logo
Культурология уч

Культура Древней Руси. От Руси к России (XVIII в.)

В социально-экономическом и политическом отношениях Древняя Русь представляла собой средневековое феодальное государство, ставшее логическим следствием формирования славянских этносов, одним из которых являлся русский. Начало становления русского этноса восходит к I веку н. э. Славяне были втянуты в так называемое Великое переселение народов, в ходе которого они, находясь первоначально между Вислой и Тисой, распространились затем на огромные территории – от Балтики на севере до Адриатики и Балкан на юге, от Эльбы на западе до Днепра на востоке. В формировании русского этноса принимали участие не только собственно славянские племена, но и древние русичи (русы), балтийские, угро-финские, тюркские, монголо-татарские и иные племена. К IX веку русские славяне имели все необходимые предпосылки для создания государства: большая численность населения; огромная территория; тесные социально-экономические связи и т. д.

Инициативу его создания взяли на себя древние русы, которые под предводительством варяга Рюрика одержали верх над славянами и в 862 г. в Новгороде основали державу, к которой в 882 г. был присоединен Киев, где также жили славяне. Так возникла Киевская Русь – первое русское государство, основу которого составлял древнерусский этнос.

Основой экономики были земледелие и скотоводство. Высокого уровня достигли выплавка металла и чеканка, гончарное производство и вышивка, изготовление тонких эмалей и изящных ювелирных украшений. Высочайшего мастерства достигли наши предки в обработке дерева. Благодаря славянским просветителям Кириллу и Мефодию Русь получила письменность. Помимо Киева и Новгорода – главных административных и культурных центров – строились другие города.

До 988 г. Киевская Русь была языческой, а после принятия Православия стала христианской..

XIII век стал последним для существования Киевской Руси. Она окончательно распалась на Юго-Западную, Северо-Восточную и Новгородскую земли. Руси одновременно угрожала потеря независимости и с Запада – от литовцев, немцев и шведов, и с Востока – со стороны монголо-татарской Золотой Орды. Исключительно ответственные и поистине исторические решения пришлось принимать Александру Невскому – великому князю Новгородскому, а позднее Владимирскому. Он пришел к выводу, что угроза с запада является для Руси смертельной. Князь Александр решил принять идущий с этой стороны вызов. Победа над шведами в Невской битве (1240) и немецкими рыцарями в Ледовом побоище (1242) подтвердили правильность сделанного выбора и устранили западную угрозу для Руси.

Что касается восточной угрозы, то здесь открытое противостояние было практически невозможно: военное превосходное явно было на стороне Орды. Поэтому Александр Невский и его преемники использовали другие политические способы и средства: искусная дипломатия, компромиссы, личные дружеские связи с Батыем и другими ханами. Русь при этом оказалась в вассальной зависимости от Золотой Орды, которая длилась около двух с половиной веков (1240 - 1480). Эта зависимость затормозила социально-экономическое и культурное развитие, стала одной из главных причин отставания от западноевропейских стран. Однако материальные, денежные и иные потери позволили Руси сохранить свое существование и относительную свободу.

В XIV веке шло строительство новой Руси, в ходе которого Москва постепенно выдвигается на ведущие позиции. В 1380 г. Дмитрий Донской – великий князь Московский – одержал победу на Куликовом поле над монголо-татарскими войсками, после чего зависимость Руси от Орды стала во многом номинальной. Дмитрий Донской впервые передал свое княжение Василию I без санкции Золотой Орды.

В XV веке Русь получает название «Святая», что свидетельствовало о том, что на месте прежней возникла новая Русь – Московская. В 1480 г. произошло знаменитое «стояние на Угре», когда по берегам реки Угры с лета до конца осени стояли лицом к лицу, не решаясь вступить в прямые военные действия, войска хана Большой Орды Ахмата и великого князя Ивана III – в связи с отказом последнего (1476) платить Орде ежегодную дань. В ноябре войска хана отступили и ушли, или, вернее, «бежали никем не гонимы», что означало конец русской зависимости от Орды. Русь стала суверенным государством и фактически, и юридически. В XV столетии из общерусского этноса выделяются три новых: великороссы, украинцы и белорусы. С конца XV века Русь называется Россией.

