Раздел II. Культура Возрождения, Просвещения, Нового времени Гуманизм эпохи Возрождения, эпохи Просвещения XVIII в.
Само слово «ренессанс» означает отказ от средневековой культуры и возвращение, «возрождение» культуры и искусства греко-римской античности. И хотя термин «возрождение» получил широкое хождение позднее, в начале XIX века, сами реальные процессы имели место гораздо раньше.
Утверждению и развитию культуры Возрождения способствовали многие события и явления. К их числу относятся великие географические открытия – открытие Америки (1492), открытие морского пути из Европы в Индию (XV век) и т. д. – после которых уже нельзя было смотреть на мир прежними глазами. Огромное значение имело изобретение книгопечатания (середина XV века), положившего начало новой, письменной культуре.
Формирование культуры Возрождения являлось, прежде всего, ответом на глубокий кризис средневековой культуры. Поэтому основными ее чертами являются: антифеодальная и антиклерикальная направленность; явное преобладание светского и рационального начала над религиозным.
Кризис католицизма оказался настолько серьезным, что в нем возникло мощное движение Реформации, которое привело к его расколу и появлению в христианстве нового направления – протестантизма.
Однако главным и наиболее существенным в культуре Возрождения является гуманизм.
Яркими представителями гуманизма были: Франческо Петрарка (1304 - 1374) – итальянский поэт – первым заговорил о повороте культуры к античности. Концепция Петрарки получила дальнейшее развитие у его последователей – Коллючо Салютати, Лоренцо Валлы, Пико делла Мирандоллы и др.; Мишель Монтень (1533 - 1592) – французский философ – в своем труде «Опыты» он дает ироническую и язвительную критику схоластики, демонстрирует блестящие образцы светского свободомыслия, провозглашает человека высшей ценностью; Томас Мор (1519 - 1577) – английский писатель и политик, и Томазо Кампанелла (1568 - 1639) – итальянский философ и поэт. Идеи гуманизма составляют ядро их концепции утопического социализма; Эразм Роттердамский (1469 - 1536) – богослов, филолог, писатель – стал главой христианского гуманизма.
Возникшие течения и концепции гуманизма покоятся на антропоцентризме, согласно которому именно человек является центром и высшей целью мироздания. Можно сказать, что гуманисты возродили концепцию Сократа, а также знаменитую формулу другого греческого философа – Протагора: «Человек есть мера всех вещей. Существующих – в том, что они существуют. Несуществующих – в том, что они не существуют».
Гуманисты провозгласили: человек есть совершенное существо. Он наделенное безграничными способностями и неисчерпаемыми возможностями; веру в разум человека, в его способность познать и объяснить окружающий мир без обращения к Божьему промыслу; земную жизнь человека высшей ценностью, земное предназначение человека, его право на счастье в реальном посюстороннем мире; античный идеал свободной, творческой, активной, всесторонне и гармонически развитой личности; деятельную, активную, трудовую жизнь как безусловную ценность; социальный характер человека и его бытия. Христианское равенство перед Богом они дополнили равенством перед законом.
Гуманисты активно выступали против: социально-сословной иерархии; сословных привилегий; религиозного аскетизма.
Гуманистическая культура создала не только новое понимание человека, но и новый взгляд на природу. Гуманизм Возрождения возвращается к античным идеалам в толковании природы, определяющим ее как основу и источник всего существующего, как воплощение гармонии и совершенства.
Кризис католицизма привел к возникновению в начале XVI века широкого движения Реформации, результатом которого явился протестантизм – третье направление в христианстве. Однако признаки серьезного неблагополучия в католицизме отчетливо проявились задолго до Реформации. Главной причиной тому являлось то, что католическое духовенство и папство не устояли перед искушением материальных благ.
Необходимость реформирования христианства и Церкви понимали и сами служители культа, но все их попытки в этом направлении не увенчались успехом.
Одним из первых предшественников Реформации стал английский священник Джон Уиклиф (1330 - 1384), выступивший против права Церкви на владение землей, за ликвидацию папства и отказ от ряда таинств и обрядов. Чешский мыслитель Ян Гус (1371 - 1415) требовал отменить торговлю индульгенциями, вернуться к идеалам раннего христианства, уравнять в правах мирян и духовенство. Гус был осужден Церковью и сожжен.
