250 А. Этрусская урна из Кьюзи в виде дома. Камень. 3 в. До н. Э. Берлин.
Древнейшим типом построек были, повидимому, круглые и овальные в плане хижины, представление о которых дают глиняные погребальные урны. О более позднем сельском италийском доме можно судить по урне в виде дома из Кьюзи. Здание имело в плане прямоугольную форму, высокая крыша образовывала большие навесы, дающие тень; в крыше имелось прямоугольное отверстие (комплювиум), через которое освещался дом. Соответственно отверстию в крыше, в полу дома помещался бассейн (имплювиум), куда стекала дождевая вода. Сельские дома строились из грубого камня или из глины на деревянном каркасе. Крыши были соломенные, тростниковые или черепичные.
Центр городского дома составлял атриум (внутренний закрытый дворик). Вокруг него строго симметрично располагались другие помещения: справа и слева - помещения для мужчин и для рабов и иногда для домашнего скота, в глубине, вдали от входа, размещались комнаты хозяйки, ее дочерей и служанок. О жилищах городской бедноты дают понятие раскопанные в Марцаботто остатки больших одноэтажных домов с множеством отдельных каморок, выходивших во внутренний двор. В этих же домах находились лавки и мастерские. Они размещались в той стороне дома, которая выходила на улицу, за ними обычно находилось помещение для жилья.
Из архитектурных сооружений Этрурии лучше всего сохранились гробницы. Некоторые из них, на севере Этрурии, представляют собой тумулусы - курганы с расположенными под насыпным холмом погребальными камерами и дромосом, сложенными из каменных блоков; другие, на юге Этрурии, близ Черветри (Церэ), сохраняют вид тумулуса, но сложены не из отдельных камней, а целиком высечены в туфовых скалах (гробница Реголини Галасси, 7 в. до н.э., гробница «Нарисованных львов и др.), третьи представляют собой подобие прямоугольных домиков, в совокупности образующих своеобразный город мертвых. Внутреннее оформление погребальной камеры часто являлось воспроизведением архитектуры жилищ (гробница в Корнето, гробница близ Вей).
Большой интерес представляют росписи стен этих гробниц. От 6 - начала 5 в. до н.э. дошло несколько десятков расписных склепов - в Корнето, Кьюзи, Черветри, Вульчи, Орвьето и др. Обычно две стены в соответствии с формой перекрытия были выше других, заканчиваясь выступами в форме усеченного поля фронтона. Расположение живописи подчеркивало архитектуру склепа. На гладкий, плотный известняк краски наносились непосредственно; крупнозернистая или пористая поверхность покрывалась слоем штукатурки, которая служила грунтом. Краски употреблялись минеральные; росписи выполнялись в технике фрески, то есть по сырому грунту, лишь иногда для выделения отдельных мест фрески краска наносилась уже на сухом грунте на готовую роспись. Палитра этрусского художника в архаический период состояла из черной, белой, красной и желтой краски, позже появляются голубой и зеленый цвета. Белый или желтоватый грунт служил фоном для изображений. Живопись на стене располагалась поясами. Вверху стен помещались декоративные фигуры, главным образом зверей, изображавшихся часто в геральдических позах (например, в гробнице «Леопардов»); средний, широкий пояс занимали главные изображения, над ним, а иногда и под ним проходил узкий фриз с фигурами. Цоколь обозначался рядом продольных разноцветных полос. Живописная декорация гробниц в известной мере связана с расписными греческими вазами ориентализирующего и чернофигурного стилей.
- Вопрос 1 Искусство
- Определение термина
- Появление
- [Править]Искусства в античном мире
- Искусства в Средние века
- От Возрождения до современности
- [Править]Классификация
- [Править]Искусство и критика
- [Править]Теории искусства
- [Править]Цели искусства
- Вопрос 2 Искусство первобытного общества — 1.1 Искусство первобытного общества.
- Периодизация
- Палеолит
- Живопись Палеолита
- Пещера Фон-де-Гом. Франция
- Пещера Нио. Франция
- Пещера Ласко
- Скульптура палеолита
- Мезолит
- Достижения
- Вопрос 3 Древний Египет. Архитектура и искусство
- Архитектура Египта архаического периода (до начала IV тыс. До н. Э.)
