В.А.Серов в поиске новых путей живописи.
Серов вошел в историю русского искусства как художник исключительной глубины и многосторонности, с блеском испытавший свои силы почти во всех жанрах живописи и графики. Но высшие его достижения принадлежат области портрета.
Целая эпоха заключена в созданной им портретной галерее его современников.
Ранние произведения Серова восьмидесятых годов - «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» - напоены солнечным, светлым восприятием мира, это настоящая песня о юности человека, о его душевной чистоте, о радости жизни. С годами искусство художника становится все более суровым и строгим, жизнь раскрывается перед ним в ее противоречиях, в социальных контрастах. Но хотя правда нередко оказывается горькой - Серов не изменяет ей никогда. Непоколебимая правдивость убежденного реалиста, неумолимая верность глаза и руки не покидают Серова и тогда, когда ему приходится портретировать представителей господствующих классов (а по их заказам художнику пришлось работать немало); им всем он дает в своих портретах самые беспощадные характеристики. Художник М.В.Нестеров так говорил об отношениях Серова и его заказчиков: «Он издевался над ними кистью. Не постигаю, как они этого сами не замечали! Удивляюсь, как они принимали от него эти портреты!»
Серов раскрывает наглую самоуверенность и грубость промышленников и банкиров, пустоту и бездушие наряженных в меха и бриллианты дам высшего света, внутреннее ничтожество сановной аристократии... Своими портретами, разоблачающими истинную сущность всех этих Морозовых, Гиршманов, князей Голицыных и Юсуповых, художник выносил суровый приговор старому, уходящему миру. Всем этим «сильным мира сего» он противопоставлял образы простых людей из народа («Баба с лошадью») и образы прогрессивных деятелей русской культуры - тех, чьими именами и сегодня гордится наша страна: Станиславский, Ермолова, Репин, Чехов, Шаляпин - вот люди, на стороне которых громадное уважение и искренняя любовь художника. Уже накануне самой революции, в 1904 году, Серов создал сильный, романтически приподнятый портрет Максима Горького; художник выразил этим свою горячую симпатию к тому новому миру, представителем которого был великий Буревестник революции.
Говоря о новом этапе развития русского искусства, необходимо отметить, что развитие и углубление реализма в нем шло не только путем расширения тематики и обращения к новым явлениям действительности, но также и по пути расширения и обогащения художественных средств отражения этой действительности. Об этом свидетельствуют, в частности, особая острота характеристики человека в портретах Серова.
1. Русские художники. / Гл. ред. Анисимов А.П. – М.: Дело, 2003.
-
История русской живописи: Из древности в сегодняшние дни. / Под ред. Соломонова А.Л.. – М.: Юрайт, 2006.
- 070902 «Графика»
- Архитектура - ведущий вид средневекового искусства. Крестово-купольный стиль каменного храмового зодчества. Внешний вид и внутреннее устройство православного храма.
- Зарождение новой художественной системы в живописи XVII века. Иконописцы «Строгановской школы». Симон Ушаков и его современники. Монументальная живопись Москвы и Ярославля. Парсуны.
- Понятие «новой» культуры в XVIII в. Особенности русской культуры нового времени
- Новое в живописном искусстве России. Живопись и графика в первой трети XVIII века. Россика.
- Создание Академии художеств. Историческая живопись. А.П.Лосенко, и.А.Акимов, п.И.Соколов, г.И.Угрюмов.
- Портретная живопись во второй половине XVIII века: ф.С.Рокотов.
- Портретная живопись во второй половине XVIII века: д.Г.Левицкий.
- Портретная живопись во второй половине XVIII века: в.Л.Боровиковский.
- Архитектура русского барокко: характеристика стиля, своеобразие и его особенности в России. «Петровское барокко».
- Расцвет архитектуры русского барокко в середине XVIII века. Рококо.
- Архитектура строгого классицизма в России.
- Особенности русской культуры первой половины XIX века
- Переход от классицизма к романтизму в живописи первой половины XIX века. Мастера романтического портрета: о.А.Кипренский, в.А.Тропинин и их современники
- Ф.А.Бруни, к.П.Брюллов, а.А.Иванов и историческая живопись первой половины XIX века
- Особенности русской культуры второй половины XIX века
- Родоначальники передвижничества: в.Г.Перов и и.Н.Крамской
- Реализм в историческом, религиозно-философском, батальном жанрах второй половины XIX века: н.Н.Ге, в.В.Верещагин, в.И.Суриков
- Пейзаж в живописи передвижников: а.К.Саврасов, ф.А.Васильев, и.И.Шишкин, а.И.Куинджи, в.Д.Поленов, и.И.Левитан
- Достижение в живописных произведениях и.Е.Репина вершин русского реализма
- Скульптура середины и второй половины XIX века
- Музыка, опера, балет, театр и кино в конце XIX - начале XX веков
- М.В.Нестеров – представитель московской школы. Периоды и основные линии развития творчества.
- В.А.Серов в поиске новых путей живописи.