logo
музейно-выст / Муз

4.1. Понятие «экспозиция»

Слово «Экспозиция» происходит от латинского глагола ехроnо (выставлять напоказ, раскладывать) и производного от него существительного ехрosition – изложение, описание. Экспозицией можно назвать размещение любых предметов, представленных для обозрения. Но музейная экспозиция имеет свою спе­цифику. Ее основу составляют не любые, а музейные предметы, обладающие определенной совокупностью признаков и свойств. В экспозиции они обретают но­вый статус: становятся экспонатами, то есть предмета­ми, выставленными для обозрения.

В качестве экспонатов могут выступать и «замени­тели» подлинников, то есть воспроизведения музей­ных предметов, а также карты, схемы, диаграммы и другой научно-вспомогательный материал, необхо­димый для наглядного показа связей между предмета­ми и раскрытия темы. В состав экспозиции входят письменные тексты разнообразного характера, час­то — фонические материалы. Эта совокупность музей­ных предметов, их воспроизведений и моделей, науч­но-вспомогательных материалов и текстов называется экспозиционным материалом.

Все части экспозиции взаимосвязаны между со­бой и составляют ее тематическую структуру. В со­ответствии с ней экспозиционные материалы делятся на структурные единицы – экспозиционные комплек­сы, то есть группы предметов, связанных между собой по содержанию или иным признакам и составляющим зрительное и смысловое единство. В качестве экспози­ционного комплекса может рассматриваться и экспозиционный зал, созданный по единому проекту и име­ющий свой неповторимый облик.

В экспозиции выявляется знаковая природа вещей. Знак – это предмет, который выступает в качестве но­сителя информации о других предметах, событиях, яв­лениях. Когда предметы используются в чисто практи­ческих целях, их знаковая функция отходит на второй план, а на первый выступают утилитарные свойства. Например, талоны на сахар, мясо, водку, табак, имен­ные приглашения на заказы «льготным категориям на­селения» в обыденной жизни использовались в качест­ве документа для приобретения необходимых товаров, но в музейной экспозиции они становятся знаками, в которых «зашифрована» социальная информация о той распределительной системе, которая существова­ла в нашей стране до 1992 г.

Предметы в музейной экспозиции представляют собой научно организованную совокупность, посколь­ку их отбор и размещение основываются на разрабо­танной коллективом музея научной концепции. Они служат средствами для выражения определенного со­держания, следовательно, образуют знаковую систему. Поэтому музейная экспозиция является своеобраз­ным «текстом», который нужно не только созерцать, но и осмысливать. Экспонаты-знаки могут передавать идеи, чувства, представления и суждения как людей, создавших их или когда-то с ними соприкасавшихся, так и авторов экспозиционного показа.

Экспозиция составляет основу музейной комму­никации, которая осуществляется путем прежде всего зрительного восприятия посетителями экспозицион­ных материалов, размещенных в определенном прост­ранстве. Для того чтобы облегчить процесс общения посетителей с экспонатами, сделать его более резуль­тативным и плодотворным, в создании экспозиции участвуют не только ученые, но и художники, которые приносят в музей образное начало. На музейном по­прище у науки и искусства единая цель — помочь че­ловеку постигнуть логическую связь вещей и явлений, повести его к познанию мира через сотворчество и со­переживание. Образ, который создается в результате синтеза науки и искусства, является специфически музейным образом.

Согласно современным представлениям, музейная экспозиция — это целенаправленная и научно обосно­ванная демонстрация музейных предметов, которые организованы композиционно, снабжены коммента­рием, технически и художественно оформлены и в итоге создают специфический музейный образ природ­ных и общественных явлений.

Музей создает не только постоянные, но и времен­ные экспозиции — выставки, стационарные и пере­движные. Их временный характер проявляется в со­ставе экспонатов. На выставках часто демонстрируют­ся предметы из других музеев и частных коллекций, а также предметы, которые не могут долго находиться за пределами фондохранилищ — акварели, письмен­ные источники, уникальные вещи.

В настоящее время в музейной практике сложи­лось три основных типа музейных выставок: темати­ческие выставки, в основе которых лежит определен­ный сюжет; фондовые выставки, которые знакомят посетителей с малоизвестными и малодоступными коллекциями; отчетные выставки, которые создают­ся по результатам реставрационных работ, по итогам комплектования фондов – так называемые выставки новых поступлений.

