logo
музейно-выст / Муз

1.2. Понятие «музей». Функции музея

Само слово «музей» уходит своими корнями в культуру Древней Греции. Выражение «museion» на русский язык буквально переводится как храм муз. Однако, музей греков был отличным от нашего понимания этого выражения. В античности это заведение рассматривалось как место созерцания, миросозерцания, познания окружающего мира, всевозможных раздумий. Наиболее известным считался музей в Александрии, созданный в 280 году до нашей эры Птоломеем Сотером. Здесь находилась самая крупная библиотека древности, которой пользовались многие ученые того времени.

В те же века существовали и прототипы современных музеев, то есть собрания определенных предметов. Именитые аристократы, собирающие в своих домах дорогие предметы искусства, ювелирные работы мастеров, преследовали как основную цель такого «накопления» стремление выделиться. Принцип калокогатии – стремление греков к достижению совершенства во всем, быть может, и стал провозвестником музея. Античный человек должен был быть красив и телом, и духом, особенно в сравнении с людьми чуждыми его государству, его полису. Собирание красивых вещей и осознание себя как их владельца отделяло прекрасного грека от низших варваров. Таким образом, музей в то время был одним из способов самоидентификации.

Другой уровень развития явления музея мы находим в Древнем Риме, где возникают первые частные императорские коллекции. При создании этих собраний уже начинает доминировать эстетическая ценность каждого экспоната в отдельности, но наслаждение от этого эстетического могут получать только «избранные люди», владельцы. Стремление римлянина сделать красивым весь мир вокруг себя приводит к такой ситуации, точную оценку которой дал музеевед И.А. Фролов в своей книге «Основатели российских музеев»: «Рим не имел музея как такового, но весь мир был музеем»1. Однако, приближаясь к концу своего существования, Рим предложил другую трактовку этого феномена. Музей, собрание, коллекция теперь стали не собраниями красоты, а накоплениями богатств, значимых не с эстетической, а с экономической точки зрения.

Интерес к коллекционированию существует и в средневековой Европе. Преимущественно это явление связывается с королевскими фамилиям. Здесь легко проследить определенное влияние через Византию наследия античного Рима. Особенно пышными были коллекции итальянских династий. В XII веке Венеция держала пальму первенства в походах по Средиземному морю, что повлияло на приток в страну антикварных ценностей.

Эпоха Ренессанса – эпоха обращения к традициям прошлого. Небывалый интерес к античности подхлестнул состоятельных купцов и аристократов создавать свои коллекции из монет, печатей, медалей, гобеленов, скульптуры, живописи и т.д. Наиболее преуспевающими в этом деле были флорентийские династии, среди коллекций которых по широте интересов не было равных никому по сравнению с собранием рода Медичи.

Именно Флоренция и открывает самый большой на то время музей, считающийся одним из первых в Европе. Создание галереи 11е11osi во Флоренции, родившейся на рубеже «XIV-XV веков, стало немаловажным шагом «от бессистемного собирательства к появлению собраний, имеющих культурную и научную направленность»2. Именно с появлением этой и других подобных галерей становится возможным трактовать понятие «музей» как специальное научно-исследовательское и просветительское учреждение, в котором «коллекционируются, хранятся, экспонируются, изучаются и пропагандируются произведения искусства и мемориально-исторические материалы художественной культуры»3.

Теперь, в XVIII начинают появляться и научные коллекции, немало стимулов чему дало общее направление развития наук, где наряду с продолжением линии рационализма в математике и механике шли процессы накопления фактических данных и их эмпирического описания»4. Так многие ученые становились увлеченными коллекционерами, например, М.В. Ломоносов, поэт, писатель и. Вместе с тем, естество-испытатель и один из основоположников сравнительной анатомии И. В. Гёте. Систематизаторская деятельность ученых XVIII века создала базу для появления различных теорий эволюции уже в веке XIX. Так, Чарльз Дарвин начал свой путь в науку именно с составления коллекций минералов и насекомых.

В XIX в. завершается процесс формирования музея как социокультурного института. В начале XX в его еще нередко определяли как собрание предметов представляющих интерес для ученых, систематизиро­ванное и экспонируемое в соответствии с научными методами. Однако дальнейшая демократизация музея привела к тому, что в его дефиниции стала подчерки­ваться ориентированность на все слои населения.

В наши дни существует целый ряд определений музея, что в значительной степени объясняется слож­ностью и многоликостью самого феномена. XX век по­дарил человечеству новые типы музеев, пришло осо­знание того, что сохранять и экспонировать можно и нужно не только предметы, но и характерное для них окружение, различные фрагменты историко-культур­ной среды, виды человеческой деятельности. Появи­лись музеи под открытым небом, в основе которых — не традиционная коллекция предметов, а памятники архитектуры и народного быта, представленные в сво­ем естественном природном окружении. Возникли и музеи, экспонирующие главным образом не подлин­ники, а их воспроизведения.

Со­гласно дефиниции М.Е. Каулен и Е.В. Мавлеева, приве­денной в Российской музейной энциклопедии, музей — это «исторически обусловленный многофункциональ­ный институт социальной памяти, посредством которо­го реализуется общественная потребность в отборе, со­хранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых об­ществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, — му­зейных предметов».

Существует научная дисциплина – музееведение (музеология), изучающая специфическое музейное отношение человека к действительности и порожденный им феномен музея, исследующая процессы сохранения и передачи социальной информации посредством музейных объектов, а также развитие музейного дела и направления музейной деятельности.

В отечественном и зарубежном музееведении в качестве основополагающих традиционно выделяют две исторически сложившиеся функции, определяющие специфику музейной деятельности, место и роль музея в обществе и культуре – функцию документирования и функцию образования и воспитания. В России эту проблему впервые поставил в ряде своих работ в конце 1960-х – начале 1970-х годов А.М.Разгон, а в последующие десятилетия она стала предметом исследования Д.А.Равикович, Ю.П.Пишулина, А.Б.Закс.

Функция документирования предполагает целенаправ-ленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов различных фактов, событий, процессов и явлений, происходящих в обществе и природе. Суть музейного документирования заключается в том, что музей выявляет и отбирает объекты природы и созданные человеком предметы, которые могут выступать подлинными (аутентичными) свидетельствами объективной реальности. После включения их в музейное собрание они становятся знаком и символом конкретного события и явления. Это присущее музейному предмету свойство отражать действительность в еще большей степени раскрывается в процессе изучения и научного описания предмета.

Функция образования и воспитания основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Она обусловлена познавательными и культурными запросами общества и осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев.

По мнению ряда исследователей, например Д.А.Равикович, помимо этих двух функций для музея характерна еще и функция организации свободного времени, которая обусловлена общественными потребностями в культурных формах досуга и эмоциональной разрядке. Она является производной от функции образования и воспитания, поскольку посещение музея в свободное время связано в основном с мотивами познавательно-культурного характера. Эта функция в скрытом виде исторически присуща музейным учреждениям хотя бы по той причине, что посещение музеев связано, как правило, с использованием досуга.

Проблема социальных функций музея обсуждается отечественными и зарубежными музееведами уже не одно десятилетие, ее вряд ли можно считать окончательно решенной. Одни исследователи высказывают неудовлетворенность традиционными представлениями о том, что музей характеризуется только двумя вышерассмотренными социальными функциями, другие предлагают, что само понятие «социальная функция» по отношению к музею требует кардинального пересмотра. При всем разбросе имеющихся суждений и мнений большинство исследователей подтверждают значимость функционального анализа для понимания роли и места музея в обществе и определения путей его дальнейшего развития.

Социальные функции музея тесно связаны между собой и находятся в непрерывном взаимодействии. Процесс документирования продолжается в русле экспозиционной и культурно-образовательной деятельности музея. Ведь экспозиция представляет собой специфическую форму публикации той научной работы, которая ведется в процессе комплектования музейных предметов, их изучения и описания. Преимущественно на основе экспозиций осуществляется и функция образования и воспитания. Экскурсии, лекции и другие формы просветительной деятельности музея служат комментарием к экспозиции и представленным в ней музейным предметам.