В XVI веке Россия становится единым централизованным государством со столицей в Москве. Поэтому уже в начале столетия Иван III имел все основания именовать себя «Великим князем всея Руси». Россия приобретает все большую экономическую и политическую стабильность.

В начале XVII века Россия переживает смутные времена. Она отражает польско-литовскую и шведскую интервенции. В середине столетия (1654) Украина воссоединяется с Россией. До этого Украина с середины XIV века находились под властью Литвы и Польши. Византия сыграла огромную роль в развитии древнерусской культуры. У Византии Русь позаимствовала свой государственный герб – двуглавого орла, взирающего на Запад и Восток. Оттуда же на Русь пришла идея о неразделимости Церкви и царства.

Главным каналом влияния византийской культуры была религия. Принятие православного христианства открыло для Руси доступ к богатейшим и неисчерпаемым духовным ценностям. Особое значение имел перевод Библии на старославянский язык. Огромным было также влияние византийской художественной культуры. Наиболее сильно оно сказалось в архитектуре, мозаике, фреске, иконописи, а также в прикладном искусстве – в ювелирном деле и обработке камня. Культурному взаимодействию Древней Руси и Западной Европы способствовала обоюдная принадлежность к христианству, а также взаимовыгодные торгово-экономические и политические связи.

В художественной культуре западное влияние наиболее ощутимо проявилось в зодчестве. Уже в XI веке в храмах городов Северо-Западной Руси (Новгород, Полоцк и др.) встречаются некоторые элементы романской архитектуры, затрагивающие главным образом внешний облик зданий: украшение поверхности стен каменной резьбой, использование контрфорсом и т. д.

В XII - XIII веках воздействие романского стиля становится гораздо более значительным, о чем свидетельствуют храмы и другие постройки Владимиро-Суздальской Руси. В целом, после падения Византии (1453) Россия все чаще устремляет свой взор на Запад. Данная тенденция заметно усиливается в XVII веке, особенно после открытия Славяно-греко-латинской академии в Москве (1687). Контакты и связи Древней Руси с Востоком в домонгольский период носили в основном торгово-экономический характер. Во время монголо-татарского нашествия связи существенно меняются, становятся тесными и всесторонними. Древняя Русь восприняла от Золотой Орды некоторые элементы политического устройства, а также многие особенности духовной культуры и бытового уклада жизни.

Древняя Русь смогла создать и сохранить свою неповторимую и самобытную культуру. С самого начала русская культура была евразийской, то есть включающей в себя черты западной и восточной культур. Она, по сравнению с западной, менее рациональна и прагматична, в ней гораздо большее значение имеют чувства и эмоции. Русская культура ограничивает проявления индивидуализма и эгоизма, в ней преобладает коллективное начало. Вместе с тем в ней нет растворения личности в коллективе.

Русская культура более контрастна, чем западная и восточная. Она отмечена крайностями, которые, как отмечает С. Аверинцев, не опосредованы духом юридической цивилизованности. Так, для русской культуры весьма трудным является вопрос о власти над людьми, о соотношении насилия и ненасилия. Запад нашел решение данного вопроса через меру того и другого. Русские предпочитают иной принцип: казнить – так казнить, миловать – так миловать. То же самое наблюдается применительно к соотношению между кротостью и грозностью. Если кротость и смирение – то до рабства и любви к своим палачам. Если грозность и суровость – то до исступления. В русской культуре, видимо, наиболее полно воплотился христианский тезис о непротивлении злу насилием.

