3.1 .Понятие и функции музейного предмета
На первый, поверхностный взгляд может показаться, что словосочетание «музейный предмет» понятно без дополнительных разъяснений и обозначает находящиеся в музее вещи, объекты природы, письменные и изобразительные материалы. Но только ли принадлежность к музею объединяет хранящиеся в нем предметы?
Термин «музейный предмет» еще в начале 1930-х гг. ввел в отечественный научный оборот Н.М. Дружинин. Однако теоретическая разработка этого понятия началась спустя несколько десятилетий.
В исследованиях зарубежных и российских ученых 3. Странского, Й. Бенеша, К. Шрайнера A.M. Разгона, В.Ю. Дукельского, В.В. Кондратьева музейный предмет стал изучаться и как источник особого вида познания, и как основной элемент системы музейной коммуникации.
Попытаемся в общих чертах схематично представить себе, как протекает процесс включения предмета в музейное собрание, какие качества и свойства он при этом утрачивает, а какие приобретает.
В природе и обществе существует немало объектов и предметов, которые обладают научной, художественной, исторической или мемориальной ценностью и в силу этого имеют значимость для использования в музее. Их принято называть предметами музейного значения. Для того чтобы приобрести статус музейного предмета, они должны пройти ряд последовательных операций, в ходе которых их подготавливают к длительному хранению и многоплановому использованию.
Сначала предмет музейного значения выявляют в так называемой среде бытования, то есть в той части природной или социальной среды, где он находится, используется или хранится, взаимодействуя с другими предметами или с человеком. Изъятый из среды бытования предмет музейного значения поступает в музей, принимается на учет и хранение, проходит полную или первичную научную обработку, и только после этого он приобретает статус музейного предмета.
После включения предмета в музейное собрание его связи и отношения со средой бытования разрываются, и он лишается того функционального значения, которое имел прежде, будучи, например, орудием труда или предметом быта. В музее главным становится не функциональное значение предмета, а его обществен
Например, помещенное в музейное собрание Евангелие утрачивает функциональное значение богослужебной книги, которое оно имело в среде бытования — в храме. В музейном собрании Евангелие приобретает новое, общественное значение и воспринимается теперь как произведение книжного искусства и свидетельство важнейших черт культуры своего времени. Найденные во время археологических раскопок домашняя утварь или орудия труда давно утратили свое утилитарное назначение, но они представляют несомненную социальную ценность, поскольку в этих предметах присутствуют определенные черты и характеристики породившей их действительности.
- Музейная и выставочная рАбота
- 100103 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм"
- Рецензент: ученый секретарь Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» кандидат педагогических наук Чернышева е.К. Оглавление
- Введение
- Основная цель дисциплины – усвоение студентами навыков музейного дела, умение на практике применять полученные теоретические знания в области музейно-выставочной работы.
- Тема 1. Музей как социокультурный институт. Музей в системе скс
- 1. 1. Характеристика музея как социокультурного института
- 1.2. Понятие «музей». Функции музея
- Тема 2. Музей в истории культуры
- 2.1. История музейного сервиса в зарубежных странах и в России
- Филиалы музея
- Государственная Третьяковская галерея
- Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
- Тема 3. Музейный предмет как основа музейного дела
- 3.1 .Понятие и функции музейного предмета
- 3.2. Свойства музейного предмета
- 4.3.Теории изучения музейного предмета
- Тема 4. Экспозиция: принципы и методы организации
- 4.1. Понятие «экспозиция»
- 4.3. Экспозиционные материалы
- 4.4. Основные этапы художественного проектирования музейных экспозиций
- Тема 5. Тэп и создание научной концепции
- 5.1. Научное проектирование экспозиции
- 5.2. Художественное проектирование экспозиции
- Тема 6. Музейные фонды: организация и принцип хранения экспонатов.
- 6.1. Понятие «музейные фонды»
- 6.2. Режим хранения фондов
- Тема 7. Музейный менеджмент и маркетинг: новые подходы в работе музея
- 7.1. Перспективный план как основной инструмент менеджмента
- 7.2. Фандрейзинг в музейной сфере
- 7.3. Особенности музейного маркетинга
- Литература
- Приложение 1 Музеи в России. Портал «Музеи России» Центральные музеи
- Региональные музеи
- Музеи, представленные только страницей на портале «Музеи России»
- Музеи при университетах
- Музеи стран снг
- Европейские зарубежные музеи
- Музеи Америки
- Музеи Азии
- Африканские музеи
- Музеи Австралии и Океании
- Отчетная работа студентов по курсу «Музейно-выставочная работа»
- План отчета: