logo
+История отечественого искусства - ответы

Родоначальники передвижничества: в.Г.Перов и и.Н.Крамской

Творчество русских художников второй половины XIX века развивалось в обстановке нараставшего народно-освободительного движения.

Революционные демократы ратовали за искусство реалистическое, за искусство жизненной правды. Они понимали, что только реализм дает возможность искусству и литературе выполнять прогрессивные общественные задачи. Для того чтобы выносить приговор действительности, искусство должно верно отражать эту действительность со всеми ее противоречиями.

Формирование новой, реалистической школы в русском изобразительном искусстве непосредственно связано с историческими событиями конца пятидесятых и начала шестидесятых годов; этим переломным моментом, собственно, и открывается искусство второй половины XIX века.

Крупнейшим художником шестидесятых годов и одним из основоположников идейно-реалистического направления был В. Г. Перов. С беспощадной правдивостью отображал он русскую жизнь, не останавливаясь перед изображением самых неприглядных ее сторон. В своих произведениях он с болью и возмущением рисовал безотрадные картины русской деревни, убогой и нищей; разоблачал самоуправство сельских властей («Приезд станового на следствие»), хищничество и тунеядство православного духовенства («Сельский крестный ход на пасхе»; «Чаепитие в Мытищах» и др.). В ряде картин Перова запечатлены сцены жизни большого города. Непосильно тяжелый труд детей-мастеровых («Тройка»), горемычная доля девушки-гувернантки, вынужденной идти в кабалу к самодуру-купцу («Приезд гувернантки в купеческий дом»), гибель одной из бесчисленных жертв общественного равнодушия и несправедливости («Утопленница») - все это волнует художника, находит полный сочувствия отклик в его произведениях. Крестьянская тема в творчестве Перова нашла свое высшее выражение в «Проводах покойника».

Жизнь Н.Крамского и его соратников прошла в неустанной борьбе за демократическое, идейное русское искусство. Все силы отдал ему Крамской - не только как художник, но и как организатор, общественный деятель, педагог, критик. Именно Крамской был инициатором и вожаком «академического бунта», затем - организатором и руководителем Артели художников, позже - одним из активных учредителей Товарищества передвижных выставок и его признанным главой в течение многих лет.

Одна из самых известных картин Крамского – «Христос в пустыне». Известны его работы: «портрет Льва Толстого», «Дама в лунную ночь», «Неутешное горе», «Полесовщик», «Созерцатель». Крамской агитировал в пользу свободного художественного развития молодых художников, надеясь на преобразовательный процесс в академии, относительно его взглядов, что оставило свой след в его анти академической деятельности.

  1. Русские художники. / Гл. ред. Анисимов А.П. – М.: Дело, 2003.

  2. История русской живописи: Из древности в сегодняшние дни. / Под ред. Соломонова А.Л.. – М.: Юрайт, 2006.