Русский характер отличают открытость и отзывчивость, дружелюбие и готовность придти на помощь, широта и щедрость души, жертвенность. У него нет выраженного стремления к богатству, а если таковое возникает, он с легкостью может все пустить на ветер. Для него свойственно удивительная терпимость и редкое терпение к злу, хотя это долготерпение нередко заканчивается всесокрушающим бунтом и взрывом. Во многом именно эти черты и составляют своеобразие русской культуры, русского менталитета, загадку «русской души».

Языческий, или дохристианский период приходится на время возникновения и становления Киевской Руси (IX - X века). Язычество возникло у славян задолго до появления древнерусского государства. Основная его черта – многобожие. Как и в других культурах, в славяно-русском язычестве большое значение имеют самые древние формы религии – магия, фетишизм и особенно тотемизм. Наиболее почитаемыми у славян тотемами среди птиц были сокол, орел и петух, а среди животных – конь и медведь.

В начале I тыс. н. э. божества принимают антропоморфную форму. Главными среди них становятся боги Солнца, Неба и Огня – Сварог, Даждьбог и Хорос, Ветра – Стрибог, домашних животных и богатства – Велес (Волос). Почитались также покровители предков, семьи и домашнего очага – Род и Рожаницы, бог плодородия Ярило, женское божество Мокошь. В языческой Руси высокого уровня достигает прикладное искусство. Многие изделия – браслеты и височные кольца, амулеты и обереги, подвески и фибулы, предметы быта и игрушки – в руках искусных мастеров становились настоящими произведениями искусства. Успешно развивается также устное народное творчество. Создаются былины – эпические песни, сказки, а также свадебные песни, колядки, ритуальные и надгробные плачи и т. д. Большое значение имело проникновение на Русь славянской письменности, созданной Кириллом и Мефодием на основе греческого алфавита, хотя на языческом этапе письменность еще не получила широкого распространения.

Второй этап эволюции древнерусской культуры продолжался с конца X века и до середины XIII века. Он предшествует монголо-татарскому нашествию и приходится на время существования Киевской Руси. Начало периода совпадает с принятием христианства. Как отмечается в летописи, в 988 г. над Киевом «воссиял свет» Христовой веры, радикально изменившей судьбу Руси. Приход христианства вызвал глубокие изменения во всей древнерусской культуре, которые сразу же появились в архитектуре и градостроительстве. Невиданный размах получает каменное строительство. Судя по летописям, если в IX - X веках в Древней Руси было около 25 городов, то в XI - XII века их насчитывалось уже более 200. Поэтому не случайно иностранцы называли Русь «страной городов» – «Гардарик». Среди монументальных городских построек преобладали культовые – храмы и церкви. Первым выдающимся памятником древнерусского каменного зодчества стала Десятинная Церковь св. Богородицы (989 - 996 гг.), возведенная Владимиром в Киеве. Вершиной древнерусского зодчества стал Киевский храм св. Софии (XI век), сооруженный Ярославом Мудрым. Среди памятников светской архитектуры особого внимания заслуживают Золотые врата Киева (XI век), построенные в подражание константинопольским вратам. Памятниками белокаменного зодчества являются Успенский собор (XII век), Дмитриевский собор (XII век), Церковь Покрова на Нерли (XII век). Одним из первых литературных памятников стало «Слово о законе и благодати» (XI век) митрополита Иллариона, где прославляется Русская земля и проводится мысль о равенстве «всех христианских народов». В начале XII века монах Нестор написал первую летопись – «Повесть временных лет», раскрывающую вопрос – «откуда есть пошла Русская земля». Успешно развивается изобразительное искусство – монументальная (мозаика и фреска) и станковая живопись. Станковую живопись представляет икона. Наиболее почитаемыми в этот период иконами являются византийские. Икона Владимирской Богоматери (XII век), стала на Руси одной из главных святынь и остается таковой до наших дней.

