4.3.Теории изучения музейного предмета
В практической деятельности теория музейного предмета используется главным образом для выработки критериев отбора предметов в музейное собрание и совершенствования принципов их научного описания. Поэтому наибольшее значение понятие «музейный предмет» имеет для исторических и краеведческих музеев; в естественно-научных музеях его познавательные возможности достаточно ограничены, а в художественных музеях преобладают эстетические и искусствоведческие критерии комплектования собраний.
Теоретическое обоснование понятия «изучение музейных предметов» стало складываться в отечественном музееведении в 1960-е гг. Составляя основу работы по комплектованию фондов, их учету, хранению и использованию, изучение музейных предметов имеет и самостоятельное значение. Оно представляет собой одно из важнейших направлений научно-исследовательской деятельности музея, ставящее своей целью определить музейную ценность предмета.
Музейные предметы изучаются с помощью методик, применяемых профильными музею дисциплинами: для произведений искусства используются методы искусствоведения, для археологических материалов — археологии, для естественно-научных объектов – естественных наук. Но музееведы изучают предмет не только как источник знаний, но и как культурную ценность, источник эмоций, поэтому принимают во внимание и аттрактивные свойства предмета. Изучение музейных предметов состоит из трех последовательных этапов – атрибуции предметов, их классификации и систематизации, а затем интерпретации.
Атрибуция, или определение ставит своей задачей выявить присущие предмету признаки — физические свойства, функциональное назначение, историю происхождения и бытования. Для этого устанавливается материал и способ изготовления предмета (ручной, механический, ковка, чеканка, литье, живопись, гравю
В процессе определения музейного предмета проводится сопоставление всех присущих ему признаков, он сравнивается с другими аналогичными и родственными ему предметами. В этой работе большую помощь оказывает научная и справочная литература – монографии, справочники, каталоги, путеводители. Существуют также издания, специально предназначенные для помощи в определении предметов — определители. Они представляют собой иллюстрированные издания, в которых выделены и описаны признаки, присущие той или иной группе родственных предметов. Одни определители описывают предметы, родственные по материалу, другие описывают признаки предметов, родственных по назначению или среде бытования. Данные, полученные в результате определения предмета, фиксируются в учетных документах и научно-справочном аппарате музейных фондов.
Следующий этап изучения музейных предметов – классификация и систематизация – призван установить взаимосвязи предметов. Классификация заключается в делении на группы по признакам родства и различия всего объема нужных музею предметов. Она осуществляется по классификационным схемам, разработанным самим музеем, и охватывает не только имеющиеся в музее предметы, но и те, которые должны в нем быть. Тем самым она выявляет существующие пробелы в музейном собрании.
Целью классификации может быть поступательное деление предметов на группы в соответствии со всеми существенными признаками (общая классификация) или по одному из них (частная классификация). В зависимости от выбранного принципа это будет хронологическая (по времени создания или бытования предметов) или географическая (по месту создания или бытования предметов), авторская или именная (объединяет предметы, относящиеся к одному лицу), тематическая (устанавливает отношение к темам профильной дисциплины) или предметная (группирует предметы по назначению или сюжету) классификация.
На основе принятых музеем классификаций осуществляется систематизация, то есть группировка реально существующих в музейном собрании предметов с помощью карточек или современных электронных средств систематизации и хранения научной информации. Создается система каталогов, соответствующих классификационной схеме.
Завершающий этап изучения музейных предметов — критический анализ и интерпретация (истолкование) их как источников знаний и эмоций. В его основе лежит синтез результатов атрибуции и систематизации, при этом устанавливаются подлинность, достоверность, репрезентативность предмета, объем содержащейся в нем информации, его аттрактивные, экспрессивные и коммуникативные качества, принадлежность к типовым или уникальным предметам и наконец — музейная ценность.
Свою специфику имеет изучение музейных предметов, относящихся к современной действительности. Многие процессы и явления, свидетельством которых они выступают, слабо исследованы профильной дисциплиной, что создает сложности при интерпретации предметов. В непосредственно наблюдаемой действительности исследователю порой трудно разглядеть в некоторых предметах музейное значение. Но есть и положительные стороны в определении предметов современного периода. Многие их признаки требуют не специального исследования, а только подробной фиксации, особенно когда речь идет о материале, технике изготовления, данных относительно происхождении и бытования предмета. Возможность получать о многих предметах современности более точные сведения, нежели о предметах предшествующего периода, позволяет проводить более детальную классификацию и систематизацию.
Исследователь может изучать не только отдельные предметы, но и их совокупность, которая составляет коллекцию. Однако теория и методика изучения музейных коллекций и собраний пока еще не разработаны.
Изучение предметов начинается уже на стадии их выявления в среде бытования и отбора для включения в музейное собрание. Предметы реальной действительности, обладающие определенными ценностными характеристиками, превращаются в музейные предметы, и это происходит в результате осуществления музеем одного из основных видов своей деятельности комплектования музейных фондов.
- Музейная и выставочная рАбота
- 100103 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм"
- Рецензент: ученый секретарь Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» кандидат педагогических наук Чернышева е.К. Оглавление
- Введение
- Основная цель дисциплины – усвоение студентами навыков музейного дела, умение на практике применять полученные теоретические знания в области музейно-выставочной работы.
- Тема 1. Музей как социокультурный институт. Музей в системе скс
- 1. 1. Характеристика музея как социокультурного института
- 1.2. Понятие «музей». Функции музея
- Тема 2. Музей в истории культуры
- 2.1. История музейного сервиса в зарубежных странах и в России
- Филиалы музея
- Государственная Третьяковская галерея
- Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
- Тема 3. Музейный предмет как основа музейного дела
- 3.1 .Понятие и функции музейного предмета
- 3.2. Свойства музейного предмета
- 4.3.Теории изучения музейного предмета
- Тема 4. Экспозиция: принципы и методы организации
- 4.1. Понятие «экспозиция»
- 4.3. Экспозиционные материалы
- 4.4. Основные этапы художественного проектирования музейных экспозиций
- Тема 5. Тэп и создание научной концепции
- 5.1. Научное проектирование экспозиции
- 5.2. Художественное проектирование экспозиции
- Тема 6. Музейные фонды: организация и принцип хранения экспонатов.
- 6.1. Понятие «музейные фонды»
- 6.2. Режим хранения фондов
- Тема 7. Музейный менеджмент и маркетинг: новые подходы в работе музея
- 7.1. Перспективный план как основной инструмент менеджмента
- 7.2. Фандрейзинг в музейной сфере
- 7.3. Особенности музейного маркетинга
- Литература
- Приложение 1 Музеи в России. Портал «Музеи России» Центральные музеи
- Региональные музеи
- Музеи, представленные только страницей на портале «Музеи России»
- Музеи при университетах
- Музеи стран снг
- Европейские зарубежные музеи
- Музеи Америки
- Музеи Азии
- Африканские музеи
- Музеи Австралии и Океании
- Отчетная работа студентов по курсу «Музейно-выставочная работа»
- План отчета: