Вопрос 11
| — Искусство Римской республики. Периодизация - Период развития племен Италии, этрусская культура: 8 – 2 вв. до н.э. - «Царский » период Древнего Рима: 8 – 6 вв. до н.э. - Республиканский период Древнего Рима: 5 – 1 вв. до н.э. - Императорский период Древнего Рима: 1 – 5 вв. н.э. (падение Рима в 476 год н. э.). Искусство этрусков Развитие римского искусства во многом обязано старой художественной культуре этрусков. До римского владычества в Италии, самой значительной культурной областью была Этрурия (кроме греческих городов) – область, лежащая на западной стороне Аппенинского полуострова. Период наибольшего политического расцвета Этрурии – 6 в. до н.э. Архитектура Этрусские храмы по типу очень похожи на греческие, но - стояли на высоком пьедестале, - имели сильно выступающий карниз, - обычно богато украшались терракотовыми деталями. Этруски применяли так называемый тосканский ордер, похожий на дорический (колонны без каннелюр, но имели базу и похожую на дорическую капитель). Эта архитектура сложилась под влиянием Греции архаического периода. Изобразительное искусство Со второй половины 7 в. до н.э. искусство этрусков развивается под влиянием Греции. Как и в Греции эллинистического периода в росписях конца 5 – 3 вв. до н.э. меняется настроение в живописи, изображаются мрачные картины подземного мира, владыки Аида – Плутон и Прозерпина, … В изображении заупокойных пиров участники полны грусти и печали. Именно в 5 в. до н.э. Рим начал военные действия против Этрурии. Роспись могилы Щитов в Тарквиниях. Деталь женской фигуры. Фреска. ок. 280 г.до н.э. Роспись гробницы Чудовища в Тарквинии. Портрет Арнти Велхас. Фреска. Нач.4 в. до н.э. С 4 в. до н.э. и в последующие столетия большое место в этрусском искусстве занимает портрет – в росписях гробниц и в скульптуре. К 280 г. до н.э. Этрурия уже вся была завоевана Римом. В 3 – 2 вв. до н.э. Этрурия под властью Рима пережила свой второй подъем, хотя и не такой блестящий, как в 5 – 4 вв. до н. э. Искусство продолжает развиваться по двум направлениям: одно связано с эллинистическим искусством, другое – традиционно-местное. Самобытность этрусского искусства более всего проявилась в портрете. Теперь в обычай входит захоронение в саркофагах и урнах с изображением возлежащего покойного на крышке. Такой портрет чаще всего только физиономический и редко поднимается до психологического. Крышка с урны с изображением покойных. Терракота. Старые этрусские традиции видны в большой бронзовой статуе оратора. Статуя Авла Метелла. Бронза. Н – 1, 79 м. после 89 г. до н.э. В портрете хорошо видно внимание этрусков к физиономическим особенностям. Искусство Римской республики К концу 6 в. до н.э. Рим стал аристократической рабовладельческой республикой. Высший орган власти - сенат, куда могли входить только представители аристократии (патриции). Римский поэт Гораций говорил: «Греция, взятая в плен, победителей диких пленила, в Лаций суровый внеся искусства..." Хотя в этих словах, несомненно, есть поэтическое преувеличение, Гораций образно подчеркнул тот факт, что римляне преклонялись перед художественным гением греков. В середине 2 в. до н.э. Рим занял господство во всем Средиземноморье. Карфаген был разрушен, Греция и Македония превращены в римские провинции. С конца III века до н. э. римские полководцы стали вывозить на кораблях из завоеванных греческих городов произведения искусства. Это способствовало развитию художественного вкуса римлян. Общественные здания, храмы и площади Рима наполнились прекрасными статуями. Среди них были и творения таких великих мастеров, как Фидий, Мирон, Поликлет, Скопас, Пракситепь, Лисипп. Город Рим возник по преданию еще в 8 в. до н.э. По легенде весталка родила двух близнецов от бога Марса. Весталки - жрицы богини Весты, должны были давать обет безбрачия. За нарушение своего обета она была осуждена на смерть. Близнецов царь приказал бросить в Тибр. Но рабы, которым это было поручено, оставили корзину с близнецами на мелком месте, так как из-за разлива реки им трудно было подойти к глубокой воде. Когда разлив спал, корзина очутилась на сухом месте. На плач близнецов прибежала волчица, спустившаяся с окрестных гор к реке, чтобы напиться, и накормила их своим молоком. Вскоре детей нашел царский пастух. Он принес их домой и отдал на воспитание своей жене. Близнецам дали имена Ромула и Рема. Выросши, они кроме охоты стали заниматься еще тем, что нападали на разбойников, отнимали у них добычу и делили ее между пастухами. В конце концов, раскрылась тайна о том, что они внуки царя. Братья решили основать новый город в тех местах, где были найдены. При основании его они поссорились, и Ромул убил Рема, а город назвал своим именем. Архитектура Рим сложился на нескольких холмах (Капитолий, Палатин и Квиринал). Центральная площадь Древнего Рима – Римский форум (форум Романум). В дальнейшем еще пять форумов (площадей) примкнули к первому. В результате постепенной застройки форум приобрел асимметричный характер. Сооружения времени республиканского Рима свидетельствуют о полном овладении греческими ордерами. В основном сооружения строились из известняка, туфа, частично из мрамора. Храм Сатурна на форуме Романум. 