3.2. Свойства музейного предмета
Музейный предмет, чтобы стать таковым, должен обладать определенными свойствами и признаками, благодаря которым он изымается из среды бытования и помещается в музей. Согласно современным представлениям, музейный предмет следует рассматривать в единстве присущих ему общих свойств и конкретных признаков. Наиболее широкое распространение и признание получили три свойства музейного предмета, характеризующие его различные стороны, - информативность, аттрактивность, экспрессивность.
Информативность характеризует содержательную сторону музейного предмета, его способность выступать в качестве источника сведений об исторических событиях, культурных, общественных и природных явлениях и процессах. Совокупность сведений о предмете, зафиксированная в документах научного описания, составляет информационный потенциал предмета. В.В. Кондратьев предложил разделить эти сведения на две условные группы – внутреннее информационное поле и внешнее информационное поле. Внутреннее информационное поле содержит информацию, отраженную непосредственно предметом или закодированную в нем самом. Это, как правило, те сведения о признаках предмета, которые в музееведении принято называть атрибутивными – название предмета, его назначение, размер, форма, материал, техника изготовления, надписи, подписи, клейма и т. П. Внешнее информационное поле включает сведения об истории предмета, месте его происхождения и бытования, о событиях и лицах, связанных с ним, то есть информацию «вокруг предмета», косвенно связанную с ним, почерпнутую из других источников. Внутреннее и внешнее информационные поля тесно переплетаются друг с другом и составляют информационный потенциал, который является необходимым условием функционирования музейного предмета.
Аттрактивность характеризует внешнюю сто
Экспрессивность связана с ценностным восприятием предмета, с его способностью вызывать у человека ассоциации и ощущение сопричастности к определенным событиям, явлениям и фактам. Подобные чувства могут возникать благодаря сведениям об истории создания предмета или среде бытования, о связи его с известными событиями и людьми. Эти сведения передаются в экспозиции через этикетаж или рассказ экскурсовода. Перо и чернильница А.С. Пушкина, жилет, в котором поэт стрелялся на дуэли с Дантесом, гитара B.C. Высоцкого, паек блокадника, дневник погибшей от голода ленинградской школьницы Тани Савичевой – все эти экспонаты могут служить яркими примерами экспрессивных свойств музейных
предметов.
Некоторые исследователи, например В.В. Кондратьев, Д.А. Равикович, выделяют в качестве самостоятельного свойства музейного предмета его репрезентативность, то есть представительность в ряду однотипных предметов, которая тесно связана с таким свойством предмета как информативность. В данном случае речь идет о том, что среди похожих предметов есть такие, которые в сравнении с остальными наиболее полно и ярко отражают то или иное явление действительности. Их информационные возможности превосходят информационный потенциал аналогичных предметов, например, вследствие уникальной истории бытования, мемориального значения. Зарубежные исследователи, в частности 3. Странский, И. Ян, для обозначения особых свойств музейного предмета как носителя информации используют термин «музеальность» (от «музеалия» - музейный предмет).
Таким образом, музейный предмет можно охарактеризовать как движимый объект природы или материальный результат человеческой деятельности, который в силу своей значимости для музейного использования изъят из среды бытования и включен в состав музейного собрания. Понятие «музейный предмет» обычно применяется по отношению к подлинникам, но некоторые музееведы – В.Ю. Дукельский и В.Е. Туманов – считают возможным отнести к данной категории и специально созданные для экспонирования макеты и воспроизведения музейных предметов, которые выступают в функции памятников.
- Музейная и выставочная рАбота
- 100103 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм"
- Рецензент: ученый секретарь Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» кандидат педагогических наук Чернышева е.К. Оглавление
- Введение
- Основная цель дисциплины – усвоение студентами навыков музейного дела, умение на практике применять полученные теоретические знания в области музейно-выставочной работы.
- Тема 1. Музей как социокультурный институт. Музей в системе скс
- 1. 1. Характеристика музея как социокультурного института
- 1.2. Понятие «музей». Функции музея
- Тема 2. Музей в истории культуры
- 2.1. История музейного сервиса в зарубежных странах и в России
- Филиалы музея
- Государственная Третьяковская галерея
- Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
- Тема 3. Музейный предмет как основа музейного дела
- 3.1 .Понятие и функции музейного предмета
- 3.2. Свойства музейного предмета
- 4.3.Теории изучения музейного предмета
- Тема 4. Экспозиция: принципы и методы организации
- 4.1. Понятие «экспозиция»
- 4.3. Экспозиционные материалы
- 4.4. Основные этапы художественного проектирования музейных экспозиций
- Тема 5. Тэп и создание научной концепции
- 5.1. Научное проектирование экспозиции
- 5.2. Художественное проектирование экспозиции
- Тема 6. Музейные фонды: организация и принцип хранения экспонатов.
- 6.1. Понятие «музейные фонды»
- 6.2. Режим хранения фондов
- Тема 7. Музейный менеджмент и маркетинг: новые подходы в работе музея
- 7.1. Перспективный план как основной инструмент менеджмента
- 7.2. Фандрейзинг в музейной сфере
- 7.3. Особенности музейного маркетинга
- Литература
- Приложение 1 Музеи в России. Портал «Музеи России» Центральные музеи
- Региональные музеи
- Музеи, представленные только страницей на портале «Музеи России»
- Музеи при университетах
- Музеи стран снг
- Европейские зарубежные музеи
- Музеи Америки
- Музеи Азии
- Африканские музеи
- Музеи Австралии и Океании
- Отчетная работа студентов по курсу «Музейно-выставочная работа»
- План отчета: