Русский авангард.
Русский авангард представляет собой сложное, разнородное и противоречивое направление, развивавшееся в России с 1910 по 1932 гг. и включавшее в себя множество течений абстрактного, нефигуративного и беспредметного искусства. Он возник под влиянием французского кубизма и фовизма, итальянского футуризма и немецкого экспрессионизма, оказав затем в свою очередь огромное, во многом определяющее воздействие на все искусство западного модернизма и авангарда.
Эволюция русского авангарда позволяет условно выделить в нем три периода: кубофутуризм (1910 - 1015 гг.); расцвет, наивысший подъем авангарда (1915 - 1924 гг.). К кубофутуризму в эти годы добавляются супрематизм, конструктивизм, производственное искусство и другие течения; период (1925 - 1932 гг.), когда авангард распространялся на все виды искусства, однако в 1932 г. в связи с роспуском всех независимых объединений прекращает свое существование.
Становление русского авангарда происходит на фоне интенсивной артистической жизни.
Основными центрами формирования русского авангарда были петербургский «Союз молодежи» (1909 - 1917) и московский «Бубновый валет» (1910 - 1916).
Общей идейно-эстетической основой поэтов-авангардистов было предчувствие скорых и неизбежных потрясений, результатов которых станет рождение нового мира и нового человечества. Свою задачу они видели в активных действиях, приближающих эти события. Отсюда – разрушение или причудливое смешение традиционных жанров и стилей, отрицание эстетического вкуса, стремление кубофутуристов выделить поэтический язык в чистом виде, освобождая его от общепринятых смыслов и знаний, от всего, что связывает его со старым миром. или же создавать совершенно новый, «заумный язык» – с новыми словами, грамматикой и синтаксисом.
Главными фигурами кубофутуризма в поэзии были:
В. Маяковский (1893 - 1930). Он выступил одним из самых решительных реформаторов поэтического языка, противником традиционного классического искусства, а также течений модернизма – символизма и акмеизма. Провозглашая диктатуру формы, В. Маяковский стремился наполнить свои произведения актуальным жизненным содержанием и смыслом («Облако в штанах», «Флейта-позвоночник» и др.);
В. Хлебников (1885 - 1922). Он стал одним из самых радикальных реформаторов поэтического языка. В равной мере у него проявилась неодолимая страсть к эксперименту («Заклятия смехом» и «Любхо»). Он также был горячим поборником максимального сближения науки и поэзии, видя в этом путь создания «новой мифологии» и «сверхъязыка» будущего человека. В. Хлебников выходил за рамки поэзии и искусства, разрабатывал идею глобального переустройства мира («Время – мера мира», «Труба маршан», «Лебедия будущего»).
В связи с первым периодом русского авангарда необходимо выделить также творчество В.В. Кандинского (1866 - 1944), М.З. Шагала (1887 - 1941), П.Н. Филонова (1883 - 1941).
Второй период русского авангарда начинается в декабре 1915 г. – вместе с состоявшейся в Петрограде выставкой «Ноль-десять», на которой был показан знаменитый «Черный квадрат на белом фоне» К. Малевича, означавший возникновение новых кубофутуристов – И. Клюн, И. Пуни, Л. Попова, Н. Удальцова, А. Экстер и др.
Супрематизм К. Малевича (1878 - 1935) стал поворотным пунктом в эволюции авангарда, включая зарубежный. Своеобразие нового течения художник раскрывает в работе «От кубизма и футуризма к супрематизму» (1916). Малевич без колебания избавляет живопись от предметов сюжета, смысла и содержания. Он определяет супрематизм как «абсолютное», «чистое», «беспредметное творчество», «чисто живописное искусство красок», «творчество самоцельных живописных форм». Эволюция супрематизма в живописи были скоротечной – всего четыре года (1915 - 1919), хотя в ней иногда выделяют три периода:
«черный» (1915 - 1917);
«цветной» (1916 - 1917);
«белый» (1917 - 1919).
Большинство авангардистов с энтузиазмом приняли Октябрьскую революцию 1917 г., искренне надеясь с ее помощью осуществить свои грандиозные утопии. В свою очередь, новая власть нуждалась в поддержке со стороны наиболее активной и революционно настроенной интеллигенции. Однако преследуемые сторонами цели и способы их достижения заметно различались, вследствие чего тенденция к чистым эстетичным формам в авангарде стала постепенно ослабевать, а прагматическая и утилитарная – усиливаться. Все это, в конце концов, привело к трансформации супрематизма в два течения – конструктивизм и производственное искусство, которые взаимно переплетались и часто переходили друг в друга.
В течение второго периода авангард охватывает большинство видов искусства, включая театр, где его проводниками стали В.Э. Мейерхольд (1874 - 1940) и А.Я. Таиров (1826 - 1950). Последний осуществил постановку «Саломея» О. Уайльда (1917) с кубофутуристическими и супрематическими декорациями и костюмами А. Экстер, а первый – постановку «Мистерии - буфф» Маяковского с декорациями и костюмами Малевича и «Великодушного рогоносца» Метерлинка (1922), где вместо декораций использовались конструктивистские игровые установки Л. Поповой и В. Степановой.
