Архитектура строгого классицизма в России.
Во второй половине столетия на смену пышному и декоративному барокко пришел классицизм. В архитектуре, как и в литературе, классицизм проявился прежде всего в ориентации на античную (древнегреческую и древнеримскую) традицию. Строгость форм, наличие портиков и колоннад (классический ордер), сдержанный колорит – таковы характерные черты этого стиля.
Зрелый или строгий классицизм в архитектуре Петербурга представлен творениями Ивана Старова и Джакомо Кваренги. Ансамбль Таврического Дворца, созданный И.Е.Старовым - одна из вершин в развитии классицизма. Архитектор опередил свое время, внес в зодчество русского классицизма особую чистоту, лаконичность форм и поэтическую одухотворенность. Крупнейшим мастером высокого классицизма, глубоким выразителем идей Палладио, является Д.Кваренги, создания которого доминируют в художественном и композиционном строе центральных районов города. Между 1782 и 1814 годами, за тридцать два года, по проектам Д.Кваренги были возведены такие строения, как здание Академии наук, ставшее одним из основных архитектонических акцентов Стрелки Васильевского острова и всего правобережья Невы; серебряные ряды, корпуса Кабинета и Екатерининский институт, усилившие выразительность панорамы Невского проспекта. Классическая гармония ансамбля набережных на левом берегу Невы также во многом определилась аккордом Кваренгиевских строений - домом Салтыкова, Эрмитажным театром, зданиями Иностранной коллегии, Английской церкви. Ассигнационный банк, дворец Юсуповых на Фонтанке, Конногвардейский манеж, Главная аптека, Мариинская больница, наконец, Смольный институт и Нарвские триумфальные ворота - каждое из этих произведений знаменует образцовое решение определенной функциональной, градостроительной и художественной задачи, отмечая новый этап развития городского организма, как единого целого.
Конец XVIII столетия означен сооружением по проекту Василия Баженова и Винченцо Бренна грандиозного Михайловского (Инженерного) замка, примечательного, романтической сложностью замысла и неординарной ролью в объемно- пространственной композиции гигантского архитектурного комплекса, развитого на берегах Невы. В ряду мастеров зрелого классицизма необходимо назвать архитекторов Николая Львова, Егора Соколова, Федора Демерцова, строения которых и в наше время определяют масштаб и характер окружающей застройки.
-
Самохвалов К.Л. Архитектура Петербурга. – СПб.: Питер, 2002.
-
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. – М.: Просвещение, 2004.
- 070902 «Графика»
- Архитектура - ведущий вид средневекового искусства. Крестово-купольный стиль каменного храмового зодчества. Внешний вид и внутреннее устройство православного храма.
- Зарождение новой художественной системы в живописи XVII века. Иконописцы «Строгановской школы». Симон Ушаков и его современники. Монументальная живопись Москвы и Ярославля. Парсуны.
- Понятие «новой» культуры в XVIII в. Особенности русской культуры нового времени
- Новое в живописном искусстве России. Живопись и графика в первой трети XVIII века. Россика.
- Создание Академии художеств. Историческая живопись. А.П.Лосенко, и.А.Акимов, п.И.Соколов, г.И.Угрюмов.
- Портретная живопись во второй половине XVIII века: ф.С.Рокотов.
- Портретная живопись во второй половине XVIII века: д.Г.Левицкий.
- Портретная живопись во второй половине XVIII века: в.Л.Боровиковский.
- Архитектура русского барокко: характеристика стиля, своеобразие и его особенности в России. «Петровское барокко».
- Расцвет архитектуры русского барокко в середине XVIII века. Рококо.
- Архитектура строгого классицизма в России.
- Особенности русской культуры первой половины XIX века
- Переход от классицизма к романтизму в живописи первой половины XIX века. Мастера романтического портрета: о.А.Кипренский, в.А.Тропинин и их современники
- Ф.А.Бруни, к.П.Брюллов, а.А.Иванов и историческая живопись первой половины XIX века
- Особенности русской культуры второй половины XIX века
- Родоначальники передвижничества: в.Г.Перов и и.Н.Крамской
- Реализм в историческом, религиозно-философском, батальном жанрах второй половины XIX века: н.Н.Ге, в.В.Верещагин, в.И.Суриков
- Пейзаж в живописи передвижников: а.К.Саврасов, ф.А.Васильев, и.И.Шишкин, а.И.Куинджи, в.Д.Поленов, и.И.Левитан
- Достижение в живописных произведениях и.Е.Репина вершин русского реализма
- Скульптура середины и второй половины XIX века
- Музыка, опера, балет, театр и кино в конце XIX - начале XX веков
- М.В.Нестеров – представитель московской школы. Периоды и основные линии развития творчества.
- В.А.Серов в поиске новых путей живописи.