Повышение роли музеев в организации досуга людей, в свою очередь, влияет на экспозиционную и культурно-образовательную деятельность. Это наглядно проявилось в тенденции создавать более привлекательные для посетителей экспозиции путем воссоздания в них интерьеров, помещения в них действующих моделей и различных технических средств – звукового сопровождения, киноэкранов, мониторов, компьютеров, а так же в использовании театрализованных форм работы с посетителем, музейных концертов, праздников, балов.

    1. Музейная сеть. Виды музеев (классификация)

Совокупность музеев, существующих на опреде­ленной территории, называют музейной сетью. Это понятие употребляется и для обозначения групп музе­ев одного профиля, одного типа или одной ведомствен­ной принадлежности: сеть художественных музеев, сеть музеев под открытым небом, сеть музеев Минис­терства культуры РФ.

Музейная сеть России формировалась на протя­жении трех столетий, и начальные этапы этого про­цесса носили в значительной степени стихийный ха­рактер, хотя объективно они отражали экономичес­кие, научные и культурные потребности своего времени. На основе музейной сети, сложившейся к 1917 г., а также национализации, конфискации и се­куляризации огромных художественных ценностей после Октябрьской революции в России была создана единая государственная музейная сеть, развитие которой направлялось и регулировалось центральными органами власти.

Каждый из музеев уникален и неповторим. И вме­сте с тем в составе их собраний, масштабе деятельнос­ти, юридическом положении и других характеристи­ках есть некоторые сходные черты, которые позволя­ют распределять все многообразие музейного мира на определенные группы, иными словами, осуществлять классификацию.

Одной из важнейших категорий классификации является профиль музея, то есть его специализация. Основополагающим признаком классификации здесь выступает связь музея с конкретной наукой или видом искусства, техникой, производством и его отраслями. Эта связь прослеживается в составе фондов музея, в тематике его научной, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности. Например, историчес­кие музеи связаны с системой исторических наук, хра­нящиеся в их фондах музейные предметы позволяют воссоздавать историю и образ жизни ушедших эпох или недавнего прошлого.

Музеи одной специализации, то есть одного про­филя, объединяются в профильные группы: естествен­но-научные музеи, исторические музеи, художествен­ные музеи, архитектурные музеи, литературные музеи, театральные музеи, музыкальные музеи, музеи науки и техники, промышленные музеи, сельскохозяйственные музеи, педагогические музеи. В зависимости от струк­туры профильной дис­циплины или отрасли знаний эти основные профильные группы де­лятся на более узкие.

Исторические музеи де­лятся на:

общеисторические му­зеи (широкого профи­ля); например Государ­ственный Историчес­кий музей в Москве;

археологические му­зеи; например архео­логический музей-за­поведник «Танаис»;

этнографические му­зеи; например Россий­ский этнографический музей в Петербурге;

военно-исторические музеи; например, Цен­тральный музей Вели­кой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. в Москве;

музеи политической истории; например Музей политической истории России в Пе­тербурге;

музеи истории рели­гии; например Музей истории религии в Пе­тербурге;

историко-бытовые музеи, воссоздающие или сохраняющие картину быта различ­ных слоев населения, при этом в отличие от этнографических музеев они документируют не этнические, а социально-психологические особенности быта, которые наи­более ярко проявляются в интерьерах жилищ; на­пример Музей городского быта «Старый Владимир»;

монографические музеи, посвященные конкретно­му лицу, событию, учреждению, коллективу; напри­мер, Музей Г.К. Жукова в с. Жуково Калужской обл., Музей обороны Ленинграда;

• прочие исторические музеи; например, Музей ис­тории Москвы, Музей истории политической по­лиции России XIX —XX вв. в Петербурге.