Создание выставок является составной частью экс­позиционной работы музеев. Выставки повышают до­ступность и общественную значимость музейных фон­дов, вводят в научный и культурный оборот памятники, находящиеся в частных собраниях, способствуют отра­ботке и совершенствованию методов экспозиционной и культурно-образовательной работы музея, расширяют географию его деятельности. В настоящее время актив­но развивается международный обмен выставками, что способствует взаимообогащению различных культур.

    1. Методы построения экспозиций

Нетрудно заметить, что материал в экспозиции может группироваться по-разному. Иногда он воспро­изводит интерьер усадьбы или фрагмент природной среды, а иногда определенным расположением пред­метов экспозиционеры стремятся раскрыть какой-то сюжет или, например, наглядно продемонстрировать многообразие форм и других характеристик однород­ных предметов. Научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции, порядок группировки и орга­низации экспозиционных материалов называется ме­тодом построения экспозиции. В отечественном музее­ведении традиционно выделяют следующие основные методы экспонирования: систематический, ансамбле­вый, ландшафтный и тематический. Этим методам со­ответствуют систематическая, ансамблевая, ландшафт­ная и тематическая экспозиции.

Первыми экспозициями, в основу которых легли научные принципы организации материала, стали сис­тематические экспозиции. Их появление в конце XVIII — первой половине XIX в. было связано с бурным развитием процесса дифференциации в сфере науки

и созданием профильных музеев. Систематический метод экспонирования предусматривает отбор, размещение и интерпре­тацию однородных пред­метов в соответствии с классификационной си­стемой конкретной науч­ной дисциплины или от­расли производства. Ос­нов пая структурная единица систематичес­кой экспозиции – типо­логический (системный) ряд; он позволяет пока­зать биологическую, тех­нологическую, эстетичес­кую и другие виды эволю­ции предметов. Наиболее часто систематический метод экспонирования применяется в естествен­но-научных, научно-тех­нических, археологических и этнографических музеях, в музеях декоративно-прикладного искусства, а также в фондовых выставках музеев иных профилей. (О систематическом методе экспонирования подробнее см. Ч. 1., гл. 6.)

Примерно с середины XIX в. в этнографические экспозиции, построенные на основе систематического метода, стали включаться ансамбли, получившие в му­зейном обиходе название «жизненные комплексы», потому что они стремились отразить реальные связи между предметами. Таковыми были, например, этно­графические комплексы «жилище», «мастерская», «сенокос», «свадьба», которые наглядно демонстриро­вали домашнюю обстановку, трудовой процесс, празд­ничные и религиозные ритуалы, при этом музейный предмет показывался как бы в среде своего бытова­ния. В конце XIX — начале XX в. в Западной Европе появились первые экспозиции, состоящие исключи­тельно из ансамблей. Это были экспозиции музеев под открытым небом.

Ансамблевая экспозиция сохраняет или реконст­руирует на основе достоверных научных данных ре­ально существовавшую или типичную для определен­ной эпохи социокультурную обстановку. Ансамблевая экспозиция характерна для мемориальных музеев, для музеефицированных памятников истории и культуры — дворцов, усадеб, крестьянских изб. Ее приме­ром могут служить исторические интерьеры или их фрагменты, воссоздаваемые в музеях не только гума­нитарного, но и естественно-научного профиля.

Структурной единицей ансамблевого показа явля­ется экспозиционный комплекс, который сохраняет или реконструирует существовавшую среду бытова­ния музейных предметов. Он может состоять из раз­личных экспонатов — орудий труда, оружия, одежды, мебели, изделий декоративно-прикладного искусства, изобразительных и письменных материалов. Посколь­ку в этом комплексе воспроизводятся реальные или типичные связи и отношения между предметом? По своему содержанию и в зрительном восприятии он представляет собой законченное целое.

При воссоздании художественной ансамблевой экспозиции в качестве связующего звена, которое поз­воляет объединить в единое целое картины, скульпту­ру, мебель, предметы декоративно-прикладного искус­ства, обычно выступают стилистические особенности экспонатов. По такому принципу построена, напри­мер, экспозиция «Русский жилой интерьер XIX века» в Большом дворце Павловска (Ленинградская область). В ее 16 залах на основе литературных, документальных и изобразительных источников (картин, акварелей, ри­сунков) воссозданы наиболее типичные интерьеры усадебных и городских домов состоятельной части рос­сийского общества. Расстановка мебели, развеска кар­тин и портретов, размещение предметов из фарфора и бронзы строго продуманы, подчинены четкому ритму и единому стилю. Экспозиция позволяет проследить, как на протяжении столетия менялись условия жизни и художественные вкусы, представления о красоте

и уюте.