1 в. до н.э. В римской архитектуре стал распространен тип круглого храма - толос. В этих храмах применяли коринфский ордер, излюбленный римлянами, воспринятый ими у греков. Храм Весты на Бычьем форуме (рынке). 1 в. до н.э. На Бычьем форуме располагается еще один храм времени Римской Республики. Уникальный пример псевдопериптера. Храм Фортуны Вирилис на Бычьем форуме (рынке). 1 в. до н.э. Храм Фортуны Вирилис на Бычьем форуме (рынке). 1 в. до н.э. Черты римской архитектуры – подиум, четырехколонный глубокий портик. Еще один храм, круглый в плане. Храм Весты в Тиволи. 1 в. до н.э. В I веке до н. э. инженер и архитектор Витрувий создал трактат "Десять книг об архитектуре", который был подлинной энциклопедией строительной практики его эпохи. Витрувий сформулировал основные требования, которые применимы к архитектурному сооружению любого времени: оно должно сочетать в себе пользу, прочность и красоту. От зодчего Древнего Рима требовалось всеобъемлющее образование, включающее знание климата, почвоведения, минералогии, акустики, гигиены, прикладной астрономии, математики, истории, философии, а также архитектурной эстетики. Изобразительное искусство В изобразительном искусстве республиканского Рима заметно влияние греческого и этрусского искусства. Но в греческом искусстве господствующими были образы богов, мифологических героев, атлетов. Портрет в Греции зародился относительно поздно (в середине 5 в. до н.э.). В Риме же, наоборот, именно портрет получил доминирующее значение. В портрете, особенно в скульптурном, проявилось своеобразие римского искусства. Также и в живописи получают распространение не мифологические темы, а сюжеты, рассказывающие о конкретных событиях. Архитектура Древнейшим произведением первых десятилетий республики является знаменитая бронзовая скульптура: Волчица с Капитолия. V в. до н. э. Рим, Музей Капитолия. Превосходная техника бронзового литья говорят о том, что это работа этрусских мастеров. Согласно сложившемуся культу знатные римляне заказывали скульптурные изображения покойного либо в виде стелы, которую ставили на могилу, либо в виде портретных бюстов. Мастера 1 в. до н.э., работая над портретом, точно следовали натуре, часто, вероятно уже по мертвому лицу. Они ничего не изменяли и сохраняли все мелкие подробности. Выражение лица в таких портретах всегда спокойно, обозначены морщины на лбу, взор безжизненный, уголки рта опущены. Волосы коротко подстрижены и прилегают ко лбу. Чаще всего изображены мужчины, уже в годах. В женском портрете ярко выступает характерная особенность римского искусства: отсутствие всякой идеализации. С развитием общественной жизни и ростом роли полководца-завоевателя, государственного деятеля в Риме появляется не только надгробная, но и светская скульптура. Эта скульптура представляет собой почетную статую римлянина закутанного в тогу. Статуя римлянина с портретами предков. Мрамор. 25 – 21 гг. до н.э. Подобный рисунок драпировки, только более мягкий сохранится на статуях 1 – 2 в. н.э. Живопись В Риме 2 – 1 вв. до н.э создаются картины с изображением битв и триумфов (известно по литературным источникам). Батальные картины точно воспроизводили местность, где происходила битва, и расположение войск. Такие картины везли в триумфальном шествии и выставляли в общественных местах для всеобщего обозрения. На картинах писались портреты триумфаторов в белых тогах с пурпурной каймой, шествовавших во главе войска или на колесницах. 1-й декоративный стиль - инкрустационный. Все архитектурные детали (пилястры, карнизы, цоколь, полочки, отдельные квадры) делались объемными из штукатурки, а потом расписывались. Фреска из Самнитского дома. 2-ой декоративный стиль – архитектурно-перспективный. Архитектурные детали не создаются объемными, а изображаются средствами живописи (колонки, пилястры, сложные карнизы, ниши). Впечатление объемности достигается использованием перспективного сокращения. В декорацию стен вводятся тематические картины (чаще всего повторение греческих оригиналов). Вилла Мистерий. 60-е гг. до н.э. Фреска 2 помпеянского стиля виллы Мистерий. Помпеи. Бичуемая девушка и вакханка. Фрагмент фрески виллы Мистерий. Помпеи. |
- Вопрос 1 Искусство
- Определение термина
- Появление
- [Править]Искусства в античном мире
- Искусства в Средние века
- От Возрождения до современности
- [Править]Классификация
- [Править]Искусство и критика
- [Править]Теории искусства
- [Править]Цели искусства
- Вопрос 2 Искусство первобытного общества — 1.1 Искусство первобытного общества.
