XVII столетие стало «золотым веком» театра.
В Англии продолжает творить У. Шекспир, пьесы которого ставятся в известном театре «Глобус».
Настоящий расцвет переживает театр Испании. Главой этого театра считается Лопе де Вега (1562 - 1635), написавший около 200 пьес, из которых наиболее известной в наши дни является «Собака на сене». Выдающимся представителем испанского барокко стал Педро Кальдерон (1600 - 1681), создавший интересные произведения в разных жанрах – комедию «С любовью не шутят», драму «Стойкий принц», а также философскую драму «Жизнь есть сон», посвященную нравственной силе человека
Стиль классицизма представляет французский театр, также переживающий невиданный расцвет. Его успех и славу обеспечили три великих имени: П. Корнель (1606 - 1684), Ж. Расин (1639 - 1699), Ж.Б. Мольер (1622 - 1673).
Стили в искусстве возникают с появлением барокко.
Барокко возникает в конце XVI века в Италии. Само слово «барокко» означает «странный», «причудливый». Для стиля барокко характерны динамичность образов, напряженность, яркость, изящность, контрастность, стремление к величию, парадности и пышности, к синтезу искусств, сочетание реальности и иллюзии, повышенная эмоциональность и чувственность. Барокко явилось стилем аристократической элиты уходящего феодального общества, стилем католической культуры.
Ярким представителем итальянского барокко является римский архитектор, скульптор и живописец Л. Бернини (1598 - 1680). В его творчестве воплотились все наиболее характерные черты стиля – и сильные, и слабые. Многие его произведения оказались сосредоточенными в главном памятнике католического Рима – соборе св. Петра. Наиболее значительными скульптурными работами Бернини считаются «Аполлон и Дафна» и «Экстаз св. Терезы».
Самой знаменитой фигурой европейского барокко является фламандский художник П. Рубенс (1577 - 1640). Его с полным правом можно назвать универсальной личностью, не уступающей своим масштабом титанам Возрождения. Он был близок к гуманистам, увлекался классиками античности – Плутархом, Сенекой, Горацием, знал шесть языков, включая латынь. Рубенс не был ученым и изобретателем, но разбирался в проблемах астрономии и археологии, проявлял интерес к часам без механизма, к идее вечного движения, следил за новинками в философии, понимал толк в политике и активно участвовал в ней. Больше всего он любил саму человеческую жизнь.
Одной из центральных тем его творчества является женщина, любовь и ребенок, как естественный и прекрасный плод любви. Данную сторону его творчества можно увидеть и почувствовать в таких картинах, как «Венера и Адонис», «Юнона и Аргус», «Персей и Андромеда», «Вирсавия».
Его произведения наполнены бурным динамизмом. Таковыми, в частности, являются полотна «Битва амазонок», «Похищение дочерей Левкиппа», «Охота на львов», «Охота на кабана».
Родиной классицизма стала Франция. Если барокко отдает предпочтение чувствам, то классицизм покоится на разуме. Высшей нормой и идеальным образцом для него служит античное искусство. Главными его принципами являются ясность, упорядоченность, логическая последовательность, стройность и гармония.
Основоположником и главной фигурой классицизма в живописи является французский художник Н. Пуссен (1594 - 1665). Его произведения уже содержат в себе два главных элемента искусства. Один из них связан с пластикой, создаваемой чисто художественными, живописными средствами, комбинацией линий и цвета, что и составляет источник особого, эстетического удовольствия. Второй связан с экспрессией, выразительностью, с помощью которой художник воздействует на зрителя и вызывает в нем то состояние души, которое испытывал сам.
Наличие этих двух начал позволяет Пуссену объединить интеллект и чувство. Примат разума сочетается у него с любовью к плоти и чувственности. Об этом свидетельствуют его картины «Венеры и Адонис», «Спящая Венера», «Вакханалия» и др., где мы видим совершенного телом и духом человека.
В начальный период творчества у Пуссена преобладают полотна на исторические и религиозно-мифологические темы. Им посвящены такие произведения, как «Похищение сабинянок», «Взятие Иерусалима», «Аркадские пастухи». Затем на передний план выходит тема гармонии человека и природы. Она представлена в картинах «Триумф Флоры», «Пейзаж с Полифемом», «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой» и др. Природа при этом выступает не просто местом пребывания человека. Между ними устанавливается глубокое чувственное согласие, некая общность душ, они образуют единое целое. Пуссен создал настоящие симфонии человека и природы.
В последние годы жизни художник отдает все свое внимание воспеванию природы. Он создает поэтическую серию «Времена года».