В Италии пионером реформаторских устремлений стал Дж. Савонарола (1452 - 1498), подвергавший папство суровой критике, изобличавший Церковь в ее стремлении к богатству и роскоши. Он также был отлучен от Церкви и сожжен. В Италии движение Реформации не получило широкого распространения, поскольку здесь притеснения и злоупотребления папства ощущались менее остро.
Главными фигурами Реформации являются немецкий священник Мартин Лютер (1483 - 1546) и французский священник Жан Кальвин (1509 - 1564), возглавившие бюргерско-буржуазное направление, а также Томас Мюнцер (1490 - 1525), возглавивший народное крыло Реформации, которое в Германии переросло в крестьянскую войну (1524 - 1526). В Нидерландах и Англии движение Реформации привело к буржуазным революциям.
Точной датой начала Реформации считается 31 октября 1517 г., когда Лютер прибил на дверях своей церкви в Виттенберге листок, содержащий 95 тезисов, направленных против торговли индульгенциями.
Реформация выступила с лозунгом о возврате к самим истокам христианства, сделав вывод, что католическое Священное предание является грубым искажением изначального христианства. Церковь не только не имеет права продавать индульгенции, но и вообще отпускать грехи человека.
Библия не требует от согрешившего каких-либо искупительных пожертвований, но нужды искреннее раскаяние в содеянном и глубокая вера. Прощание личного греха достигается через непосредственное, личное обращение к Богу.
Реформация восстанавливает принцип всеобщего равенства людей перед Богом. Служители Церкви, претендуя на посредническую миссию между простым верующим и Богом, посягают на право каждого непосредственно общаться с Богом.
В равной мере каждый верующий должен иметь возможность читать и толковать Священное писание. Лютер отвергал исключительное права папы на общение с Богом и толкование Библии. По его примеру она была переведена на языки других европейских стран.
Понимание Бога существенно меняется: из внешней опоры человека, Он превращается во внутреннюю, находящуюся в нём самом .
Теперь вся внешняя религиозность становится внутренней, а вместе с этим все элементы внешней религиозности, включая Церковь, теряют свое прежнее значение.
Пересмотр места и роли Церкви в религиозной жизни повлек за собой отказ от многих обрядов, таинств и святынь. Были сохранены только те, которые строго соответствуют Писанию: крещение и причастие.
Реформация многими своими сторонами перекликается с гуманизмом Возрождения – она также идет по пути возвышения человека.
Гуманизм сближает человека с Богом, объявляет его «вторым богом». В свою очередь, реформация сохраняет христианский тезис об изначальной греховности человека, наделяет его Божественным началом, Божественным даром и благодатью, открывая перед ним реальный путь к спасению.
Существенные различия между Реформацией и гуманизмом: отношение к разуму. Вера гуманизма в человека покоилась на вере в его разум. Реформация смотрела на разум весьма критически; соотношение человеческого и божественного, что проявилось в идейном споре между Лютером и Эразмом Роттердамским. Первый упрекал второго за то, что «человеческое значит для него больше, чем божественное».
Возникший из Реформации протестантизм включает в себя несколько течений: лютеранство; кальвинизм; англиканство; пресвитерианство; баптизм и др.
Однако все они представляют собой религию, которая является удивительно простой, дешевой и удобной.
Католицизм во главе с папством не мог смириться с тем, что терял контроль над значительной частью Германии, Франции, Швейцарии и всей Англией. Противостояние между старой и новой религиями привело во второй половине XVI века к открытой религиозной войне с протестантизмом, получившей название Контрреформации. В ней особую роль сыграл Орден иезуитов, созданный Игнатием Лойолой (1491 - 1556).
Этот орден прославился таким печально знаменитым событием, как Варфоломеевская ночь, когда в одном только Париже в ночь на 24 августа 1572 г. было убито более 2 тысяч протестантов-гугенотов, а по всей стране в течение последующих двух недель – около 30 тысяч протестантов. Гонениям подвергались не только протестанты, но и гуманисты, произведения которых объявлялись запрещенными. Для этого был создан «Индекс запрещенных книг», куда были включены «Божественная комедия» Данте, «Декамерон» Боккаччо, «Об обращениях небесных сфер» Коперника и многие другие.
Благодаря Контрреформации, закончившейся в XVII веке, католической Церкви удалось сохранить влияние в Италии, Испании, Франции, южных областях Германии и ряде восточно-европейских государств. Однако европейская культура была расколота на католическую и протестантскую.
