logo
Культурология уч

Основные направления в Западной культуре XIX в. Нач. XX в.

Романтизм возник в конце XVIII века в Германии, а затем быстро распространился по всей Европе. Его основателями и первыми теоретиками стали Новалис и братья Шлегели.

Творческим методом романтизма стала ирония. Продолжая линию сентиментализма, романтизм выступил против просветительского рационализма, 1) отдавая явное предпочтение интуиции, чувствам, страстям и переживаниям. Вместе с тем он объявил себя 2) защитником идеала свободы, связывая его, прежде всего, с независимостью творческой индивидуальности и личности, ее права на самоутверждение и самовыражение.

В литературе самой яркой фигурой романтизма является английский поэт Дж. Байрон (1788 - 1824). С его именем связан особый тип мироощущения и умонастроения – «байронизм», сочетающий в себе чувство разочарования в окружающем мире, дух бунтарства и увлеченность Востоком. Эти мотивы отражены в поэмах «Паломничество Чайльда Гарольда», «Корсар», «Гяур» и в других произведениях поэта. Известным представителем романтизма является также французский писатель В. Гюго (1802 - 1885), автор романа «Собор Парижской Богоматери».

Романтизм в музыке представлен множеством великих имен, из которых следует выделить немецкого композитора Р. Вагнера (1813 - 1883) и польского музыканта Ф. Шопена (1810 - 1849).

Первый создал оперы «Летучий голландец», «Тристан и Изольда», тетралогию «Кольцо нибелунга» и др. Для его музыки характерно обращение к прошлому, национальной мифологии. В ней также сильно, проявилась еще одна важная черта романтизма – стремление к синтезу искусств. Шопен создал в высшей степени эмоциональную, глубокую и тонкую музыку. Великими романтиками были также австрийский композитор Ф. Шуберт и немецкий композитор Р. Шуман.

Одной из самых знаменитых фигур романтизма в живописи является французский художник Э. Делакруа (1798 - 1863). Его произведения отличают внутренняя напряженность, динамизм и экспрессивность. Он известен, прежде всего, своей картиной «Свобода на баррикадах». Восточная тема отражена в полотнах «Алжирские женщины», «Взятие Константинополя».

Реализм выдвинул задачу правдивого, объективного и глубокого отображения действительности. При этом метод реализма включает в себя всесторонний анализ, глубокое проникновение в суть явлений и фактов, типизацию и отбор, оценку событий. Реализм продолжил начатую романтизмом критику отрицательных сторон буржуазного общества: господство утилитаризма и грубого материализма, бездуховность, нивелирование человеческой личности.

Одной из центральных фигур реализма в литературе является французский писатель О. де Бальзак (1799 - 1850). Он создал грандиозную эпопею «Человеческая комедия», состоящую из 90 романов и рассказов. Наиболее известные из них – «Шагреневая кожа», «Неведомый шедевр», «Утраченные иллюзии». Творчество Бальзака оказало большое влияние на развитие мировой литературы. Великими писателями-реалистами стали также Стендаль, Флобер, Ги де Мопассан, Диккенс и др.

В живописи главным представителем реализма считается французский художник Г. Курбе (1819 - 1877). Он известен такими картинами, как «Дробильщики камня», «Похороны в Орнане», «Здравствуйте, господин Курбе». Крупнейшими реалистами являются также Коро, Милле, Домье, Тернер и др.

Натурализм в литературе представляет, прежде всего, Э. Золя (1840 - 1902). Он создал серию романов «Ругон-Маккары», состоящую из 20 томов, среди которых широкую известность приобрели «Чрево Парижа», «Жерминаль».

Первым течением модернизма можно считать импрессионизм, возникший в 60-е годы. Его вполне можно рассматривать именно как начало модернизма, поскольку в нем уже присутствуют его основные признаки: смещение акцента с объекта на субъект, с объективности и правдивости на субъективное ощущение. В импрессионизме главным становится не изображаемый предмет, но его восприятие, то впечатление, которое он вызывает у художника; особое внимание к эксперименту, поиску все новых выразительных средств, технических и художественных приемов.

Еще одна черта импрессионизма, отчасти являющаяся следствием и прямым продолжением уже названных, связана с его уходом от социальной проблематики. Взгляд художника как бы скользит по поверхности социальных явлений, фиксируя главным образом цветовые ощущения, не останавливаясь на них, и тем более не погружаясь в них. В последующих течениях модернизма эта тенденция усиливается, делая его асоциальным и даже антисоциальным.

Примерно с середины 80-х годов импрессионизм начинает переживать кризис, и в нем образуются два самостоятельных течения – неоимпрессионизм и постимпрессионизм.

Центральными фигурами импрессионизма являются: К. Моне (1840 - 1926). От его картины «Восход солнца. Впечатление» произошло название всего течения (по-французски «впечатление» – «импрессьон»). Наибольшую славу ему принесли знаменитые «Стога сена»; К. Пикассо (1830 - 1903). От отдавал предпочтение городскому пейзажу создал картины «Проспект Оперы», «Женщины под деревом»; О. Ренуар (1841 - 1919). Он уделял особое внимание портрету. Его известные работы – «Ж. Самари», «Крупье на Сене».

Неоимпрессионизм представляют художники Ж. Сера и П. Синьяк. Опираясь на достижения науки о цвете, они доводят некоторые черты импрессионизма – разложение тонов на чистые цвета и страсть к эксперименту – до логического конца. В художественном и эстетическом плане данное течение не вызвало большого интереса.

Постимпрессионизм оказался гораздо более продуктивным и интересным явлением. Главными его фигурами стали П. Сезанн (1839 - 1906), В. Ван Гог (1853 - 1890) и П. Гоген (1848 - 1903).

Помимо живописи, импрессионизм проявил себя и в других видах искусства. В музыке его влияние испытал французский композитор К. Дебюсси (1862 - 1918), в скульптуре – французский ваятель О.Роден (1840 - 1917).

В 80-е годы во Франции возникло течение символизма, которое в полной мере можно считать модернизмом. Наибольшее распространение оно получило в поэзии и литературе. Символизм продолжил линию романтизма и «искусства для искусства», наполненную чувством разочарования в окружающем мире, устремленную к поиску чистой красоты и чистого эстетизма.

Центральными фигурами французского символизма являются поэты С. Малларме (1842 - 1898), П. Верлен (1844 - 1896), А. Рембо (1854 - 1891). Первый считается родоначальником течения. Второй создал прекрасные шедевры лирики. Третий стал одним из самых оригинальных и ярких поэтов Франции. Он оказал большое влияние на французскую поэзию XX века.

Символизм получил широкое распространение во многих европейских странах. В Англии его представляет, прежде всего, писатель О. Уайльд (1854 - 1900), автор известного романа «Портрет Дориана Грея», а также поэмы «Баллада Рэдингской тюрьмы». В Австрии к символизму был близок поэт Р.М. Рильке (1875 - 1926), что по-особому проявилось в его творениях «Книга образов» и «Часослов». Ярким представителем символизма является бельгийский драматург и поэт М. Метерлинк (1862 - 1949), автор знаменитой «Синей птиццы».

В XIX веке складывается совершенно новый тип цивилизации – индустриальный. Ее основу составил научно-технический прогресс. Поэтому один из главных идеалов Просвещения – идеал прогресса разума – получил в ней наиболее полное воплощение.

Становление буржуазной демократии способствовало расширению политической свободы. Что касается других идеалов и ценностей просветительского гуманизма, то их осуществление натолкнулось на серьезные трудности и препятствия. Поэтому общая оценка XIX веке не может быть однозначной.

С одной стороны, имеются невиданные успехи и достижения цивилизации. Вместе с тем возникшая промышленная цивилизация начинает все больше теснить духовную культуру. В первую очередь это коснулось религии. Однако и другие области духовной культуры – философия, мораль и искусство – также переживают не лучшие времена. В целом можно сказать, что в XIX веке в западном мире возникает опасная тенденция дегуманизации культуры, следствием которой к концу столетия стала система колониализма, а в XX веке – две мировые войны.

Западная культура в XX в.