Классицизм в архитектуре нашел свое идеальное воплощение в Версальском дворце, построенном по воле французского короля Людовика XIV. Этот грандиозный ансамбль включает в себя три величественных дворца и огромный парк с бассейнами, фонтанами и скульптурами. Ансамбль отличают строгая планировка, геометричность парковых аллей, величавость скульптур, подстриженные деревья и кусты.
Реалистическую тенденцию в искусстве XVII века представляет, прежде всего, голландский художник Рембрандт (1606 - 1669). Истоки этой тенденции находятся в творчестве итальянского живописца Караваджо (1573 - 1610), оказавшего большое влияние на многих художников.
Искусство Рембрандта в некотором роде занимает срединное положение между барокко и классицизмом. В его произведениях можно обнаружить черты этих двух стилей, но без присущих каждому из них крайностей.
Главное своеобразие искусства Рембрандта заключается в том, что в европейской живописи возникло новое направление – психологизм. Рембрандт первым всерьез откликнулся на известный призыв Сократа: «познай самого себя». Предметом его искусства становится неисчерпаемое богатство духовной жизни человека.
В его произведениях портрет не только становится самостоятельным жанром, но и достигает невиданных высот.
О пристальном внимании к тайнам своей внутренней жизни, о поиске своей, личной истины свидетельствуют такие его картины, как «Апостол Павел в темнице», «Христос в Эммаусе» и др., где на первый план выходят психологические переживания, размышления о смысле жизни и бытия. В зрелый период и особенно после знаменитого «Ночного дозора» эти тенденции еще более усиливаются. По-особому ярко они проявляются в полотнах «Портрет старика в красном», «Портрет старушки». Картина «Синдики» становится вершиной искусства группового портрета.
В последний период творчества Рембрандт вторгается в совершенно новую для европейского искусства проблему – проблему одиночества человека. Примером тому могут служить его картины «Философ», «Возвращение блудного сына».
XVIII столетие вошло в историю Запада как эпоха Просвещения. Идеология Просвещения возникла в XVII веке – ее родоначальником считается английский философ Д. Локк (1632 - 1704) – однако ее расцвет пришелся на следующее столетие. Наибольшее развитие она получила во Франции, где ее представляют такие мыслители, как Вольтер (1694 - 1778), Ш. Монтескье (1689 - 1755), Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778) и др. В Германии Просвещение связано с именами И. Гердера, И.В. Гете, И. Канта и др., в США – Т. Джефферсона, Б. Франклина и др.
Прослеживая и осмысливая эволюцию человечества, философы-просветители разработали довольно стройную и целостную концепцию его прошлого, настоящего и будущего. Основу этой концепции составили понятия «естественного состояния», «естественного права», «природы человека», «общественного договора», разума, прогресса, «светлого будущего» и т. д.
Согласно данной концепции, эволюция человечества началась с «естественного состояния», покоившегося на «естественном праве», которое в свою очередь соответствовало «природе человека».
Последняя, по мнению просветителей, представляет собой совокупность таких качеств и ценностей, как любовь, жалость, сострадание, милосердие, свобода, равенство, братство, справедливость и т. д., которые присущи только человеку и отличают его от всех других живых существ. Они являются естественными, поскольку рождаются вместе с человеком и выступают одновременно и его свойствами, и его неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами.
Период естественного состояния человечества, под которым имелось в виду первобытное общество, просветители назвали «золотым веком», поскольку он, по их мнению, был отмечен наивысшим торжеством свободы, равенства, справедливости и других принципов и ценностей. Вместе с тем все эти принципы ничем не гарантировались. Общество должно было задуматься об их защите. Так возникло государство, а вместе с ним – власть, право и законы. Оно возникло не по воле Бога, а в результате сознательного соглашения, «общественного договора» между людьми. С возникновением государства естественное состояние общества уступало место гражданскому. Его появление означало также рождение цивилизации.
По мнению просветителей, феодальный строй несовместим с принципами разума и естественного права и посему должен уступить место новому обществу, в котором указанные принципы будут вновь восстановлены.
На пути к «светлому будущему» просветители видели два главных препятствия: деспотизм, выступающий в форме абсолютной монархии; обскурантизм, воплощением которого была религия и Церковь.
В качестве основных средств построения нового общества выдвигаются: просвещение; воспитание.
В своем убеждении в возможности создания справедливого общества просветители полагались: на просвещенного монарха, «государя-философа», «мудреца на троне», который будет способен сознательно избавить общество от несвободы, несправедливости и других пороков; веру в прогресс разума и способность человека к бесконечному самосовершенствованию. Разум был объявлен высшим судьей всего существующего.