Третий период эволюции авангарда отмечен его экспансией в архитектуре. Его представляют А. Веснин, Н. Габе, М. Гинзбург, К. Мельников и др.
В кино С.М. Эйзенштейн (1898 - 1948) ставит свой знаменитый фильм «Броненосец Потемкин» (1925). В 1927 г. возникает литературно-театральная группа ОБЕРИУ (Объединение реального искусства), куда вошли А. Введенский, Н. Заболоцкий, Д. Хармс и др., провозгласившие алогизм, абсурд и гротеск в качестве основных средств нового поэтического языка.
В то же время новаторский дух и творческий импульс авангарда все более ослабевают. В 1925 г. группа выпускников ВХУТЕМАСа – Ю. Анненков, А. Дейнека, Ю. Пименов и др. – образуют ОСТ (Общество станковистов) и заявляют об отказе от беспредметного искусства. К началу 30-х гг. Малевич также возвращается к фигуративной живописи. В 1928 г. Маяковский перестает издавать журнал «Новый ЛЕФ», а год спустя исчезает и сам ЛЕФ. Наконец, в 1932 г. все независимые группы и объединения оказываются распущенными, и русский авангард прекращает свое существование.
Западный модернизм достаточно полно выразил стремление искусства к самопознанию, к чистым эстетическим поискам и эксперименту. Он порывает с прошлым и традицией, но испытывает разлад с настоящим, в котором видит слишком много прозы и мало поэзии. Отсюда его асоциальность, зачастую доходящая до антисоциальности.
Та же двойственность наблюдается в его отношениях с наукой: в своих экспериментах он использует некоторые ее достижения, но в то же время – в духе Ницше – воспринимает ее как угрозу и опасность для искусства. В модернизме очень много меланхолии и эстетизма, он отмечен декадансом. Все это ослабляло его творческий импульс. Авангард в этом смысле пошел гораздо дальше, но не до конца.
Русский авангард как продолжение и высший этап западного модернизма и авангарда исчерпал концепцию искусства как абсолютного творения.
Именно русский авангард: гораздо радикальнее порывал с традиционной эстетикой и искусством, создавая искусство, которое приближается к чистому, абсолютному творению; наиболее полно реализовал стремление к эксперименту и поиску нового; в наибольшей степени вышел за рамки художественного стиля и стал настоящей философией нового мира, путь к которому усматривал в радикальном разрыве с прошлым.
Советский период в истории России продолжался с октября 1917 г. по август 1991 г.
После победы Октябрьской революции Советская Россия предприняла грандиозную попытку воплотить в жизнь великие идеалы просветительского гуманизма – свободу, равенство, братство, счастье, солидарность, – избрав пролетарско-социалистический путь развития.
Культурные преобразования, которые по своему масштабу, глубине и значимости по праву были определены как культурная революция, происходили в сложных условиях коллективизации, индустриализации, сталинских репрессий, войны, а также культа личности Сталина.
В годы войны литература и искусство переживают новый подъем. Военная тема нашла отражение в произведениях многих писателей и поэтов – А. Ахматовой, О. Берггольц, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова, М. Шолохова, К. Симонова, М. Исаковского, Б. Полевого, А. Фадеева.
Высокими достижениями отмечено развитие музыки. Этим она была обязана, прежде всего, С. Прокофьеву, Д. Шостаковичу, А. Хачатуряну, Т. Хренникову, Г. Свиридову, Д. Ковалевскому. Широкую популярность имели песни композиторов А. Александрова, В. Соловьева-Седого, М. Блантера, А. Новикова, И. Дунаевского, В. Лебедева-Кумача, Б. Мокроусова, М. Фрадкина.
Настоящий расцвет переживает детская литература. В ней успешно работали В. Маяковский, С. Маршак, К. Чуковский, С. Михалков, А. Гайдар, А. Барто, Л. Кассиль, Ю. Олеша и др.
- Содержание
- Раздел II. Культура Возрождения, Просвещения, Нового времени 34
- Раздел III. Золотой век русской культуры 66
- Вступление
- Раздел I: Теоретические проблемы культурологии. Понятие культуры, ее модели, виды, основные периоды
- Восьмая модель культуры л.Н. Гумилева.
- Виды культурологии
- Культура Древнего мира и Средних веков
- Раздел II. Культура Возрождения, Просвещения, Нового времени Гуманизм эпохи Возрождения, эпохи Просвещения XVIII в.
- XVII столетие стало «золотым веком» театра.
- Основные направления в Западной культуре XIX в. Нач. XX в.
- Культура Древней Руси. От Руси к России (XVIII в.)
- Раздел III. Золотой век русской культуры
- Серебряный век русской культуры
- Русский авангард.
- Культура постмодернизма
- Заключение