logo
+История отечественого искусства - ответы

Архитектура - ведущий вид средневекового искусства. Крестово-купольный стиль каменного храмового зодчества. Внешний вид и внутреннее устройство православного храма.

Архитектура была ведущим видом искусства в средневековой Руси. В это время разворачивается грандиозное храмовое строительство. Крестово-купольный храм - основной тип православного храма, господствовавший в архитектуре Древней Руси. История строительства в России каменных крестово-купольных храмов началась с возведения в Киеве Десятинной церкви (989-996 гг.) и продолжается в наше время в связи с активным церковным строительством по всей России.

Техника каменного строительства и архитектурная типология были заимствованы Древней Русью из Византии. Первые каменные храмы после Крещения Руси строили приглашённые мастера. Их постройки принадлежат к числу видных произведений византийской архитектуры, но с самого начала в них появляются собственные черты, обусловленные особенностями заказа и местными условиями.

В классическом варианте крестово-купольного храма четыре свободно стоящие в середине здания опоры соединены арками, на которые опирается барабан, перекрытый куполом; переходом от арок к барабану служат паруса. Между опорами по осям храма крестообразно расходятся к внешним стенам сводчатые проходы, а образующиеся в результате угловые помещения также покрываются небольшими куполами или сводами. Эта устойчивая система взаимосвязанных пространств, ячеек обусловливает стройную композицию крестово-купольного храма. Главную роль в ней играет центральный купол, высоко поднятый на барабане. Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава креста, ещё ниже - угловые помещения. Эта композиция наглядно обозрима и изнутри, и снаружи храма. Наряду с организацией пространства большую роль в создании архитектурного образа играет пластическая выразительность массивных стен и опор. В композицию интерьера крестово-купольного храма с его большими поверхностями стен и сводов органично включается византийская система храмовой росписи.

Большинство древнерусских крестово-купольных храмов были трёхнефными. Ранее в отечественной науке была принята классификация их типов по числу внутренних столбов. Поэтому их именовали четырёхстолпными (аналог храма на 4 колоннах), шестистолпными, и есть редкие примеры восьмистолпных церквей. В настоящее время происходит отказ от этой терминологии, так как она считается не отвечающей реальной структуре этих храмов. Все они признаются четырехстолпными с близким к квадрату наосом (центральная часть христианского храма, где во время богослужения находятся пришедшие в храм молящиеся), к которому может примыкать нартекс (составляет самую западную часть храма и обыкновенно отделяется от средней части храма глухой стеной), отделённый стеной с арочными проходами (а не третьей парой столбов). В редких случаях усложняется алтарная часть храма, возникающие рядом с апсидами дополнительные столбы скорее являются стенами апсид с прорезанным между ними поперечным проходом.

1. Архитектура Древней Руси. / Астахов А.В. – СПб.: Речь, 2002.

Живописное искусство в Российском государстве конца XV-XVI веков. Дионисий, его сотрудники и ученики. Монументальные росписи Ферапонтова монастыря и Московского Кремля. Пути развития русской живописи в XVI веке.

В конце XV-XVI в. укрепление государства и церкви сопровождалось теоретической разработкой вопросов о царской власти, об отношении к ней церкви, о роли искусства в богослужении, о способах воплощения церковных сюжетов.

Искусство под воздействием начетнической богословской литературы становится надуманно сложным, схоластически отвлеченным. Многочисленные умозрительные аллегории и символы нередко затемняют содержание и перегружают композицию. Письмо мельчает, стиль теряет монументальность и ясность. Несохранившаяся роспись Золотой палаты московского Кремля, исполненная на основе «Сказания о князьях Владимирских», наглядно иллюстрировала идею преемственности власти московских самодержцев.

Растет число художников, порой недостаточно профессионально подготовленных, что снижает общий уровень мастерства. Но среди выходцев из городских низов и государственных крестьян было немало людей с ярким дарованием, создавших росписи, иконы, миниатюры поражающие свежестью мировосприятия, свободой и разнообразием толкования сюжетов, смелостью технических приемов. Искусство демократизируется, становится более понятным и доступным, приближается к народному мироощущению. Известно много имен мастеров XVI в. – московских, ярославских, костромских, нижегородских, чаще всего работающих большими артелями: одни мастера намечали композиции на стенах церкви, другие писали лица, третьи – одежду и драпировки, четвертые архитектуру и ландшафты, пятые – орнаменты и т. д. Коллективное творчество вырабатывало четко выраженное единообразие.

В последней трети XV в. начинает свою художественную деятельность Дионисий. В иконах и фресках Дионисия и его школы, создававшихся в период образования русского централизованного государства во главе с Москвой, возрастают известное единообразие приемов, внимание мастеров к художественной форме, черты праздничности и декоративности. Тонкий рисунок и изысканный колорит икон Дионисия, с сильно вытянутыми грациозными фигурами, полны нарядной торжественности. Но в психологическом плане его образы уступают Рублевским.

Созданные Дионисием и его сыновьями Феодосием и Владимиром росписи собора Ферапонтова монастыря близ Кириллова отмечены особой мягкостью колорита, красотой подчиненных плоскости стены композиций с как бы скользящими изящными фигурами. Многочисленные работы Дионисия и художников его школы вызвали повсеместные раздражения им. В конце XV в. московские художники выезжают в Новгород, Псков, на Север, в города Поволжья, а лучшие мастера этих художественных центров выезжают для работы в Москву, где они знакомятся с творческими приемами столичных живописцев. Московское искусство постепенно нивелирует местные школы и подчиняет их общему образцу.

В конце XVI в. появилось два вида живописи - московский, строгого стиля и строгановский, отличавшийся яркостью красок и золота. Царь Алексей Михайлович вызвал из-за границы искусных мастеров, в обучение которым отдавались русские ученики. Отличительными чертами нового поколения художников стали более светлый колорит и изящный рисунок. У мастеров было свое разделение труда: «знаменщики» писали только лики, «долицовщики» - ризы, «травщики» расписывали пейзаж и орнамент. Хорошие мастера получали «жалование» от государя: земли, кафтаны и др. Влияние итальянской светской школы отразилось на росписи домовых церквей бояр Голицына и Матвеева.

Русские мастера стали подражать итальянской манере. Никон отлучил их от церкви, приказал сжечь иконы и велел брать за образцы древние иконы греческого письма. Вскоре появились переводы с греческого канона живописи.

1. Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2007.

2. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. - М.: АРТ-БМБ, 2002.