- Периодизация
- Палеолит
- Живопись Палеолита
- Пещера Фон-де-Гом. Франция
- Пещера Нио. Франция
- Пещера Ласко
- Скульптура палеолита
- Мезолит
- Достижения
- Вопрос 3 Древний Египет. Архитектура и искусство
- Архитектура Египта архаического периода (до начала IV тыс. До н. Э.)
- Архитектура Египта. Эпоха Древнего царства (конец IV— III тыс. До н.Э.)
- Архитектура Египта. Эпоха Среднего царства (конец III — начало II тыс. До н.Э.)
- Архитектура Египта. Эпоха Нового царства (1580—1100 гг. До н.Э.)
- Архитектура Египта. Эллинистический период (IV — I вв. До н. Э.)
- Конструкции из глинянных материалов в архитектуре Древнего Египта
- Деревянные конструкции в архитектуре Египта
- Приёмы каменной конструкции в архитектуре Египта
- Архитектурные формы Древнего Египта
- Законы пропорций и оптических иллюзий в архитектуре Египта
- Храмы Древнего Египта
- Пирамиды и гробницы Древнего Египта
- Архитектура жилища в Древнем Египте
- Инженерные и крепостные сооружения Древнего Египта
- Вопрос 4
- Вопрос 6
- Искусство Древней Греции. Архаика
- Архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Керамика
- Вопрос 7
- 1. Периодизация античного искусства
- 2. Ранняя классика
- 3. Высокая классика
- 4. Поздняя классика
- Заключение
- Вопрос 8 Ордерная система
- Вопрос 9 Эллинистическое искусство (е. Ротенберг) Искусство эпохи эллинизма
- 224. Храм Зевса Олимпийского в Афинах (Олимпейон). Заложен в 6 в. До н. Э.; основное строительство — 174—163 гг. До н. Э.; закончен во 2 в. Н. Э.
- 225. Ника Самофракийская. Мрамор. Конец 4 в. До н. Э. Париж. Лувр.
- 227 6. Девушка из Анцио. Голова. Мрамор. Середина 3 в. До н. Э. Рим. Музей Терм.
- 227 А. Голова девушки с острова Хиоса. Мрамор. Конец 4 в. До н. Э. Бостон. Музей изящных искусств.
- 237 А. Мальчик на лошади. Фрагмент бронзовой статуи, найденной в море у мыса Артемисион. Конец 2 в. До н. Э. Афины. Национальный музей.
- 230. Агесандр (Александр). Афродита Милосская. Мрамор. 3—2 вв. До н. Э. Париж. Лувр.
- 231. Агесандр (Александр). Афродита Милосская. Фрагмент.
- 226 А. Портрет Аристотеля. Конец 4 в. До н. Э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Вена. Музей.
- 226 6. Портрет Эпикура. 3 в. До н. Э. Вероятно, римская копия с утраченного прижизненного портрета. Мрамор. Нью-Йорк. Метрополитен-музей.
- 229. Полиевкт. Статуя Демосфена. Около 280 г. До н. Э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Рим. Ватикан.
- 228. Портрет философа (так называемый Сенека). Бронза. 3—2 вв. До н. Э. Неаполь. Национальный музей.
- 236 А. Старый учитель. Терракотовая статуэтка из Аттики. Париж. Лувр.
- 234 А. Битва Александра с Дарием. Мозаичная копия с картины конца 4 в. До н. Э., найденная в доме Фавна в Помпеях. Неаполь. Национальный музей.
- 238 А. Аполлоний, сын Нестора. Так называемый Бельведерский торс. Мрамор. 1 в. До н. Э. Рим. Ватикан.
- 238 6. Аполлоний, сын Нестора. Статуя кулачного бойца. Бронза. 1 в. До н. Э. Рим. Музей Терм.
- 232. Афродита Киренская. Фрагмент. Мрамор. Конец 4—3 в. До н. Э. Рим. Музей Терм.