Философия становится все более независимой от религии. В философии возрождаются учения античных мыслителей – в первую очередь Платона и Аристотеля.
Широкое распространение получает натурфилософия, или философия природы. Ее проповедуют такие философы как Б. Телезио, Т. Кампанелла, Д. Бруно. В их трудах развиваются мысли о том, что философия должна изучать не сверхприродного Бога, а саму природу. Распространению натурфилософских взглядов способствовали научные открытия. Главным из них стала гелиоцентрическая теория Н. Коперника.
Следует, однако, заметить, что научно-философские взгляды того времени часто принимают форму пантеизма, в котором существование Бога не отрицается, но Он растворяется в природе, отождествляется с ней. К этому надо добавить также влияние так называемых оккультных наук – астрологии, алхимии, мистики, магии и т. д. Все это имеет место даже у такого философа как Д. Бруно.
Самые значительные изменения эпоха Возрождения вызвала в художественной культуре. Именно в этой области разрыв со Средневековьем оказался наиболее глубоким и радикальным.
В средние века искусство во многом имело прикладной характер, оно было вплетено в саму жизнь и должно было украшать ее. В эпоху Возрождения искусство впервые приобретает самоценность, оно становится самостоятельной областью прекрасного. Вместе с этим у воспринимающего зрителя впервые формируется чисто художественное, эстетическое чувство, впервые пробуждается любовь к искусству ради него самого, а не ради назначения, которому оно служит.
Никогда еще искусство не пользовалось таким высоким почетом и уважением. Даже в античной Греции труд художника по своей общественной значимости заметно уступал деятельности политика и гражданина. Еще более скромное место занимал художник в Древнем Риме.
Теперь место и роль художника в обществе неизмеримо возрастают. Он впервые рассматривается как самостоятельный и уважаемый профессионал, ученый и мыслитель, неповторимая индивидуальность. В эпоху Возрождения искусство воспринимается как одно из самых мощных средств познания и в этом качестве уравнивается с наукой. Леонардо да Винчи рассматривает науку и искусство как два совершенно равноправных способа изучения природы. Он пишет: «Живопись – наука и законная дочь природы».
Еще более высоко ценится искусство как творчество. По своим творческим возможностям художник Возрождения приравнивается к Богу-творцу. Отсюда понятно, почему Рафаэль получил к своему имени прибавление «Божественный». По тем же мотивам «Комедия» Данте была также названа «Божественной».
В самом искусстве происходят глубокие изменения. Оно совершает решительный поворот от средневекового символа и знака к реалистическому образу и достоверному изображению. Новыми становятся средства художественной выразительности. Их основу теперь составляют линейная и воздушная перспектива, трехмерность объема, учение о пропорциях. Искусство во всем стремится быть верным действительности, добиваться объективности, достоверности и жизненности.
В итальянском Возрождении обычно выделяют несколько этапов: Проторенессанс: вторая половина XIII века - XIV век; Раннее Возрождение: почти весь XV век; Высокое Возрождение: конец XV века – первая треть XVI века; Позднее Возрождение: последние две трети XVI века.
Главными фигурами Проторенессанса являются поэт Данте Алигьери (1265 - 1321) и живописец Джотто (1266/67 - 1337).
Первые произведения Данте – «Новая жизнь» и «Пир» – представляют собой лирические стихи. Вершиной творчества стала «Божественная комедия».
К числу выдающихся итальянских поэтов относится также Франческо Петрарка. В мировой культуре он известен, прежде всего, своими сонетами. В то же время он был широкомасштабным мыслителем, философом и историком. Его по праву считают основателем всей ренессансовой культуры.
Еще одним ярким представителем литературы стал Джованни Боккаччо (1313 - 1375), автор всемирно известного «Декамерона», а также повести «Фьяметта», которая считается первым психологическим романом западной литературы.
Джотто ди Бондоне является самым ярким представителем итальянского Проторенессанса в изобразительном искусстве. Основным его жанром были фресковые росписи. Все они написаны на библейские и мифологические сюжеты. В своем творчестве Джотто отказывается от средневековой усталости и обращается к реализму и правдоподобию. Именно за ним признается заслуга возрождения живописи как художественной самоценности.
