Ф.А.Бруни, к.П.Брюллов, а.А.Иванов и историческая живопись первой половины XIX века
Исторический жанр сформировался в XVIII-XIX веках со становлением научного взгляда на историю. Исторический жанр зарождается в стенах Академии художеств. Его признавали наиглавнейшим, на него возлагали большие гражданственные и воспитательные задачи. В нем поставлены проблемы судеб нации, личности и окружающего мира, духовные и нравственные вопросы.
Историческую живопись можно рассматривать не только в целом, но и по направлениям: историко-бытовое, портретно-историческое, батальная живопись и исторический пейзаж.
В историческом жанре работал Ф.А.Бруни.
Крупный успех принесла ему картина «Смерть Камиллы, сестры Горация». В этом образцовом по строгости стиля произведении классицизма обнаружились некоторые черты, роднящие художника с искусством романтизма. Черты романтизма проступали и в других работах Бруни - в «Портрете З.А.Волконской в костюме Танкреда», а особенно в картине «Вакханка, поящая амура», отличавшейся радостной чувственностью. Художник мог двигаться дальше по этому пути, обогащаясь тем новым, что принес романтизм, но Бруни остался на позициях академизма.
Высшие достижения изобразительного искусства первой половины XIX столетия принадлежат кисти двух великих русских живописцев - Карла Брюллова и Александра Иванова.
Брюллов был человеком огромного таланта, проявленного им в самых разнообразных жанрах искусства. Развитие русской исторической живописи, портрета, рисунка, декорационной живописи многим обязано его творчеству. В каждом из этих жанров виртуозное мастерство замечательного художника оставило глубокий след.
Такие картины Брюллова, как «Итальянское утро», «Полдень» и некоторые другие, посвященные жизни итальянского народа, вызвали в Петербурге со стороны защитников классицизма упрек в чрезмерной приверженности молодого художника к реальной жизни.
Это отнюдь не смутило Брюллова, и он с большим подъемом продолжал работать над своим крупнейшим полотном «Последний день Помпеи», принесшим ему славу лучшего живописца эпохи. Проделав огромную предварительную работу, он создал подлинно драматическую эпопею, романтическая приподнятость образов которой произвела колоссальное впечатление на современников.
Картина эта явилась триумфом русского изобразительного искусства, убедительным свидетельством его зрелости.
Будучи живописцем большого таланта, Брюллов своими произведениями разрушал узкие рамки академических канонов. Его работы неизменно отличались широтой замысла.
Не случайны достижения художника и в области портрета. Брюллов напечатлел целую серию образов своих современников. Наряду с официальными заказными портретами, он оставил нам ряд глубоких реалистических изображений деятелей искусства, людей своего круга — писателей, художников, актеров.
Новой и еще более значительной страницей в истории русской живописи явилось творчество Александра Иванова.
Воспитанный своим отцом, профессором исторической живописи Академии художеств, в традициях русского классицизма, Иванов остро ощущал упадок этого стиля в новых исторических условиях и крушение еще недавно господствовавших эстетических идеалов и представлений. Задачей всей своей жизни он поставил возвращение искусству его общественной значимости.
Больше двадцати лет жизни посвятил Иванов созданию картины «Явление Христа народу». В этой картине он стремился воплотить свои новаторские эстетические принципы. То был титанический труд художника-подвижника, отдавшего все силы искусству. Иванов произвел подлинный переворот в живописи, добившись дотоле небывалой выразительности в своих работах с натуры. Пейзажи Иванова не случайно поражали современников. В изображении человека на открытом воздухе художник достиг поразительной правды, намного опередив высшие достижения европейской живописи XIX века.
Иванов оказал огромное влияние на последующее развитие русского реалистического искусства. Художники-передвижники во второй половине XIX столетия глубоко изучали творческое наследие великого живописца и восприняли от него высокие заветы общественного служения искусства.
-
Русские художники. / Гл. ред. Анисимов А.П. – М.: Дело, 2003.
-
История русской живописи: Из древности в сегодняшние дни. / Под ред. Соломонова А.Л.. – М.: Юрайт, 2006.
- 070902 «Графика»
- Архитектура - ведущий вид средневекового искусства. Крестово-купольный стиль каменного храмового зодчества. Внешний вид и внутреннее устройство православного храма.
- Зарождение новой художественной системы в живописи XVII века. Иконописцы «Строгановской школы». Симон Ушаков и его современники. Монументальная живопись Москвы и Ярославля. Парсуны.
- Понятие «новой» культуры в XVIII в. Особенности русской культуры нового времени
- Новое в живописном искусстве России. Живопись и графика в первой трети XVIII века. Россика.
- Создание Академии художеств. Историческая живопись. А.П.Лосенко, и.А.Акимов, п.И.Соколов, г.И.Угрюмов.
- Портретная живопись во второй половине XVIII века: ф.С.Рокотов.
- Портретная живопись во второй половине XVIII века: д.Г.Левицкий.
- Портретная живопись во второй половине XVIII века: в.Л.Боровиковский.
- Архитектура русского барокко: характеристика стиля, своеобразие и его особенности в России. «Петровское барокко».
- Расцвет архитектуры русского барокко в середине XVIII века. Рококо.
- Архитектура строгого классицизма в России.
- Особенности русской культуры первой половины XIX века
- Переход от классицизма к романтизму в живописи первой половины XIX века. Мастера романтического портрета: о.А.Кипренский, в.А.Тропинин и их современники
- Ф.А.Бруни, к.П.Брюллов, а.А.Иванов и историческая живопись первой половины XIX века
- Особенности русской культуры второй половины XIX века
- Родоначальники передвижничества: в.Г.Перов и и.Н.Крамской
- Реализм в историческом, религиозно-философском, батальном жанрах второй половины XIX века: н.Н.Ге, в.В.Верещагин, в.И.Суриков
- Пейзаж в живописи передвижников: а.К.Саврасов, ф.А.Васильев, и.И.Шишкин, а.И.Куинджи, в.Д.Поленов, и.И.Левитан
- Достижение в живописных произведениях и.Е.Репина вершин русского реализма
- Скульптура середины и второй половины XIX века
- Музыка, опера, балет, театр и кино в конце XIX - начале XX веков
- М.В.Нестеров – представитель московской школы. Периоды и основные линии развития творчества.
- В.А.Серов в поиске новых путей живописи.