Художественные музеи делятся на:

музеи изобразительного искусства (национально­го и зарубежного); например, Русский музей в Петербурге, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве;

музеи декоративно-прикладного искусства; на­пример, Всероссийский музей декоративно-при­кладного и народного искусства в Москве;

музеи народного искусства; например, Музей народного искусства Научно-исследовательско­го института художественной промышленности в Москве, Музей палехского искусства в г. Палех Ивановской области; Музей «Вятские народные художественные промыслы» в г. Киров;

монографические; например, Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты», Музей фресок Дионисия в с. Ферапонтово Кирилловского р-на Вологод­ской обл.;

• прочие художественные музеи.

Естественно-научные музеи делятся на палеонтоло­гические, антропологические, биологические (широко­го профиля), ботанические, зоологические, минералоги­ческие, геологические, географические и прочие музеи.

Существуют музеи, собрания и деятельность кото­рых связаны с несколькими научными дисциплинами или отраслями знаний. Их называют музеями ком­плексного профиля. Самыми распространенными сре­ди них являются краеведческие музеи, сочетающие как минимум историческую и естественно-научную специализацию, ведь их собрания документируют не только историю, но и природу края. В них нередко со­здаются художественные и литературные отделы, что еще более усложняет их профиль.

Комплексным профилем обладают и музеи-ансам­бли, созданные на основе памятников архитектуры, их интерьеров, окружающей территории и различных сооружений. В зависимости от характера ансамбля они могут быть историко-художественными, историко-архитектурными, историко-культурными музеями. Архитектурно-этнографический профиль имеет, на­пример, Костромской музей народной архитектуры и народного быта, историко-архитектурным и художе­ственным профилем обладает один из крупнейших му­зеев Московской области — «Новый Иерусалим».

Развитие науки, техники, искусства, культуры приводит к появлению новых профильных групп. Например, изобретение акваланга в 1940-х гг. поло­жило начало возникновению подводной археологии. Хотя остатки древних судов и прежде поднимались на поверхность водолазами, только изобретение ав­тономного аппарата для дыхания позволило археоло­гам вести раскопки под водой в соответствии с теми же правилами, что и на суше. Результаты подводных раскопок в сочетании с разработкой новых техноло­гий в области реставрации и консервации мокрого дерева обусловили появление среди исторических музеев новой профильной группы — музеев подвод­ной археологии. В их собраниях — остовы и фраг­менты кораблей, грузы и разнообразные предметы, поднятые с морских глубин. Наибольшей известнос­тью среди музеев этой профильной группы пользу­ются музей «Васа» в Стокгольме, где экспонируется шведский военный корабль XVII в., а также Бодрумский музей подводной археологии (Турция), в 18выставке18которого — предметы, найденные в ходе раско­пок пяти кораблей, затонувших между 1600 г. до и. э. и 1025 г. н. э.

Наряду с профильной классификацией использу­ется и не совпадающее с ней типологическое деление музеев. Существует типология по признаку общест­венного назначения музеев, в соответствии с которой они делятся на научно-исследовательские, научно-просветительные и учебные музеи.

Научно-исследова­тельские музеи функ­ционируют при науч­но-исследовательских институтах и академи­ях наук, в состав кото­рых они обычно входят в качестве структур­ных подразделений. Их фонды используют­ся в научных целях, а экспозиции ориенти­рованы прежде всего на специалистов. При­мером этого типа музе­ев может служить На­учный музей Институ­та мозга Российской академии медицинских наук, или, например, Музей внеземного ве­щества в составе Инсти­тута геохимии и анали­тической химии Российской академии наук (Москва), где на протяжении многих лет ведутся исследования внеземного вещества и создаются приборы для прове­дения научных изысканий в космосе. В музейной экс­позиции представлены коллекции метеоритов и лун­ных образцов, а также приборы — инструменты дис­танционного исследования состава атмосферы, грунта и других характеристик больших планет.