Главным творением Джотто является роспись Капеллы дель Арена в Падуе, повествующей о событиях из жизни Святого семейства. Наиболее сильное впечатление производит стенной цикл, включающий сцены «Бегство в Египет», «Поцелуй Иуды», «Оплакивание Христа».
Ранее Возрождение окончательно утвердило новые эстетические и художественные принципы искусства. При этом библейские сюжеты по-прежнему остаются весьма популярными. Однако их трактовка становится совершенно иной, в ней уже мало что остается от Средневековья.
Родиной Раннего Возрождения стала Флоренция, а «отцами Возрождения» считаются: архитектор Филиппо Брунеллески (1377 - 1446) – внес огромный вклад в развитие архитектуры. Он заложил основы ренессансового зодчества, открыл новые формы, которые просуществовали целые столетия. Многое он сделал для разработки законов перспективы. Самой значительной работой Брунеллески стало возведение купола над уже готовой конструкцией собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции; скульптор Донателло (1386 - 1466) – работал в самых разных жанрах, везде проявляя подлинное новаторство. Стремление Донателло к идеализации изображаемого человека ярко проявилось в статуе юного Давида. Героическое начало сильно и отчетливо звучит в статуе св. Георгия, ставшей одной из вершин творчества Донателло. Классической работой Донателло считается бронзовая статуя полководца Гаттамелатты – первый конный памятник в искусстве Ренессанса. В последний период творчества Донателло создает бронзовую группу «Юдифь и Олоферн»; живописец Мазаччо (1401 - 1428) по праву считается одной из главных фигур Раннего Возрождения. Главным творением Мазаччо являются фрески в капелле Бранкаччи Церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции, повествующие об эпизодах из легенд о святом Петре, а также изображающие два библейских сюжета – «Грехопадение» и «Изгнание из Рая».
Высокое Возрождение начинается с конца XV века, когда итальянское искусство достигает наивысшего подъема. Для Италии этот период оказался исключительно тяжелым. Раздробленная и потому беззащитная, она была буквально опустошена, раздроблена и обескровлена вторжениями со стороны Франции, Испании, Германии и Турции. Однако искусство в этот период переживает расцвет. Именно в это время творят такие титаны, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан.
В архитектуре начало Высокого Возрождения связано с творчеством Донато Браманте (1444 - 1514). Именно он создал стиль, определивший развитие зодчества данного периода.
Одной из его ранних работ стала Церковь монастыря Санта Мария делла Грацие в Милане, в трапезной которой Леонардо да Винчи напишет свою знаменитую фреску «Тайная вечеря». Его слава начинается с маленькой часовни, именуемой Темпетто (1502), построенной в Риме и ставшей своеобразным «манифестом» Высокого Возрождения.
Вершиной творчества Браманте является реконструкция Ватикана и преобразование его сооружений в единый ансамбль. Ему также принадлежит разработка проекта собора св. Петра, в который Микеланджело внесет изменения и начнет реализовывать.
Леонардо да Винчи (1452 - 1519) был не только гениальным живописцем, скульптором и архитектором, но и великим ученым, инженером и изобретателем.
Леонардо да Винчи во многом не принял господствовавший в Италии платоновский гуманизм, упрекая Платона за абстрактную теоретичность. Искусство Леонардо было высшим воплощением идеалов гуманизма. Однако как ученому ему гораздо ближе был аристотелевский эмпиризм, и вместе с ним он переносился в XIII век, в позднее Средневековье.
Леонардо разрабатывал систему мышления, которая получит распространение в Новое время. Многие его идеи и технические проекты – замыслы самолета, вертолета, танка, парашюта и т. д. – будут воплощены только в XIX - XX веках.
В каждом произведении Леонардо решал какую-нибудь сложную проблему. Когда это решение находилось, ему уже не интересно было доводить полотно до завершения. В этом смысле ученый-экспериментатор в нем брал верх над художником. Здесь он опять же опередил развитие живописи на целые столетия. Только во второй половине XIX века французский импрессионизм встал на путь подобного эксперимента, который привел искусство к модернизму и авангарду.
Леонардо да Винчи творил в разных видах и жанрах искусства, однако наибольшую славу ему принесла живопись.
Одной из самых ранних живописных работ Леонардо является «Мадонна с цветком», или «Мадонна Бенуа». Продолжением начатой темы стало полотно «Мадонна Литта», где ярко проявилась еще одна особенность творчества художника – игра на контрастах. Завершением темы явилась картина «Мадонна в гроте», которая говорит о полной творческой зрелости мастера.