- Архитектура Египта. Эпоха Древнего царства (конец IV— III тыс. До н.Э.)
- Архитектура Египта. Эпоха Среднего царства (конец III — начало II тыс. До н.Э.)
- Архитектура Египта. Эпоха Нового царства (1580—1100 гг. До н.Э.)
- Архитектура Египта. Эллинистический период (IV — I вв. До н. Э.)
- Конструкции из глинянных материалов в архитектуре Древнего Египта
- Деревянные конструкции в архитектуре Египта
- Приёмы каменной конструкции в архитектуре Египта
- Архитектурные формы Древнего Египта
- Законы пропорций и оптических иллюзий в архитектуре Египта
- Храмы Древнего Египта
- Пирамиды и гробницы Древнего Египта
- Архитектура жилища в Древнем Египте
- Инженерные и крепостные сооружения Древнего Египта
- Вопрос 4
- Вопрос 6
- Искусство Древней Греции. Архаика
- Архитектура
- Скульптура
- Живопись
- Керамика
- Вопрос 7
- 1. Периодизация античного искусства
- 2. Ранняя классика
- 3. Высокая классика
- 4. Поздняя классика
- Заключение
- Вопрос 8 Ордерная система
- Вопрос 9 Эллинистическое искусство (е. Ротенберг) Искусство эпохи эллинизма
- 224. Храм Зевса Олимпийского в Афинах (Олимпейон). Заложен в 6 в. До н. Э.; основное строительство — 174—163 гг. До н. Э.; закончен во 2 в. Н. Э.
- 225. Ника Самофракийская. Мрамор. Конец 4 в. До н. Э. Париж. Лувр.
- 227 6. Девушка из Анцио. Голова. Мрамор. Середина 3 в. До н. Э. Рим. Музей Терм.
- 227 А. Голова девушки с острова Хиоса. Мрамор. Конец 4 в. До н. Э. Бостон. Музей изящных искусств.
- 237 А. Мальчик на лошади. Фрагмент бронзовой статуи, найденной в море у мыса Артемисион. Конец 2 в. До н. Э. Афины. Национальный музей.
- 230. Агесандр (Александр). Афродита Милосская. Мрамор. 3—2 вв. До н. Э. Париж. Лувр.
- 231. Агесандр (Александр). Афродита Милосская. Фрагмент.
- 226 А. Портрет Аристотеля. Конец 4 в. До н. Э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Вена. Музей.
- 226 6. Портрет Эпикура. 3 в. До н. Э. Вероятно, римская копия с утраченного прижизненного портрета. Мрамор. Нью-Йорк. Метрополитен-музей.
- 229. Полиевкт. Статуя Демосфена. Около 280 г. До н. Э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Рим. Ватикан.
- 228. Портрет философа (так называемый Сенека). Бронза. 3—2 вв. До н. Э. Неаполь. Национальный музей.
- 236 А. Старый учитель. Терракотовая статуэтка из Аттики. Париж. Лувр.
- 234 А. Битва Александра с Дарием. Мозаичная копия с картины конца 4 в. До н. Э., найденная в доме Фавна в Помпеях. Неаполь. Национальный музей.
- 238 А. Аполлоний, сын Нестора. Так называемый Бельведерский торс. Мрамор. 1 в. До н. Э. Рим. Ватикан.
- 238 6. Аполлоний, сын Нестора. Статуя кулачного бойца. Бронза. 1 в. До н. Э. Рим. Музей Терм.
- 232. Афродита Киренская. Фрагмент. Мрамор. Конец 4—3 в. До н. Э. Рим. Музей Терм.
- 233. Голова богини из собрания Голенищева. Мрамор. 3 в. До н. Э. Москва. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
- 237 6. Старый рыбак. 2—1 вв. До н. Э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Рим. Ватикан.
- 236 6. Мальчик-нубиец. Бронзовая статуэтка из Александрии. Париж. Национальная библиотека.
- 234 6. Геракл с собакой. Мраморная римская копия с рельефа 2 в. До н. Э. Париж. Лувр.
- 235. Камея Гонзага с изображением Птолемея Филадельфа и Арсинои. Сердолик. Первая половина 3 в. До н. Э. Ленинград. Эрмитаж.
