментальный нравственный принцип древнегреческого искусства оказался нарушен. Красота уступает место боли, боль изменяет облик человека, и из его груди вырывается стон. Пропорции лица искажены: голова становится почти кубической и сплюснутой. Такой выразительности образ скорби ещё не достигал. Знаменитая «Вакханка» — небольшая статуэтка служительницы культа Диониса — представляет Скопаса мастером новых пластических решений. Полуобнажённая, в дикой пляске, фигура уже не стоит, не поворачивается, а вращается вокруг оси в стремительном, бурном движении. Вакханка охвачена страстью — разрывает на части животное, в котором видит воплощение бога. На глазах зрителя совершается кровавый ритуал, который никогда прежде в греческой скульптуре таким образом не изображался. Тогда же товарищ Скопаса по работе над Галикарнасским мавзолеем Леохар работал над статуей возносимого на небеса Ганимеда. Юноша, увлекаемый орлом в поднебесную высь, в целом был представлен обычно, но у него под ногами отсутствовала опора, фигура была лишена собственной тектоники, и применительно к ней становился бессмысленным стиль Поликлета — равновесие сил в человеческом теле, при котором противоположные части (правая рука — левая нога, и наоборот) взаимно связаны. Ему приписывают знаменитую статую «Аполлон Бельведерский». Воспетый выдающимся немецким историком искусства И. Винкельманом, бог идёт, рассыпая вокруг — направо и налево, вперёд и назад, вверх и вниз — ослепительные лучи своей божественной славы. Несомненно, этот памятник, ставший хрестоматийным, принадлежит к лучшим творениям эллинов. Пракситель был мастером лирических божественных образов. Сохранилось много римских копий его работ: «Сатир, наливающий вино», «Отдыхающий сатир», «Аполлон Сауроктон» (или «Аполлон, убивающий ящерицу»), «Эрот» и др. Наиболее известна его скульптура обнажённой Афродиты, сделанная по заказу острова Коса, но перекупленная жителями острова Книд, которая получила название «Афродита Книдская». Пракситель впервые обнажил Афродиту: только ей одной позволялось демонстрировать свою красоту без одежд. Пракситель свои фигуры, высеченные обычно в тёплом, нежно светящемся мраморе, отдавал для подцветки Никию. Когда его спросили, какие статуи из своей мастерской он вынес бы первыми в случае пожара, Пракситель ответил: «Конечно, те, которые расписал Никий». Фигуры были мягко тонированы воском и оживлены лёгким цветом. Сейчас трудно вообразить их красоту. Одна из работ великого мастера дошла до наших дней в подлиннике. Это «Гермес с младенцем Дионисом». Группа была посвящена в храм Геры в Олимпии, где её и нашли при раскопках. Гермес, несущий младенца на воспитание нимфам, отдыхает в пути. Фигура бога сильно наклонена, но это не делает скульптуру некрасивой. Она, напротив, овеяна атмосферой неги. Черты лица обозначены не слишком резко, они словно плавятся под действием полуденного солнца. Веки больше не подчёркиваются, и взгляд становится томным, как бы рассеянным. Часто Пракситель ищет для своих фигур дополнительную опору: стволы, пилоны или другие подпорки, как бы не надеясь на силу их собственной тектоники. На рубеже греческой классики и эллинизма работал последний великий ваятель — Лисипп, придворный скульптор Александра Македонского. Как художник он был очень многогранен — создавал скульптурные группы (например, «Подвиги Геракла»), отдельные статуи и даже портреты, среди которых наиболее известен портрет самого Александра Македонского. Лисипп пробовал себя в разных жанрах, но более всего ему удавались изображения атлетов. Главная его работа — «Апоксиомен» — изображает юношу, счищающего с тела песок после состязаний (греческие атлеты натирали своё тело маслом, к которому во время состязаний прилипал песок); она значительно отличается от творений поздней классики, и в частности, от работ Поликлета. Поза атлета свободна, и даже несколько развинчена, пропорции совсем иные - голова составляет не 1/6 от всей фигуры, как в "квадратном" каноне аргосца, а 1/7. Фигуры Лисиппа более стройные, естественные, подвижные и независимые. Однако в них исчезает нечто очень важное: атлет уже не воспринимается героем, образ становится более приниженным, в то время как в высокой классике он был восходящим: людей героизировали, героев обожествляли, а богов ставили на уровень высшей духовной и природной силы. Словно предчувствуя такой конец, греческое искусство поздней классики создало особый жанр мемориальных стел. Искусство надгробного рельефа, пресечённое греко-персидскими войнами, ожило в Аттике лишь после Фидия. Чем дальше, тем больше оно набирало силу, и в IV в. до н. э. создало целый ряд первоклассных творений. В погребения клали изумительные по тонкости исполнения и выразительности средств белофонные лекифы, на которых были изображены встречи живых с умершими в ритуальные дни. А над захоронениями ставили мраморные надгробия со всё более высоким рельефом, приблизившиеся вплотную к скульптурным телам, помещаемым в эдикулы (от лат. aedicula — «маленький храм») — ниши, обрамлённые двумя небольшими колоннами или пилястрами с антамблементом и фронтончиком над ними. Такое оформление делало их похожими на храм, в котором происходит воображаемая встреча живых и умерших. Их союз подчёркивают рукопожатие и встреча взглядов.