Вершинами творчества Леонардо являются: фреска «Тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта Мария Дела Грацие; портрет Моны Лизы, или «Джоконда». Это произведение положило начало жанру психологического портрета в европейском искусстве.
Леонардо осмысливает и обобщает свой творческий опыт, размышляет об огромной важности для живописи анатомии и знаний о пропорциях человеческого тела. Он подчеркивает значение не только линейной, но и воздушной перспективы. Леонардо впервые высказывает мысль об относительности понятия прекрасного.
Рафаэль (1483 - 1520) – один из самых ярких гениев Высокого Возрождения, был архитектором и живописцем. Вслед за Браманте он участвовал в проектировании и сооружении Собора св. Петра, строил капеллу Киджи Церкви Санта Мария дель Пополо в Риме. Однако невиданную славу ему принесла живопись.
В его произведениях все ясно и прозрачно, все прекрасно и совершенно. Он с наибольшей силой воплотил положительный идеал прекрасного человека. В его творчестве царит жизнеутверждающее начало.
Главной темой его творчества стала тема Мадонны, которая нашла у него непревзойденное, идеальное воплощение. Именно ей посвятил Рафаэль одно из ранних своих произведений – «Мадонна Конестабиле», где Мадонна изображена с книгой, которую листает младенец.
За этим полотном последовала целая серия вариаций на ту же тему – «Мадонна со щегленком», «Прекрасная садовница», «Мадонна среди зелени», «Мадонна с безбородым Иосифом», «Мадонна под балдахином». А. Бенуа определил эти вариации как «чарующие живописные сонеты». Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество.
После некоторого перерыва, когда Рафаэль был занят фресковыми росписями, он вновь возвращается к теме Мадонны. В некоторых ее изображениях он как бы варьирует ранее найденные модели. Таковыми являются «Мадонна Альба» и «Мадонна в кресле», композиция которых, подчинена круглому обрамлению. В то же время он создает и новые типы изображения Мадонны.
Вершиной в развитии темы Богоматери явилась «Сикстинская Мадонна».
К числу выдающихся творений Рафаэля относятся росписи личных папских покоев (станц) в Ватикане, посвященные библейским сюжетам, а также философии, искусству и юриспруденции.
Фреска «Афинская школа» изображает собрание философов и ученых античности. В центре ее находятся величественные фигуры Платона и Аристотеля, а по сторонам от них располагаются древние мудрецы и ученые.
Фреска «Парнас» представляет Аполлона и муз в окружении великих поэтов древности и итальянского Возрождения. Все росписи отмечены высочайшим мастерством композиции, яркой декоративностью, естественностью поз и жестов персонажей.
Микеланджело Буонаротти (1475 - 1564) является третьим великим гением итальянского Возрождения. Он был скульптором, живописцем, архитектором и поэтом. Последние тридцать лет его творчества приходятся уже на Позднее Возрождение. В этот период в его произведениях появляются беспокойство и тревога, предчувствие грядущих бед и потрясений.
Среди первых его творений обращает на себя внимание статуя «Замахнувшийся мальчик», которая перекликается с «Дискоболом» античного скульптора Мирона. В ней мастеру удалось ярко выразить движение и страстность юного существа.
Две работы – статуя «Вакх» и группа «Пьета» – созданные в конце XV века, принесли Микеланджело широкую известность и славу.
К числу высших достижений Микеланджело относятся статуя «Давид», созданные для гробницы папы Юлия II – «Моисей», «Скованный раб», «Умирающий раб», «Просыпающийся раб», «Скорчившийся мальчик», пристроенная к Церкви Сан Лоренцо во Флоренции и украшенная скульптурными надгробьями капелла Медичи. Из последних скульптурных работ Микеланджело заслуживает внимания группа «Положение во гроб», которую художник предназначал для своей гробницы. Ее судьба оказалась трагичной: Микеланджело разбил ее. Однако она была восстановлена одним из его учеников.
Помимо скульптур, Микеланджело создал прекрасные произведения живописи. Самыми значительными из них являются росписи Сикстинской капеллы в Ватикане.
В последние годы жизни Микеланджело занимается архитектурой. Он завершает строительство собора св. Петра, внеся изменения в первоначальный проект Браманте.