- 233. Голова богини из собрания Голенищева. Мрамор. 3 в. До н. Э. Москва. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
- 237 6. Старый рыбак. 2—1 вв. До н. Э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Рим. Ватикан.
- 236 6. Мальчик-нубиец. Бронзовая статуэтка из Александрии. Париж. Национальная библиотека.
- 234 6. Геракл с собакой. Мраморная римская копия с рельефа 2 в. До н. Э. Париж. Лувр.
- 235. Камея Гонзага с изображением Птолемея Филадельфа и Арсинои. Сердолик. Первая половина 3 в. До н. Э. Ленинград. Эрмитаж.
- 239 6. Статуя эллинистического правителя (так называемый Диадох). Бронза. 3—2 вв. До н. Э. Рим. Музей Терм.
- 240. Портрет Антиоха III. Мрамор. Конец 3 — начало 2 в. До н. Э. Париж. Лувр.
- 241. Портрет Антиоха III.
- 242. Галл, убивающий себя и жену. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Конец 3 в. До н. Э. Рим. Музей Терм.
- 243 А. Галл, убивающий себя и жену. Фрагмент.
- 243 6. Умирающий галл. Конец 3 в. До н. Э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Рим. Капитолийский музей.
- 246. Пергамский алтарь. Фрагмент. Около 180 г. До н. Э. Берлин.
- 245. Борьба Зевса с гигантами. Фрагмент фриза Пергамского алтаря. Мрамор. Около 180 г. До н. Э. Берлин.
- 244. Борьба Афины с гигантом. Фрагмент фриза Пергамского алтаря. Мрамор. Около 180 г. До н. Э. Берлин.
- 247. Афина и гигант Алкионей. Фрагмент фриза Пергамского алтаря. Мрамор. Около 180 г. До н. Э. Берлин.
- 249. Голова Афродиты из Пергама. Мрамор. Начало 2 в. До н. Э. Берлин.
- 239 А. Агасий Эфесский. Статуя воина. (Боргезский боец). 1 в. До н. Э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Париж. Лувр.
- 248. Агесандр, Полидор и Афинодор. Лаокоон. Мрамор. Около 25 г. До н. Э. Рим. Ватикан.
- Вопрос 10 Этрусское искусство
- 250 А. Этрусская урна из Кьюзи в виде дома. Камень. 3 в. До н. Э. Берлин.
- 251. Танец. Роспись гробницы в Корнето. Начало 5 в. До н. Э.
- 253. Скульптор Вулка. Статуя Аполлона из Вей. Глина. Около 500 г. До н. Э. Рим. Вилла папы Юлия.
- 252. Голова Гермеса из Вей. Глина. Около 500 г. До н. Э. Рим. Вилла папы Юлия.
- 254. Статуя воина. Глина. Около 500 г. До н. Э. Нью-Йорк. Метрополитен-музей.
- 250 6. Голова с погребальной урны из Кьюзи. Начало 6 в. До н. Э. Глина. Кьюзи. Музей.
- 255 А. Саркофаг из Черветри. Глина. Около 500 г. До н. Э. Рим. Вилла папы Юлия.
- 255 6. Капитолийская волчица. Бронза. 6 в. До н. Э. Рим. Палаццо Консерватори.
- Вопрос 11
- Вопрос 12 Искусство Римской Империи.
- Вопрос 13 Римский скульптурный портрет
- [Править]Идеология [править]Религиозная функция римского портрета
- [Править]Политическая функция римского портрета
- [Править]Психологический аспект появления римского портрета
- [Править]Жанры
- [Править]Общие тенденции
- [Править]История [править]Этрусский портрет
- [Править]Портрет эпохи Республики
- [Править]Портрет эпохи Империи [править]Портрет эпохи Августа
- [Править]Портрет Юлиев-Клавдиев
- [Править]Портрет Флавиев
- [Править]Портрет эпохи Траяна
- [Править]Портрет эпохи Адриана
- [Править]Портрет Антонинов
- [Править]Портрет Северов
- [Править]Портрет эпохи солдатских императоров
- [Править]Портрет иллирийских императоров
- [Править]Портрет IV века
- Вопрос 14 Средневековое искусство Западной Европы
- Меровингское искусство
- «Каролингское возрождение»
- Романский стиль
- Франция
- Средневековое искусство Западной Европы
- Германия
- Испания
- Испания
- Вопрос 15 раннехристианское искусство
- Вопрос 16 Художественная культура и искусство Византии
- Вопрос 17 Романское искусство
- Вопрос 18
- Архитектура
- [Править]Система аркбутанов и контрфорсов
- [Править]См.Также
- [Править]Изобразительное искусство
- [Править]Скульптура
- [Править]Живопись
- Готическое искусство