- Вопрос 1 Искусство
- Определение термина
- Появление
- [Править]Искусства в античном мире
- Искусства в Средние века
- От Возрождения до современности
- [Править]Классификация
- [Править]Искусство и критика
- [Править]Теории искусства
- [Править]Цели искусства
- Вопрос 2 Искусство первобытного общества — 1.1 Искусство первобытного общества.
- Периодизация
- Палеолит
- Живопись Палеолита
- Пещера Фон-де-Гом. Франция
- Пещера Нио. Франция
- Пещера Ласко
- Скульптура палеолита
- Мезолит
- Достижения
- Вопрос 3 Древний Египет. Архитектура и искусство
- Архитектура Египта архаического периода (до начала IV тыс. До н. Э.)
- Архитектура Египта. Эпоха Древнего царства (конец IV— III тыс. До н.Э.)
- Архитектура Египта. Эпоха Среднего царства (конец III — начало II тыс. До н.Э.)
- Архитектура Египта. Эпоха Нового царства (1580—1100 гг. До н.Э.)
- Архитектура Египта. Эллинистический период (IV — I вв. До н. Э.)
- Конструкции из глинянных материалов в архитектуре Древнего Египта
- Деревянные конструкции в архитектуре Египта
- Приёмы каменной конструкции в архитектуре Египта
- Архитектурные формы Древнего Египта
- Законы пропорций и оптических иллюзий в архитектуре Египта
- Храмы Древнего Египта
- Пирамиды и гробницы Древнего Египта
- Архитектура жилища в Древнем Египте
- Инженерные и крепостные сооружения Древнего Египта
- Вопрос 4
- Вопрос 6
- Искусство Древней Греции. Архаика
- Архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Керамика
- Вопрос 7
- 1. Периодизация античного искусства
- 2. Ранняя классика
- 3. Высокая классика
- 4. Поздняя классика
- Заключение
- Вопрос 8 Ордерная система
- Вопрос 9 Эллинистическое искусство (е. Ротенберг) Искусство эпохи эллинизма
- 224. Храм Зевса Олимпийского в Афинах (Олимпейон). Заложен в 6 в. До н. Э.; основное строительство — 174—163 гг. До н. Э.; закончен во 2 в. Н. Э.
- 225. Ника Самофракийская. Мрамор. Конец 4 в. До н. Э. Париж. Лувр.
- 227 6. Девушка из Анцио. Голова. Мрамор. Середина 3 в. До н. Э. Рим. Музей Терм.
- 227 А. Голова девушки с острова Хиоса. Мрамор. Конец 4 в. До н. Э. Бостон. Музей изящных искусств.
- 237 А. Мальчик на лошади. Фрагмент бронзовой статуи, найденной в море у мыса Артемисион. Конец 2 в. До н. Э. Афины. Национальный музей.
- 230. Агесандр (Александр). Афродита Милосская. Мрамор. 3—2 вв. До н. Э. Париж. Лувр.
- 231. Агесандр (Александр). Афродита Милосская. Фрагмент.
- 226 А. Портрет Аристотеля. Конец 4 в. До н. Э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Вена. Музей.
- 226 6. Портрет Эпикура. 3 в. До н. Э. Вероятно, римская копия с утраченного прижизненного портрета. Мрамор. Нью-Йорк. Метрополитен-музей.
- 229. Полиевкт. Статуя Демосфена. Около 280 г. До н. Э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Рим. Ватикан.
- 228. Портрет философа (так называемый Сенека). Бронза. 3—2 вв. До н. Э. Неаполь. Национальный музей.
- 236 А. Старый учитель. Терракотовая статуэтка из Аттики. Париж. Лувр.
- 234 А. Битва Александра с Дарием. Мозаичная копия с картины конца 4 в. До н. Э., найденная в доме Фавна в Помпеях. Неаполь. Национальный музей.
- 238 А. Аполлоний, сын Нестора. Так называемый Бельведерский торс. Мрамор. 1 в. До н. Э. Рим. Ватикан.
- 238 6. Аполлоний, сын Нестора. Статуя кулачного бойца. Бронза. 1 в. До н. Э. Рим. Музей Терм.
- 232. Афродита Киренская. Фрагмент. Мрамор. Конец 4—3 в. До н. Э. Рим. Музей Терм.
