logo
музейно-выст / Муз

3.1 .Понятие и функции музейного предмета

На первый, поверхностный взгляд может пока­заться, что словосочетание «музейный предмет» по­нятно без дополнительных разъяснений и обозначает находящиеся в музее вещи, объекты природы, пись­менные и изобразительные материалы. Но только ли принадлежность к музею объединяет хранящиеся в нем предметы?

Термин «музейный предмет» еще в начале 1930-х гг. ввел в отечественный научный оборот Н.М. Дружинин. Однако теоретическая разработка этого понятия началась спустя несколько десятилетий.

В исследованиях зарубежных и российских ученых 3. Странского, Й. Бенеша, К. Шрайнера A.M. Разгона, В.Ю. Дукельского, В.В. Кондратьева музейный пред­мет стал изучаться и как источник особого вида позна­ния, и как основной элемент системы музейной ком­муникации.

Попытаемся в общих чертах схематично предста­вить себе, как протекает процесс включения предмета в музейное собрание, какие качества и свойства он при этом утрачивает, а какие приобретает.

В природе и обществе существует немало объек­тов и предметов, которые обладают научной, худо­жественной, исторической или мемориальной цен­ностью и в силу этого имеют значимость для исполь­зования в музее. Их принято называть предметами музейного значения. Для того чтобы приобрести ста­тус музейного предмета, они должны пройти ряд по­следовательных операций, в ходе которых их подго­тавливают к длительному хранению и многопланово­му использованию.

Сначала предмет музейного значения выявляют в так называемой среде бытования, то есть в той части природной или социальной среды, где он находится, используется или хранится, взаимодействуя с другими предметами или с человеком. Изъятый из среды быто­вания предмет музейного значения поступает в музей, принимается на учет и хранение, проходит полную или первичную научную обработку, и только после этого он приобретает статус музейного предмета.

После включения предмета в музейное собрание его связи и отношения со средой бытования разрыва­ются, и он лишается того функционального значения, которое имел прежде, будучи, например, орудием тру­да или предметом быта. В музее главным становится не функциональное значение предмета, а его обществен­96е96значение как памятника истории и культуры. В му­зейном собрании он превращается в документальное свидетельство, знак, символ конкретного факта, собы­тия, явления или процесса. В ходе изучения музейного предмета специалисты реконструируют его отноше­ния со средой бытования, выявляют присущие ему признаки и характеристики; в фондовых коллекциях и экспозиции он приобретает новые связи с другими предметами, подобными ему или отличными от него. Тем самым он включается в определенный историчес­кий контекст.

Например, помещенное в музейное собрание Евангелие утрачивает функциональное значение бого­служебной книги, которое оно имело в среде бытова­ния — в храме. В музейном собрании Евангелие при­обретает новое, общественное значение и восприни­мается теперь как произведение книжного искусства и свидетельство важнейших черт культуры своего вре­мени. Найденные во время археологических раскопок домашняя утварь или орудия труда давно утратили свое утилитарное назначение, но они представляют несомненную социальную ценность, поскольку в этих предметах присутствуют определенные черты и ха­рактеристики породившей их действительности.