В искусстве итальянского Возрождения особое место занимает Венеция. Сложившаяся здесь школа существенно отличалась от школ Флоренции, Рима, Милана или Болоньи. Последние тяготели к устойчивым традициям и преемственности, они не были склонны к радикальному обновлению. Именно на эти школы опирался классицизм XVII века и неоклассицизм последующих веков.
Венецианская школа выступала их своеобразным противовесом и антиподом. Здесь царил дух новаторства и радикального, революционного обновления. Из представителей других итальянских школ ближе всего к Венеции был Леонардо.
Отсюда брали начало тенденции, которые вели к барокко и романтизму. И хотя романтики чтили Рафаэля, их настоящими богами были Тициан и Веронезе. В Венеции получил свой творческий заряд Эль Греко, что позволило ему потрясти испанскую живопись. Через Венецию прошел Веласкес. То же самое можно сказать о фламандских художниках Рубенсе и Ван Дейке.
Будучи портовым городом, Венеция оказалась на перекрестке экономических и торговых путей. Она испытывала влияние Северной Германии, Византии и Востока. Венеция стала местом паломничества многих художников. Здесь дважды был А. Дюрер – в конце XV века и начале XVI века. Ее посетил Гете (1790). Вагнер здесь слушал пение гондольеров (1857), под вдохновением которого он написал второй акт «Тристан и Изольды». Пение гондольеров слушал также Ницше, назвав его пением души.
Художники венецианской школы отдавали предпочтение не форме и рисунку, но и цвету, игре света и тени.
Родоначальником венецианской школы является Джорджоне (1476 - 1510). В своем творчестве он выступил как настоящий новатор. У него окончательно побеждает светское начало, и вместо библейских сюжетов он предпочитает писать на мифологические и литературные темы. В его творчестве происходит утверждение станковой картины, которая уже ничем не напоминает икону или алтарный образ.
Джорджоне открывает новую эру в живописи, первым начиная писать с натуры («Гроза»).
Джорджоне создал разные по жанру и тематике работы – «Сельский концерт» и «Юдифь». Самым знаменитым его произведением стала «Спящая Венера».
Главой венецианской школы является Тициан (ок. 1489 - 1576). Его творчество – наряду с творчеством Леонардо, Рафаэля и Микеланджело – является вершиной искусства Ренессанса. Большая часть его долгой жизни приходится на Позднее Возрождение.
В работах первого периода Тициан прославляет беспечную радость жизни, наслаждение земными благами. Он воспевает чувственное начало, пышущую здоровьем человеческую плоть, вечную красоту тела, физическое совершенство человека. Этому посвящены такие его полотна, как «Любовь земная и небесная», «Праздник Венеры», «Вакх и Ариадна», «Даная», «Венера и Адонис».
Чувственное начало преобладает и в картине «Кающаяся Магдалина». Проникновенным лиризмом наполнено полотно «Мальчик с собаками».
В работах второго периода чувственное начало сохраняется, однако оно дополняется растущим психологизмом и драматизмом. В целом Тициан совершает постепенный переход от физического и чувственного к духовному и драматическому. Происходящие изменения в творчестве Тициана хорошо видны при воплощении тем и сюжетов, к которым великий художник обращался дважды. Характерным примером в этом плане может служить картина «Святой Себастьян».
Еще более ярким примером могут служить варианты картины «Коронование терновым венцом», посвященной эпизоду из жизни Христа. В первом из них, хранящемся в Лувре, Христос предстает физически красивым и сильным атлетом, способным дать отпор своим насильникам. В Мюнхенском варианте, созданном через двадцать лет, тот же эпизод передан гораздо глубже, сложнее и многозначнее. Христос изображен в белом плаще, у него закрыты глаза, он спокойно переносит избиение и унижение. Теперь главным становится не коронование и избиение, не физическое явление, но психологическое и духовное. Картина наполнена глубоким трагизмом, она выражает торжество духа, духовного благородства над физической силой. В поздних произведениях Тициана трагическое звучание все более усиливается. Об этом свидетельствует полотно «Оплакивание Христа».
Возрождение, существовавшее вне Италии, обычно называется Северным. Его представляют такие страны, как Нидерланды, Германия, Франция, Англия, Испания.
Нидерланды (другое название – Голландия – по названию крупнейшей провинции). Нидерландские художники первыми начали пользоваться масляными красками, а за ними последовали итальянские. Хронологически, в эпоху Возрождения, в Нидерландах творили такие известные мастера, как Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, П. Брейгель.
В то же время, существует точка зрения, что их творчество не было возрожденческим. Такого мнения, в частности, придерживается нидерландский ученый Й. Хейзинга, относя их творчество к позднему Средневековью.
В Германии наиболее известным художником Возрождения является Альбрехт Дюрер (1471 - 1528), творчество которого развивалось под сильным влиянием итальянского искусства. В 13 лет он написал первый свой автопортрет. Более поздний «Автопортрет» (1500) становится настоящей удачей и приносит ему широкую известность. В нем проявились основные черты искусства Возрождения: правдивость и достоверность, точный расчет, а также идеализация и возвышение человека.
К числу высоких достижений художника относится картина «Адам и Ева», на которой обнаженные тела прародителей человека.
Новое время в истории Западной Европы охватывает XVII и XVIII столетия. Между ними имеется много общего, поскольку в этот период закладывались основы современного мира. Вместе с тем каждое из них является вполне самостоятельным.
XVII век стал началом коренных изменений в мировой истории. XVIII век известен, прежде всего, как эпоха Просвещения.
В XVII веке имели место большие потрясения, главными из которых стали Английская буржуазная революция (1640 - 1660; 1688 - 1689) и Тридцатилетняя война (1618 - 1648). Однако в целом его можно назвать веком сосуществования и равновесия между старым и новым: между феодализмом и капитализмом, абсолютной монархией и буржуазной республикой, католицизмом и протестантизмом, универсальным гуманизмом и буржуазным индивидуализмом, наукой и искусством. Вместе с тем во всех областях жизни происходят важные события, идут глубинные процессы и утверждаются тенденции, которые будут определять все последующее развитие западного мира.
В социально-политической области, с одной стороны, наблюдается заметное усиление феодального строя, принимающего форму абсолютной монархии, характерной для подавляющего большинства европейских стран. Поэтому XVII век часто называется эпохой абсолютизма. В то же время возникшая ранее тенденция к капитализму все больше набирает силу. Об этом свидетельствует эволюция Англии, которая в XVII столетии прошла три стадии. В первой половине века она была абсолютной монархией, затем стала буржуазной республикой. А после 1689г. хотя и стала по форме вновь монархией, но, по сути, укрепилась как буржуазно-капиталистическая страна.
Еще более показательным примером была буржуазная Голландия, которая в XVII веке стала настолько сильной и могущественной, что увядающая монархическая Испания уже не помышляла о восстановлении над ней своего прежнего господства. Во Франции, являвшейся классической формой абсолютной монархии, последняя была далеко не абсолютной - королевская власть в своей борьбе с феодальной аристократией вынуждена была опираться на буржуазию.
XVII век стал временем формирования национальных культур. Вслед за Италией, создавшей свою национальную культуру в эпоху Ренессанса, то же самое делают другие европейские страны.
В течение примерно трех столетий – с середины XVII века и до середины XX века – Париж будет выступать в качестве признанной столицы мировой культуры и искусства. Этому способствовало то обстоятельство, что в результате Тридцатилетней войны Франция приобрела политическую гегемонию в Западном мире.
Наряду с формированием национальных культур все отчетливее прорисовываются контуры единой мировой культуры. В целом же в XVII веке Западная Европа выходит на ведущие позиции в мировой истории и культуре. Раньше такие позиции занимал Восток – прежде всего Китай.
Внутри каждой культуры продолжается ранее начавшийся процесс дифференциации, в результате которого каждая область культуры становится все более обособленной и самостоятельной, стремится к самоуглублению, самопознанию и самоутверждению. Последствия дифференциации для разных областей культуры были далеко не одинаковыми. Наиболее сложными и противоречивыми они оказались для религии.
На первый взгляд, роль и значение религии и Церкви в XVII веке выросли. Усилилось также религиозное чувство. Религия вновь стала опорой общественного строя.
Однако следует признать, что это усиление было относительным – лишь по сравнению с эпохой Ренессанса.
Сохранению тенденции к секуляризации способствовали: раскол католицизма; появление протестантизма.
Религия утрачивала роль универсального, всепроницающего и объединяющего начала. Она становилась в один ряд с другими явлениями культуры. Ее теснили набиравшие силу национальный и политический факторы.