Просветители выдвинули следующие решения ряда конкретных проблем: концепцию политического плюрализма, особый вклад в создание которой принадлежит Монтескье. В основе этой концепции лежит известный принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Монтескье ставил закон выше власти, считая, что последняя должна строго следовать букве и духу закона. Он полагал, что власть проистекает из силы, а закон – из разума; концепцию человека, его прав и свободы. Его основные идеи и положения нашли отражение в знаменитой «Декларации прав человека и гражданина» (1789), с принятием которой начиналась Великая Французская революция. Эта Декларация провозгласила неотъемлемыми правами человека свободу личности, слова, совести, равенство пред законом, право на борьбу против угнетения. Она также объявила неприкосновенной частную собственность.
В понимании просветителей соотношения между национальной и мировой культурами оформились два основных направления: культурный релятивизм; универсализм.
Большинство просветителей, особенно французских, придерживалось культурного универсализма, который исходил из того, что имеется единство рода человеческого, единая для всех «природа человека», что при всем многообразии наций и народов существуют универсальные, всеобщие, наднациональные нравственные, эстетические и иные ценности. В силу этого мировая культура вполне возможна, и для европейских народов она уже существует, а в будущем – благодаря прогрессу разума, просвещения и воспитания – человечество создаст в полном смысле единую мировую культуру.
Сторонники культурного релятивизма, родоначальником которого считается И. Гердер, утверждают, что никакой единой природы человека нет, а есть только немцы, французы, русские и т. д., что существуют одни только национальные культуры, что никакой мировой культуры нет и она невозможна. Начатый просветителями спор продолжается и в наши дни, выступая сегодня, как проблема соотношения между национальными и общечеловеческими ценностями.
Религия впервые становится предметом суровой критики. Самым ярым и решительным ее критиком и особенно Церкви выступает Вольтер.
В целом XVIII век отмечен резким ослаблением религиозных основ культуры и усилением ее светского характера.
Философия XVIII века развивалась в тесном единстве и сотрудничестве с наукой и естествознанием. Огромным достижением этого сотрудничества стало издание «Энциклопедии» в 35 томах (1751 - 1780), вдохновителями и редакторами которой выступили Дидро и Д’Аламбер. Содержание «Энциклопедии» составили передовые идеи и взгляды на мир и человека. Она явилась сводом ценнейших знаний и сведений о развитии науки, искусства и ремесел.
В XVIII столетии завершается начавшаяся ранее научная революция, и наука – имея в виду естествознание – достигает своей классической формы. Основные признаки и критерии такой науки сводятся к следующим: объективность знания; опытность его происхождения; исключение из него всего субъективного.
Необычайно возросший авторитет науки приводит к тому, что уже в XVIII веке возникают первые формы сциентизма, который ставит науку на место религии. На его основе формируется также так называемый сциентистский утопизм, согласно которому законы общества могут становиться совершенно «прозрачными», целиком познанными; а политика – основывается на строго научных законах, ничем не отличающихся от законов природы. К таким взглядам, в частности, склонялся Дидро, который смотрел на общество и человека через призму естествознания и законов природы. При таком подходе человек перестает быть субъектом познания и действия, лишается свободы и отождествляется с обычным объектом или машиной.
В целом искусство XVIII века – по сравнению с предыдущим – представляется менее глубоким и возвышенным, оно предстает более легким, воздушным и поверхностным. Оно демонстрирует ироническое и скептическое отношение к тому, что ранее считалось благородным, избранным и возвышенным. В нем заметно усиливаются эпикурейское начало, тяга к гедонизму, дух удовольствия и наслаждения. Вместе с тем искусство становится более естественным, ближе к реальной действительности. Более того, оно все больше вторгается в социальную жизнь, борьбу и политику, становится ангажированным.
- Содержание
- Раздел II. Культура Возрождения, Просвещения, Нового времени 34
- Раздел III. Золотой век русской культуры 66
- Вступление
- Раздел I: Теоретические проблемы культурологии. Понятие культуры, ее модели, виды, основные периоды
- Восьмая модель культуры л.Н. Гумилева.
- Виды культурологии
- Культура Древнего мира и Средних веков
- Раздел II. Культура Возрождения, Просвещения, Нового времени Гуманизм эпохи Возрождения, эпохи Просвещения XVIII в.
- XVII столетие стало «золотым веком» театра.
- Основные направления в Западной культуре XIX в. Нач. XX в.
- Культура Древней Руси. От Руси к России (XVIII в.)
- Раздел III. Золотой век русской культуры
- Серебряный век русской культуры
- Русский авангард.
- Культура постмодернизма
- Заключение