К самому распространенному типу относятся на­учно-просветительные музеи. Они тоже занимаются исследовательской работой, но поскольку ориентированы прежде всего на массового посетителя, их фон­ды широко используются в культурно-образователь­ных целях. В их деятельности большое внимание уде­ляется созданию экспозиций, выставок и различных культурно-образовательных мероприятий. Таковы, например, Политехнический музей и Музей изобра­зительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, Эр­митаж и Музей антропологии и этнографии в Петер­бурге.

Главное назначение учебных музеев — обеспечить наглядность и предметность процессу образования и подготовки кадров. Этот тип музеев существует, в ос­новном, при различных учебных заведениях и специальных ведомствах — Музей лесоводства им. Г.Ф.Морозо­ва Петербургской лесотехнической академии, Музей декоративно-прикладного искусства Петербургского высшего художественно-промышленного училища. Кроме традиционного экскурсионного показа учебные музеи широко используют специфические формы и ме­тоды работы с коллекциями: демонстрация отдельных музейных предметов на лекциях, научное описание и обработка материалов полевых исследований во вре­мя практических занятий, копирование произведений изобразительного искусства. В отдельных случаях фон­ды и экспозиции учебных музеев могут быть недоступ­ны для массового посетителя. Таковы, например, неко­торые музеи криминалистики системы Министерства внутренних дел.

Типология по признаку общественного назначе­ния музеев носит достаточно условный характер, и жесткой грани между названными типами не суще­ствует. Научно-просветительные музеи используются в учебном процессе, а их собрания — в научных целях. Многие научные и учебные музеи посещают не только учащиеся и специалисты, но и широкая публика.

Существует и другая типология музеев, в соответ­ствии с которой выделяют музеи коллекционного типа и музеи ансамблевого типа. В ее основе лежит деление по такому признаку, как способ осуществления музея­ми функции документирования. Музеи коллекционно­го типа строят свою деятельность на основе традицион­ного собрания вещественных, письменных, изобрази­тельных материалов, соответствующих их профилю. Таким образом, функцию документирования они осу­ществляют путем комплектования и сохранения фонда музейных предметов. В основе деятельности музеев ан­самблевого типа лежат памятники архитектуры с их интерьерами, прилегающей территорией, природной средой. Функцию документирования они выполняют путем сохранения или воссоздания ансамбля недвижи­мых памятников и присущего им окружения. Наиболее распространенные формы этого типа музеев — музей под открытым небом, дворец-музей, дом-музей, музей-квартира, музей-мастерская.

Среди музеев под открытым небом существует особая группа музеев, которые создаются на основе недвижимых памятников, музеефицированных на ме­сте их нахождения с сохранением или восстановлени­ем историко-культурной и природной среды. Ввиду особой ценности они имеют статус музеев-заповедни­ков, например, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Бородинский военно-исторический музей-заповедник.

Историко-архитектурный и этнографический му­зей-заповедник «Кижи» включен в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Он обра­зован в 1969 г. на острове Кижи, соседних островах и прилегающей к ним части побережья Онежского озе­ра. Музей включает свыше 70 памятников народного де­ревянного зодчества — культового и гражданского, часть из которых привезена из различных районов Карелии. Среди них — уникальная деревянная ярусная пирами­дальная Преображенская церковь с 22 главами (1714 г.), с четырехъярусным иконостасом и иконами середины XVIII в. Архитектурно-этнографическая экспозиция му­зея воспроизводит облик карельских и русских дере­вень, уклад жизни их обитателей. В интерьерах построек демонстрируются иконы, расписные церковные потол­ки — «небеса», народные музыкальные инструменты, хозяйственная утварь, инструменты для различных ре­месел, народная одежда, вышивка, узорное ткачество.

Особую типологи­ческую группу образу­ют и мемориальные му­зеи, создающиеся с це­лью увековечить память о выдающихся людях и событиях. Мемориальность иногда ошибочно смешивают с профилем музея, хотя она никак не связана с характеристи­ками профильной клас­сификации.