Вместе с тем в таких стилевых ансамблях есть оп­ределенный недостаток. За редким исключением исто­рические интерьеры не существовали как единое сти­левое целое, в них могли находиться и находились предметы различных эпох и стилей, подобно тому, как в современных квартирах соседствуют разные по вре­мени создания вещи. Поэтому ансамбли, построенные по стилевому принципу, имеют условный и несколько искусственный характер.

В том случае, когда музеем становится сохранив­шийся памятник истории и культуры, в реконструкции ансамблевой экспозиции нет нужды. При иных обсто­ятельствах необходимо воссоздавать достоверную сре­ду, что влечет за собой целенаправленное комплекто­вание, а иногда изготовление воспроизведений музей­ных предметов — копий, муляжей, реконструкций. В мировой музейной практике именно ансамбле­вые экспозиции получили наибольшее распростране­ние, поскольку они легко воспринимаются посетите­лями, вызывают непосредственный интерес и оказы­вают сильное эмоциональное воздействие. Многие музеи почти все свои экспозиционные площади ис­пользуют под воспроизведения жилых и производст­венных интерьеров.

Параллельно с ансамблевыми формировались и ландшафтные экспозиции, воссоздающие взаимо­связи и взаимозависимость природных компонентов. Их основная структурная единица – биогруппы и ландшафтные диорамы.

Элементы ландшафтного метода экспонирования в виде биогрупп появились в естественно-научных му­зеях в середине XIX в. Биогруппа (биологическая груп­па) представляет собой экспозиционный комплекс из объектов животного и (или) растительного мира. Час­то понятие «биогруппа» относится к научной такси-дермической композиции, которая представляет жи­вотных в среде обитания. Таксидермия (от греч. Taxis — устройство и derma — кожа) — вид деятельности, включающий консервацию и реконструкцию объек­тов животного мира. Современная таксидермия из ре­месла по изготовлению чучел переросла в искусство. Но искусство это — особого рода: условность и деко­ративность здесь недопустимы, поскольку естествен­но-научные музеи призваны популяризировать досто­верные и научно объективные сведения.

Большую роль в становлении ландшафтного мето­да экспонирования сыграла Всемирная промышленная выставка в Лондоне (1851 г.), где демонстрировались первые биологические группы из жизни животных, со­зданные немецким таксидермистом М.Х. Плоцкетом. Затем биогруппы стал активно включать в свою систе­матическую экспозицию Британский музей естествен­ной истории, причем создавал их на строго докумен­тальной основе. Для биогрупп с птицами и гнездами растения и почва собирались из одного места, а моло­дые и старые птицы – с одного гнезда. Использовался и натуральный почвенный покров, на котором было найдено гнездо: он осторожно срезался и перевозился в музей. Каждый отдельный листок, цветок, трава ими­тировались из воска и других подходящих материалов, при этом искусственные растения располагались на высушенной почве точно так, как они находились в природе.

«Сухость систематической коллекции, расставлен­ной в предназначенном постепенном порядке, совер­шенно скрадывается благодаря присутствию вышеупо­мянутой биологической коллекции, - делился в 1894 г. своими впечатлениями от осмотра орнитологической экспозиции Британского музея естественной истории русский зоолога. Ященко. – Глаз, утомленный осмот­ром систематического собрания, невольно отдыхает на этих отдельных витринах биологической коллекции, которые представляют собой ни больше ни меньше, как точно скопированные клочки природы, словно вы­хваченные из жизни и перемещенные в залы музея. В каждом таком клочке перед вами является момент из жизни какой-нибудь птицы, в каждом, без исключе­ния, момент, наиболее интересный биологу. Все витри­ны являются почти живой иллюстрацией семейной жизни птиц»,- Заславский МЛ. Ландшафтные экспозиции музеев миpa. Л„ 1979. С. 153. . К концу XIX в. в практику естественно-научных музеев вошли панорамы и диорамы, ставшие харак­терными приемами ландшафтного метода экспониро­вания. Панорама (от греч. Pan — все и horama — вид, зрелище) представляет собой больших размеров лен­тообразную картину, которая натянута по внутренней поверхности цилиндрического подрамника и сочета­ется с расположенным перед ней по кругу «предмет­ным» планом — макетами, сооружениями, фигурами. Панорама создает иллюзию реального пространства, окружающего зрителя, располагается в круглом строении и рассматривается с площадки, находящейся в его центре. Первая панорама была создана ирландским художником Р. Баркером в 1787 г. и представляла со­бой круговое изображение города Эдинбурга.