Первая половина XX века в истории Западной Европы имеет исключительно важное значение: завершается становление индустриальной цивилизации и начинается переход к постиндустриальной; капитализм превращается из монополистического в государственно-монополистический.

Господство монополий открывало путь к неограниченной эксплуатации наемного труда, который вел к социалистической революции. Подтверждение тому стал невиданный по своей глубине и масштабу кризис 1929 - 1933 гг., потрясший западное общество до самых его оснований. Во избежание его повторения, капитализм был подвергнут серьезному реформированию. Весьма успешно оно было проведено в США.

Опираясь на теорию государственного регулирования экономики Дж. Кейнса, президент США Ф. Рузвельт провозгласил «новый курс», который значительно усиливал роль государства в организации и регулировании экономики и общественных отношений. В ходе осуществления «нового курса» был проведен ряд важных реформ, которые ограничивали продолжительность рабочего дня и допустимый уровень безработицы, определяли минимальную зарплату, пособия по безработице, минимальный уровень бедности, обязательные отпуска и пенсии и т. д.

Осуществленные реформы не избавляли капитализм от противоречий и кризисов, но существенно смягчали их, обеспечивали необходимый минимум социального равновесия. Благодаря реформам появились необходимые предпосылки для возникновения общества потребления.

В рассматриваемый период происходит научная революция, в результате которой: возникает новая, неклассическая наука. В ней уже нет прежних претензий на полную объективность и адекватность знания; знание становится чисто теоретическим, и теоретический уровень познания начинает доминировать над эмпирическим; большее значение в познании приобретают теории и модели, построенные математическим образом самим познающим ученым. Роль субъективного фактора при этом возрастает; главными методологическими принципами в науке становятся принципы релятивизма и плюрализма.

Революционные сдвиги произошли во всех областях знания.

В физике была открыта: делимость атома, создана квантовая механика, теория относительности. В химии были открыты закономерности многих химических процессов, создана квантовая химия. В биологии начинается становление генетики. В космологии разработана концепция нестационарной – сжимающейся или разбегающейся – Вселенной. Своими выдающимися достижениями наука была обязана многим ученым, среди которых А. Эйнштейн, М. Планк, А. Пуанкаре, Н. Бор, М. Борн, супруги Ирен и Фредерик Жолио-Кори.

В сфере познания с его дифференциацией на отдельные науки те же процессы идут и внутри каждой из наук, которые в свою очередь дробятся на множество дисциплин и школ. Все это усиливает тенденцию к плюрализму.

Основными философскими направлениями являются: неопозитивизм – выступает от имени науки. Он внес значительный вклад в разработку проблем 1) формальной логики, языка и 2) теории познания. Его представители являются Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Вингенштейн; экзистенциализм – противопоставил себя науке и позитивистской философии. Он сосредоточил свое внимание на проблемах человека, и, прежде всего, на проблемах свободы. Самыми известными его представителями являются Ж.-П. Сартр и М. Хайдеггер.

Главным направлением в искусстве Франции выступает реализм. В литературе его представляют, прежде всего, три великих имени: А. Франс («Боги жаждут»), Р. Роллан («Жан-Кристоф»), Р. Мартен дю Гар («Семья Тибо»).

Основными темами произведений писателей-экзистенциалистов – Ж.-П. Сартра (пьесы «Мухи» и «Дьявол и Господь Бог») и А. Камю (романы «Чужой», «Чума», «Миф о Сизифе») являются свобода и ответственность, абсурдность бытия, одиночество.

Скульптуру представляют ваятели Э. Бурдель («Геракл», «Пенелопа», «Сафо») и А. Майоль («Ночь», «Помона», «Средиземноморье»).

Главными фигурами немецкой литературы являются Т. Манн («Волшебная гора», «Доктор Фаустус», «Иосиф и его братья»), Л. Фейхтвангер («Гойя», «Мудрость чудака») и др.

Из множества великих имен английской литературы следует в первую очередь назвать Дж. Голсуорси («Сага о Форсайтах»), С. Моэма («Бремя страстей человеческих»). Б. Шоу является признанным классиком английской литературы.