Понятие «мемори­альный музей» за вре­мя своего существова­ния претерпело существенную эволюцию. Исходя из этимологии слова, к мемориальным музеям в 1920-х — начале 1960-х гг. относили все музеи, по­священные выдающимся деятелям и историческим событиям, даже те их них, которые создавались в местах, не связанных с этими людьми и события­ми, и которые не имели в своих экспозициях мемо­риальных предметов. Позже усилиями исследовате­лей A.M. Разгона и С.А. Каспаринской в понятие «мемориальный музей» стал вкладываться иной смысл. Необходимым компонентом мемориальности стала считаться подлинность места: мемориальное здание, где сохранена или воссоздана на документаль­ной основе мемориальная обстановка, в которой жил человек или происходило событие. Такое понимание мемориального музея, необходимыми критериями ко­торого являются мемориальное здание или место, кол­лекция мемориальных предметов и мемориально-бы­товая экспозиция, закрепило «Положение о мемори­альных музеях системы Министерства культуры» (1967). Что касается профиля мемориального музея, то он определяется содержанием события или харак­тером деятельности человека, которому посвящен.

Типология по признаку осуществления функции документирования тоже носит в известной мере ус­ловный характер, поскольку коллекционные музеи могут находиться в архитектурных памятниках, со­храняемых в исторической неприкосновенности (например, Эрмитаж), а музеи-ансамбли не ограни­чивают свою деятельность только сохранением па­мятников архитектуры, но и создают профильные коллекции.

Как профильная классификация, так и типология направлены на выявление групп сопоставимых музе­ев. Это позволяет координировать работу музеев одного профиля или одного типа, выявлять закономернос­ти их развития, способствовать большей эффективно­сти музейной деятельности в целом.

Существуют и другие принципы классификации, не совпадающие ни с профильным делением, ни с ти­пологией. В основе классификации музеев может ле­жать административно-территориальный признак, в соответствии с которым различаются республикан­ские, краевые, областные, районные музеи. По принад­лежности (юридическому положению) музеи делятся на государственные, общественные и частные.

Государственные музеи являются собственностью государства и финансируются из государственного бю­джета. Большая их часть находится в ведении Минис­терства культуры РФ. Вместе с тем существует значи­тельная группа государственных музеев, которые подчиняются не органам управления культурой, а раз­личным министерствам и ведомствам, решая поставлен­ные ими задачи. Это так называемые ведомственные музеи; они финансируются из государственного бюдже­та через Министерство финансов и соответствующие ведомства. Их примером могут служить Зоологический музей Московского университета им. М. В. Ломоносова, находящийся в ведении Министерства общего и про­фессионального образования, Центральный музей же­лезнодорожного транспорта России Министерства путей сообщения (Петербург), Медицинский музей Российской академии медицинских наук, Военно-медицинский музей Министерства обороны (Петербург). Су­щественная часть ведомственных музеев находится в ведении Российской академии наук: 51 музей по дан­ным на 1998 г. Среди них есть музеи, пользующиеся ми­ровой известностью — Музей антропологии и этногра­фии им. Петра Великого «Кунсткамера», Минералоги­ческий музей им. А.Е. Ферсмана, Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова, Литературный музей (Пушкин­ский дом).

К категории общественных музеев относятся му­зеи, созданные по инициативе общественности и дейст­вующие на общественных началах, но под научно-методическим руководством государственных музеев. Фи­нансируют общественные музеи те учреждения, При которых они созданы. До 1978 г. в значении «общественный музей» ис­пользовался термин «народный музей».

Традиция созда­ния общественных му­зеев стала складывать­ся в России на рубеже XIX —XX вв.; большой размах музейное стро­ительство получило в 1920-е гг. в связи с подъемом краеведче­ского движения и ра­ботой по созданию «ле­тописей» фабрик и за­22е22osi. Однако в 1941 г. лишь около 10 общест­венных музеев сохра­няли свой статус. Со­временная сеть общественных музеев начала формиро­ваться со второй половины 1950-х гг., и по состоянию на 1 января 1990 г. в ней насчитывалось 4373 музея, дейст­вующих на территории 26 республик, краев и областей России.