В 1893 г. в Музее естественной истории в Стокголь­ме была создана первая биологическая панорама, вос­создающая природу Швеции. На огромном замкнутом полотне были изображены наиболее характерные для страны пейзажи, объединенные в одну сплошную кар­тину, опоясывающую окружность панорамы. Передний план с документальной точностью воспроизводил учас­ток местности со скалами, растениями, болотом, ручьем. В отличие от художественной панорамы, где жи­вопись подчиняет передний натурный план, в ланд­шафтной панораме пейзаж служит только вспомога­тельным средством, которое вводит зрителя в место обитания животных. Передний же план занимают до­кументальные материалы — чучела животных, гнезда птиц, растительность, рельеф местности.

В то время как панорама вводит зрителя будто бы в центр изображаемого события и позволяет осуще­ствлять круговой обзор, диорама (от греч. Dia — сквозь и horama — вид) дает возможность рассматривать изо­бражение только со стороны окна (за исключением трехсторонних, так называемых альковных диорам).

Она охватывает лишь часть горизонта и может распо­лагаться на стене как полукруглого, так и прямоуголь­ного помещения. Поэтому диорамы, не требующие столь больших площадей, как панорамы, получили в естественно-научных музеях гораздо более широкое распространение.

В биогруппе и диораме кроме животных размеща­ют растения и макеты различных фрагментов местно­го пейзажа – валунов, скал, косогоров, берегов рек, озер, болотистых участков леса. Передавая ландшафт местности, диорамы и биогруппы одновременно поз­воляют воссоздать действительный облик животного, показать динамику его движения. Такая композиция переносит в музей уголок природы и показывает те из ее сторон, которые в реальной жизни человек не все­гда может наблюдать. Но достоверная передача осо­бенностей поведения и образа жизни животных, ха­рактерных черт их среды обитания требуют проник­новения в тонкости биологии. Малейшее отклонение от жизненной правды – неправильная поза животно­го, анатомические дефекты, не подобающие сезону гу­стота и окраска меха, растительность, не соответству­ющая данному ландшафту – все это подрывает веру в подлинность изображаемого и уничтожает познава­тельный смысл биогрупп и диорам.

В первой трети XIX в. ландшафтный метод экс­понирования стал практиковаться во многих музеях мира. В России первая ландшафтная экспози­ция была построена в 1930 г. в Московском областном краеведчес­ком музее (г. Истра). С 1970-х гг. ландшафт­ный метод стал преоб­ладающим в региональ­ных естественно-науч­ных музеях и отделах природы краеведчес­ких музеев.

Тематической на­зывают экспозицию, которая посредством экспозиционных мате­риалов раскрывает оп­ределенную тему, сю­жет, проблему, создает музейный образ отра­жаемых событий или явлений. В структурном отношении она пред­ставляет собой систему взаимосвязанных и соподчиненных разделов и тем, содержание которых обосновано концепцией. В ис­торических музеях разделам обычно соответствуют исторические периоды. Основной структурной еди­ницей тематической экспозиции является тематико-экспозиционный комплекс, представляющий собой группу предметов разных типов – вещи, документы, изобразительные материалы. В отличие от система­тической и ансамблевой экспозиции их объединяют не типологические признаки и не реальные или ти­пичные связи в среде бытования, а исключительно содержательная сторона, способность выступать в качестве наглядного подтверждения определенного концептуального положения.

Первыми во второй половине 1920-х гг. тематичес­кий, или комплексно-тематический метод экспониро­вания стали разрабатывать историко-революционные музеи применительно к своей тематике – классовой борьбе, эко­номической и политичес­кой истории. С 1930-х гг. он стал пре­обладающим методом экс­понирования в советских музеях; в настоящее время является ведущим главным образом для исторических и краеведческих музеев.

Следует иметь в виду, что все перечисленные мето­ды экспонирования нередко интегрируются: система­тическая экспозиция может сочетаться с ансамблевой и ландшафтной экспозицией, тематическая может включать элементы не только ансамблевой, но и систе­матической экспозиции. Выбор методов экспонирова­ния зависит от многих факторов, в том числе от профи­ля музея, от темы и целевых установок создающейся экспозиции, специфики коллекций, размеров экспози­ционных площадей.