- 233. Голова богини из собрания Голенищева. Мрамор. 3 в. До н. Э. Москва. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
- 237 6. Старый рыбак. 2—1 вв. До н. Э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Рим. Ватикан.
- 236 6. Мальчик-нубиец. Бронзовая статуэтка из Александрии. Париж. Национальная библиотека.
- 234 6. Геракл с собакой. Мраморная римская копия с рельефа 2 в. До н. Э. Париж. Лувр.
- 235. Камея Гонзага с изображением Птолемея Филадельфа и Арсинои. Сердолик. Первая половина 3 в. До н. Э. Ленинград. Эрмитаж.
- 239 6. Статуя эллинистического правителя (так называемый Диадох). Бронза. 3—2 вв. До н. Э. Рим. Музей Терм.
- 240. Портрет Антиоха III. Мрамор. Конец 3 — начало 2 в. До н. Э. Париж. Лувр.
- 241. Портрет Антиоха III.
- 242. Галл, убивающий себя и жену. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Конец 3 в. До н. Э. Рим. Музей Терм.
- 243 А. Галл, убивающий себя и жену. Фрагмент.
- 243 6. Умирающий галл. Конец 3 в. До н. Э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Рим. Капитолийский музей.
- 246. Пергамский алтарь. Фрагмент. Около 180 г. До н. Э. Берлин.
- 245. Борьба Зевса с гигантами. Фрагмент фриза Пергамского алтаря. Мрамор. Около 180 г. До н. Э. Берлин.
- 244. Борьба Афины с гигантом. Фрагмент фриза Пергамского алтаря. Мрамор. Около 180 г. До н. Э. Берлин.
- 247. Афина и гигант Алкионей. Фрагмент фриза Пергамского алтаря. Мрамор. Около 180 г. До н. Э. Берлин.
- 249. Голова Афродиты из Пергама. Мрамор. Начало 2 в. До н. Э. Берлин.
- 239 А. Агасий Эфесский. Статуя воина. (Боргезский боец). 1 в. До н. Э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Париж. Лувр.
- 248. Агесандр, Полидор и Афинодор. Лаокоон. Мрамор. Около 25 г. До н. Э. Рим. Ватикан.
- Вопрос 10 Этрусское искусство
- 250 А. Этрусская урна из Кьюзи в виде дома. Камень. 3 в. До н. Э. Берлин.
- 251. Танец. Роспись гробницы в Корнето. Начало 5 в. До н. Э.
- 253. Скульптор Вулка. Статуя Аполлона из Вей. Глина. Около 500 г. До н. Э. Рим. Вилла папы Юлия.
- 252. Голова Гермеса из Вей. Глина. Около 500 г. До н. Э. Рим. Вилла папы Юлия.
- 254. Статуя воина. Глина. Около 500 г. До н. Э. Нью-Йорк. Метрополитен-музей.
- 250 6. Голова с погребальной урны из Кьюзи. Начало 6 в. До н. Э. Глина. Кьюзи. Музей.
- 255 А. Саркофаг из Черветри. Глина. Около 500 г. До н. Э. Рим. Вилла папы Юлия.
- 255 6. Капитолийская волчица. Бронза. 6 в. До н. Э. Рим. Палаццо Консерватори.
- Вопрос 11
- Вопрос 12 Искусство Римской Империи.
- Вопрос 13 Римский скульптурный портрет
- [Править]Идеология [править]Религиозная функция римского портрета
- [Править]Политическая функция римского портрета
- [Править]Психологический аспект появления римского портрета
- [Править]Жанры
- [Править]Общие тенденции
- [Править]История [править]Этрусский портрет
- [Править]Портрет эпохи Республики
- [Править]Портрет эпохи Империи [править]Портрет эпохи Августа
- [Править]Портрет Юлиев-Клавдиев
- [Править]Портрет Флавиев
- [Править]Портрет эпохи Траяна
- [Править]Портрет эпохи Адриана
- [Править]Портрет Антонинов
- [Править]Портрет Северов
- [Править]Портрет эпохи солдатских императоров
- [Править]Портрет иллирийских императоров
- [Править]Портрет IV века
- Вопрос 14 Средневековое искусство Западной Европы
- Меровингское искусство
- «Каролингское возрождение»
- Романский стиль
- Франция
- Средневековое искусство Западной Европы
- Германия
- Испания
- Испания
- Вопрос 15 раннехристианское искусство
- Вопрос 16 Художественная культура и искусство Византии
- Вопрос 17 Романское искусство
- Вопрос 18
- Архитектура
- [Править]Система аркбутанов и контрфорсов
- [Править]См.Также
- [Править]Изобразительное искусство
- [Править]Скульптура
- [Править]Живопись
- Готическое искусство