Общественные музеи создаются при органах культуры, в школах, учреждениях, организациях, на предприятиях; они выполняют те же социальные функции, что и государственные музеи. Независимо от профиля их деятельность имеет чаще всего краевед­ческую направленность, в фондах преобладают мате­риалы, собранные на территории района и связанные с местной историей. В собрании общественных музеев могут быть и памятники, имеющие большую научную, художественную, мемориальную ценность. Поэтому общественные музеи рассматриваются как резерв развития государственной музейной сети: за послед­ние два десятилетия около 200 общественных музеев получили статус государственных учреждений.

В начале 1990-х гг. изменения в общественно-по­литической и экономической жизни страны привели к значительному сокращению сети общественных му­зеев. Закрылись музеи революционной славы, комсо­мольской и пионерской славы, боевой и трудовой славы, музеи, посвященные деятелям коммунистической партии. Но одновременно стали возникать и такие му­зеи, создание которых было ранее невозможно по идеологическим причинам — музеи А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, B.C.Высоцкого. В 1994 г. органы культуры курировали деятельность около 1000 обще­ственных музеев.

В последнее десятилетие ушедшего столетия в России стали складываться условия для возрождения частных музеев, то есть музеев, в основе которых ле­жат собрания, принадлежащие частным лицам, но до­ступные для изучения и осмотра. В начале 1990-х гг. музеи такого рода были созданы в Москве (Музей при­роды), Ярославле (Музей русской старины), Иркутске (Минералогический музей) и других городах.

В 1993 г. в Москве был зарегистрирован первый ча­стный художественный музей — Русский националь­ный музей искусств. В его фондах представлены произ­ведения русской и западноевропейской живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искус­ства.

    1. Музей как форма коммуникации

Коммуникация (лат. Communico — делаю общим, связываю, общаюсь) — это передача информации от одного сознания к другому. Общение, обмен идеями, мыслями, сведениями — такой смысловой ряд выст­раивается в связи с этим понятием. Коммуникация обязательно протекает посредством какого-либо но­сителя; в его качестве могут выступать материальные объекты, логические конструкции, речь, знаковые системы, ментальные формы и другие проявления. Когда субъекты коммуникации не вступают в пря­мой контакт, коммуникация осуществляется посред­ством текста или другого носителя информации. Главная черта коммуникации — это наличие воз­можности для субъекта понять ту информацию, ко­торую он получает.

Понимание как сущность коммуникации предпо­лагает единство языка коммуницирующих, единство ментальностей, единство или сходство уровней соци­ального развития. Но возможна и коммуникация да­леких во времени и пространстве культур; в таком случае понимание культур возможно как реконст­рукция или конструкция по тем законам обработки информации, которые приняты в воспринимающей культуре.

В начале XX в. появился термин «социальная ком­муникация», а после второй мировой войны возникли философские концепции развития общества, рассмат­ривающие социальную коммуникацию как источник и основу общественного развития.

Понятие «музейная коммуникация» ввел в науч­ный оборот в 1968 г. канадский музеолог Дункан Ф. Камерон. Рассматривая музей как коммуникацион­ную систему, он считал ее отличительными специфи­ческими чертами визуальный и пространственный ха­рактер. Согласно его трактовке, музейная коммуника­ция — это процесс общения посетителя с музейными экспонатами, представляющими собой «реальные ве­щи». В основе этого общения лежит, с одной стороны, умение создателей экспозиции выстраивать с помо­щью экспонатов особые невербальные пространст­венные «высказывания», а с другой, — способность посетителя понимать «язык вещей».

Такой подход позволил Д.Ф. Камерону сформули­ровать ряд предложений по организации музейной деятельности и взаимодействию музея и аудитории. Во-первых, наряду с хранителями-экспозиционерами полноправное участие в создании музейной экспози­ции должны принимать художники (дизайнеры), кото­рые профессионально владеют языком визуально-пространственной коммуникации. Во-вторых, экскур­соводам (музейным педагогам) следует отказаться от попыток перевести визуальные «высказывания» в вер­бальную форму, а обучать «языку вещей» тех посети­телей, которые этим языком не владеют. В-третьих, в музей должны прийти новые специалисты — музей­ные психологи и социологи, которые будут обеспечи­вать «обратную связь» в целях повышения эффектив­ности музейной коммуникации путем коррекции как процессов создания экспозиции, так и процессов ее восприятия.

Работы Д.Ф. Камерона, вызвав в среде музейных профессионалов не только признание, но и критиче­ские отклики, тем не менее стали одним из поворот­ных пунктов в развитии музееведческой теории. До начала 1960-х гг. сохранялось определенное от­чуждение музеев от общества. Научные исследова­ния предшествующих десятилетий были направлены главным образом на изучение коллекций, вопросы же взаимодействия с аудиторией оставались вне поля зрения музейных специалистов. Между тем стала на­стоятельно ощущаться потребность в теории, позво­ляющей объяснить процесс взаимодействия музеев с обществом и направить его в нужное русло. Запол­нить этот вакуум в музееведении помогли коммуни­кационные представления, получившие к тому вре­мени распространение в других областях знания. В 1980-е гг. происходит оформление теории музейной коммуникации, которая складывалась наряду и в по­лемике с такими традиционными направлениями, как, например, теория музейного предмета, теория музейной деятельности. Существенный вклад в ее разработку наряду с трудами Д.Ф. Камерона внесли исследования Ю. Ромедера, В. Глузинского, Д. Пор­тера, Р. Стронга, М.Б. Гнедовского.

Постепенно в музееведении сформировался но­вый, коммуникационный подход, при котором посети­тель рассматривался в качестве полноправного участ­ника процесса коммуникации, собеседника и партнера музея, а не пассивного получателя знаний и впечатлений, как это имело место в рамках традиционного под­хода. Обозначились и разные структурные модели му­зейной коммуникации.

Одна из наиболее распространенных моделей со­стоит в том, что посетитель общается с сотрудником музея с целью получения знаний, а экспонаты служат предметом или средством этого общения. В рамках другой модели посетитель общается непосредственно с экспонатом, который приобретает при этом само­ценное значение. Цель этого общения — не получение знаний, а эстетическое восприятие, которое не долж­но подавляться информацией искусствоведческого ха­рактера. Такая форма коммуникации в большей степе­ни характерна для художественных музеев, которые вместо сообщения искусствоведческих знаний созда­ют для музейной аудитории условия для эстетических переживаний и учат эстетическому восприятию экс­поната как особому искусству.

Принципиально новым в контексте теории музей­ной коммуникации стал подход немецкого музееведа Ю. Ромедера. Согласно его концепции, музейный предмет не должен рассматриваться как самоценный, потому что он всегда является лишь «знаком некоторо­го общественно-исторического содержания»3. Музей­ная экспозиция в данном случае предстает как знако­вая система, отображающая различные историко-культурные явления и процессы через экспонаты как знаковые компоненты. Причем отображается не сама действительность, а ее понимание автором экспози­ции, которое представлено в виде определенной концепции и художественного образа (дизайна). Эта модель музейной коммуникации используется для общения с иной культурой, и главное в ней — преодо­ление культурно-исторической дистанции. При этом сотрудник музея выступает в роли посредника в обще­26е26между двумя культурами.

Восприятие экспозиции в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей посетителя, поскольку идеи и образы, выраженные предметами, всегда воспринимаются сквозь призму внутреннего мира личности. Поэтому акт музейной коммуникации может быть не только успешным, но и прерванным, в случае если культурные установки обоих субъектов коммуникации различны, и те ценностные значения, которыми наделил вещи один из субъектов, вторым «не прочитываются». Для устранения нарушений и в целях выработки «общего взгля­да на вещи», необходим диалог между субъектами коммуникации, который может включать элементы вербального комментирования смысла собрания пред­метов. Необходимы также социологические и психо­логические исследования в рамках «музей и посети­тель», которые позволяют музеям устанавливать «об­ратную связь» со своей аудиторией.