Для других областей культуры ее дифференциация имела в основном положительные последствия. Наиболее благоприятными они оказались для науки.
XVII столетие можно с полным правом назвать веком науки и научной революции. Среди ученых особого упоминания заслуживают такие великие имена, как Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон, У. Гарвей, Р. Бойль, Э. Мариотт, Э. Торричелли.
В математике и физике настоящую революцию осуществили в первую очередь Г. Галилей, Р. Декарт, Б. Паскаль, И. Ньютон и др., в астрономии – И. Кеплер, в биологии – У. Гарвей, в химии – Р. Бойль. Благодаря открытиям и достижениям названных и других ученых были созданы фундаментальные теории практически всех явлений окружающего мира – жидкости, газа, твердого тела, Земли, неба и всей Вселенной.
XVII век стал также началом научно-технического прогресса. Именно на это время приходятся такие важные технические изобретения, как часы с маятником, ртутный барометр, телескоп, микроскоп и др. Во многом они явились логическим следствием успехов науки. В то же время их создание послужило мощным ускорителем развития науки. Благодаря телескопу и другим оптическим приборам была создана современная астрономия. Микроскоп явился основой для прогресса биологии.
По своей значимости наука, по меньшей мере, уравнивается с философией. Более того, многие философы начинают рассматривать науку не только в качестве главного средства познания природы, но и ее изменения. К такому пониманию науки приходят английский философ Ф. Бэкон (1561 - 1626) и французский философ Р. Декарт (1596 - 1650).
Бэкон и Декарт создали не только эмпиризм и рационализм, составившие методологию развития науки вплоть до наших дней.
В их концепциях прежний гуманизм антропоцентризм принимают новую конфигурацию. Человек впервые предстает как преобразователь природы. Наука при этом выступает главным средством покорения природы. Таковым человек будет оставаться до середины XX века, когда разразится экологический кризис.
Некоторые философы начинают воспринимать науку как образец или модель построения своих исследований. Эта черта, в частности, хорошо видна у голландского философа Б. Спинозы (1632 - 1677), назвавшего свой основной труд весьма своеобразно: «Этика, доказанная в геометрическом порядке».
XVII столетие стало и веком искусства. По числу великих художников XVII век, видимо, превосходит все остальные, включая Возрождение. Причем, если в эпоху Ренессанса Италия в области искусства не знает себе равных, то в XVII веке искусство переживает подъем во всех европейских странах, а Франция теперь смотрится предпочтительнее.
Искусство испытало воздействие дифференциации, последствия которой следующее: религиозно-мифологические сюжеты избавляются от излишней патетики; среди художников исчезают универсальные личности, характерные для эпохи Возрождения; наблюдается усиление субъективного начала в искусстве.
Внутри искусства также идет процесс дифференциации, изменяются существующие жанры и возникают новые. В живописи полностью самостоятельными жанрами становятся пейзаж и портрет, в котором усиливается психологизм. Возникают натюрморт и изображение животных. Возрастает значение оригинальных композиционных решений, цвета, живописности, колорита.
В музыке рождается опера. Создателем этого жанра является итальянский композитор К. Монтеверди (1567 - 1643), написавший оперу «Орфей». Возникают кантаты и оратории.
Главными стилями в искусстве XVII века выступают: барокко; классицизм.
Некоторые искусствоведы считают, что в это же время возникает и реализм как особый стиль в искусстве, однако эта точка зрения оспаривается, хотя существование реалистической тенденции признается.
- Содержание
- Раздел II. Культура Возрождения, Просвещения, Нового времени 34
- Раздел III. Золотой век русской культуры 66
- Вступление
- Раздел I: Теоретические проблемы культурологии. Понятие культуры, ее модели, виды, основные периоды
- Восьмая модель культуры л.Н. Гумилева.
- Виды культурологии
- Культура Древнего мира и Средних веков
- Раздел II. Культура Возрождения, Просвещения, Нового времени Гуманизм эпохи Возрождения, эпохи Просвещения XVIII в.
- XVII столетие стало «золотым веком» театра.
- Основные направления в Западной культуре XIX в. Нач. XX в.
- Культура Древней Руси. От Руси к России (XVIII в.)
- Раздел III. Золотой век русской культуры
- Серебряный век русской культуры
- Русский авангард.
- Культура постмодернизма
- Заключение