logo
ОТВЕТЫ ИМИ

Меровингское искусство

В V в. целый ряд областей северной и центральной Франции были объединены государством Меровингов. Династия Меровингов просуществовала до VIII в. Меровингское искусство опиралось на традиции позднеантичного искусства и искусства варварских народов. Архитектура меровингской эпохи в известной степени отразила упадок строительной техники, вызванный крушением античного мира, и в то же время подготовила почву для расцвета дороманского зодчества в период «Каролингского возрождения». Для эпохи меровингов типичны баптистерии (в Пуатье, IV—XI вв.), подземные церкви-крипты (Сен-Лоран в Гренобле, кон. VIII в.) и церкви базиликального типа; зачастую в постройках использовались античные мраморные колонны. В декоративно-прикладном искусстве позднеантичные мотивы сочетались с чертами «звериного стиля»; особенно распространены были плоскорельефная резьба по камню (саркофаги), рельефы из обожженной глины для украшения церквей, изготовление церковной утвари и оружия, богато украшенного золотыми и серебряными вставками и драгоценными камнями. В книжной миниатюре главное внимание обращалось на украшение инициалов и фронтисписов, в декоре рукописей использовались орнаменты, в которых встречаются раннехристианские мотивы в виде венков, крестов, фигурок ангелов и птиц вокруг райских дерев.

В Англии, Ирландии и Скандинавии, куда почти не дошла римская цивилизация, в VII—VIII вв. все еще преобладали варварские традиции и верования. Североевропейский орнамент состоял из спиралей, плетенок, узлов, образующих бесконечное кружево линий. Среди узоров возникали очертания зверей и птиц, фигурки людей и демонов. По представлениям варваров, обладая магическими свойствами, эти узоры защищали человека от нечистой силы. Такие орнаменты часто встречаются на рукоятях мечей, а также на страницах древних ирландских рукописей. Не севере Европы было также развито искусство резьбы по камню. Надписями и различными изображениями украшали большие каменные кресты, которые устанавливали, чаще всего, на перепутьях. Для украшения крестов поначалу использовался орнамент из виноградных лоз, позднее в резьбе стали преобладать стилизованные изображения животных и птиц, вплетенные в замысловатые узоры.