logo
музейно-выст / Муз

3.2. Свойства музейного предмета

Музейный предмет, чтобы стать таковым, должен обладать определенными свойствами и признаками, благодаря которым он изымается из среды бытования и помещается в музей. Согласно современным пред­ставлениям, музейный предмет следует рассматривать в единстве присущих ему общих свойств и конкретных признаков. Наиболее широкое распространение и при­знание получили три свойства музейного предмета, ха­рактеризующие его различные стороны, - информа­тивность, аттрактивность, экспрессивность.

Информативность характеризует содержатель­ную сторону музейного предмета, его способность вы­ступать в качестве источника сведений об историчес­ких событиях, культурных, общественных и природ­ных явлениях и процессах. Совокупность сведений о предмете, зафиксированная в документах научного описания, составляет информационный потенциал предмета. В.В. Кондратьев предложил разделить эти сведения на две условные группы – внутреннее ин­формационное поле и внешнее информационное поле. Внутреннее информационное поле содержит инфор­мацию, отраженную непосредственно предметом или закодированную в нем самом. Это, как правило, те све­дения о признаках предмета, которые в музееведении принято называть атрибутивными – название предме­та, его назначение, размер, форма, материал, техника изготовления, надписи, подписи, клейма и т. П. Внешнее информационное поле включает сведения об исто­рии предмета, месте его происхождения и бытования, о событиях и лицах, связанных с ним, то есть информа­цию «вокруг предмета», косвенно связанную с ним, по­черпнутую из других источников. Внутреннее и внеш­нее информационные поля тесно переплетаются друг с другом и составляют информационный потенциал, который является необходимым условием функциони­рования музейного предмета.

Аттрактивность характеризует внешнюю сто­97е97o предмета, его способность привлекать внимание посетителей своими внешними признаками, в частно­сти формой, размером, цветом.

Экспрессивность связана с ценностным восприя­тием предмета, с его способностью вызывать у чело­века ассоциации и ощущение сопричастности к опре­деленным событиям, явлениям и фактам. Подобные чувства могут возникать благодаря сведениям об ис­тории создания предмета или среде бытования, о свя­зи его с известными событиями и людьми. Эти сведе­ния передаются в экспозиции через этикетаж или рассказ экскурсовода. Перо и чернильница А.С. Пуш­кина, жилет, в котором поэт стрелялся на дуэли с Дан­тесом, гитара B.C. Высоцкого, паек блокадника, днев­ник погибшей от голода ленинградской школьницы Тани Савичевой – все эти экспонаты могут служить яркими примерами экспрессивных свойств музейных

предметов.

Некоторые исследователи, например В.В. Кондра­тьев, Д.А. Равикович, выделяют в качестве самостоя­тельного свойства музейного предмета его репрезен­тативность, то есть представительность в ряду одно­типных предметов, которая тесно связана с таким свойством предмета как информативность. В данном случае речь идет о том, что среди похожих предметов есть такие, которые в сравнении с остальными наибо­лее полно и ярко отражают то или иное явление дейст­вительности. Их информационные возможности пре­восходят информационный потенциал аналогичных предметов, например, вследствие уникальной истории бытования, мемориального значения. Зарубежные ис­следователи, в частности 3. Странский, И. Ян, для обо­значения особых свойств музейного предмета как носителя информации используют термин «музеальность» (от «музеалия» - музейный предмет).

Таким образом, музейный предмет можно охаракте­ризовать как движимый объект природы или материаль­ный результат человеческой деятельности, который в силу своей значимости для музейного использования изъят из среды бытования и включен в состав музейного собрания. Понятие «музейный предмет» обычно применяется по от­ношению к подлинникам, но некоторые музееведы – В.Ю. Дукельский и В.Е. Туманов – считают возможным отнести к данной категории и специально созданные для экспонирования макеты и воспроизведения музейных предметов, которые выступают в функции памятников.