- 239 6. Статуя эллинистического правителя (так называемый Диадох). Бронза. 3—2 вв. До н. Э. Рим. Музей Терм.
- 240. Портрет Антиоха III. Мрамор. Конец 3 — начало 2 в. До н. Э. Париж. Лувр.
- 241. Портрет Антиоха III.
- 242. Галл, убивающий себя и жену. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Конец 3 в. До н. Э. Рим. Музей Терм.
- 243 А. Галл, убивающий себя и жену. Фрагмент.
- 243 6. Умирающий галл. Конец 3 в. До н. Э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Рим. Капитолийский музей.
- 246. Пергамский алтарь. Фрагмент. Около 180 г. До н. Э. Берлин.
- 245. Борьба Зевса с гигантами. Фрагмент фриза Пергамского алтаря. Мрамор. Около 180 г. До н. Э. Берлин.
- 244. Борьба Афины с гигантом. Фрагмент фриза Пергамского алтаря. Мрамор. Около 180 г. До н. Э. Берлин.
- 247. Афина и гигант Алкионей. Фрагмент фриза Пергамского алтаря. Мрамор. Около 180 г. До н. Э. Берлин.
- 249. Голова Афродиты из Пергама. Мрамор. Начало 2 в. До н. Э. Берлин.
- 239 А. Агасий Эфесский. Статуя воина. (Боргезский боец). 1 в. До н. Э. Мраморная римская копия с утраченного оригинала. Париж. Лувр.
- 248. Агесандр, Полидор и Афинодор. Лаокоон. Мрамор. Около 25 г. До н. Э. Рим. Ватикан.
- Вопрос 10 Этрусское искусство
- 250 А. Этрусская урна из Кьюзи в виде дома. Камень. 3 в. До н. Э. Берлин.
- 251. Танец. Роспись гробницы в Корнето. Начало 5 в. До н. Э.
- 253. Скульптор Вулка. Статуя Аполлона из Вей. Глина. Около 500 г. До н. Э. Рим. Вилла папы Юлия.
- 252. Голова Гермеса из Вей. Глина. Около 500 г. До н. Э. Рим. Вилла папы Юлия.
- 254. Статуя воина. Глина. Около 500 г. До н. Э. Нью-Йорк. Метрополитен-музей.
- 250 6. Голова с погребальной урны из Кьюзи. Начало 6 в. До н. Э. Глина. Кьюзи. Музей.
- 255 А. Саркофаг из Черветри. Глина. Около 500 г. До н. Э. Рим. Вилла папы Юлия.
- 255 6. Капитолийская волчица. Бронза. 6 в. До н. Э. Рим. Палаццо Консерватори.
- Вопрос 11
- Вопрос 12 Искусство Римской Империи.
- Вопрос 13 Римский скульптурный портрет
- [Править]Идеология [править]Религиозная функция римского портрета
- [Править]Политическая функция римского портрета
- [Править]Психологический аспект появления римского портрета
- [Править]Жанры
- [Править]Общие тенденции
- [Править]История [править]Этрусский портрет
- [Править]Портрет эпохи Республики
- [Править]Портрет эпохи Империи [править]Портрет эпохи Августа
- [Править]Портрет Юлиев-Клавдиев
- [Править]Портрет Флавиев
- [Править]Портрет эпохи Траяна
- [Править]Портрет эпохи Адриана
- [Править]Портрет Антонинов
- [Править]Портрет Северов
- [Править]Портрет эпохи солдатских императоров
- [Править]Портрет иллирийских императоров
- [Править]Портрет IV века
- Вопрос 14 Средневековое искусство Западной Европы
- Меровингское искусство
- «Каролингское возрождение»
- Романский стиль
- Франция
- Средневековое искусство Западной Европы
- Германия
- Испания
- Испания
- Вопрос 15 раннехристианское искусство
- Вопрос 16 Художественная культура и искусство Византии
- Вопрос 17 Романское искусство
- Вопрос 18
- Архитектура
- [Править]Система аркбутанов и контрфорсов
- [Править]См.Также
- [Править]Изобразительное искусство
- [Править]Скульптура
- [Править]Живопись
- Готическое искусство