Третий – монгольский период охватывает время монголо-татаркого нашествия – с 1243г. до 1480г. В этот период русская культура понесла значительные потери, сказавшиеся в первую очередь на ремеслах. Некоторые из них – производство украшений, изделий из драгоценных металлов, техника перегородчатой эмали – исчезли совсем. Другие же из-за упрощения технологии заметно снизили уровень качества. На целое столетие – с середины XIII века до середины XIV века – почти полностью прекратилось каменное строительство. Данное обстоятельство в свою очередь отрицательно сказалось на развитии живописи, в особенности на фресковой росписи. Основным типом постройки по-прежнему остаются культовые – храм и церковь. Наиболее успешно в монгольский период развивается иконопись. Благодаря творчеству Андрея Рублева, Феофана Грека, Даниила Черного, Дионисия и других художников русская иконопись достигла непревзойденных высот. В этом виде искусства за Русью признается такое же первенство, как за Египтом – в рельефе, Древней Греции – в скульптуре, Византии – в мозаике. Высшим достижением творчества Андрея Рублева стала знаменитая «Троица», написанная на сюжет из библейского мифа о трех ангелах, воплощающих триединство Бога. Основная тема русской иконы – Богоматерь, имеющая множество вариантов: «Милостивая», «Утешительница», «Нечаянная Радость» и т. д. Всего насчитывается около 800 наименований различных типов икон Богоматери, почитаемой как покровительница русского народа и государства. Наряду с иконописью в третьем периоде также развиваются литература и общественная мысль. Здесь главной выступают тема патриотизма, идея объединения Руси для борьбы с монголо-татарским засильем, прославление героизма в этой борьбе. Именно это составляет содержание поэтической повести «Задонщина», а также «Сказания о Мамаевом побоище», посвященных Куликовской победе. В развитие общественной мысли огромный вклад внес Сергий Радонежский (1321 - 1391) – выдающийся церковный деятель и мыслитель. Сергий Радонежский в своем труде «Заветы в произвольной беседе с учениками» оставил ряд правил. « В Православие пребывать и единомыслие друг друга хранить, чистота душевная и телесная, любовь нелицемерная, остерегаться злых и скверных похотей, пищу и напитки вкушать трезвенные, смирением украшать себя, страннолюбия не забывать, от противоречий уклоняться, и ни во что ставить честь и славу жизни своей».

Последний этап в эволюции древнерусской культуры приходится на XVI - XVII века и продолжается с 1480 г. до 1698 г. В этот период вместе с освобождением от монголо-татарства происходит также формирование единой общерусской культуры. Это стало одним из величайших достижений в развитии России. В XVI веке в русской культуре возникают совершенно новые явления: книгопечатание, за которым следуют радикальные изменения во всей культуре. В 1564 г. дьякон Иван Федоров издает первую свою книгу – «Апостол». Оказавшись в Львове, он издает первый русский букварь (1574) – «для пользы русского народа». Всего в XVI веке в Москве вышло 20 книг – в основном богословского содержания; политическая концепция происхождения Российского государства, его места и роли в мире. В «Сказании о князьях Владимирских» излагается основанная на легендах история происхождения русских великих князей от римского императора Августа и получения Владимиром Мономахом царских регалий от византийского императора Константина Мономаха; идея о Москве как о «третьем Риме», сформулированная псковским старцем Филофеем в его посланиях Василию III (1510 - 1511), где он, в частности, пишет: «два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать». Выводится мысль о мессианской роли России, которая, сохраняя и продолжая истинную христианскую веру, сохраняя подлинную духовность, тем самым, спасает мир от зла и скверны; публицистика. Русская мысль активно обсуждает характер складывающегося государства, роль закона и самодержавной воли, соотношение «церкви» и «царства», духовной и светской власти. Опираясь на идею о божественном происхождении царской власти, Иван Грозный утверждает, что он имеет право судить и наказывать не только за дела, но и за мысли. В целом в XVI веке происходит оживление во всех областях жизни, включая художественную культуру. В XVII веке завершается эволюция средневековой культуры, и в ней рождаются элементы культуры нового времени, для которой характерны усиление светского и рационального начал, секуляризация и «обмирщение». Заметно расширяются и углубляются связи со странами Западной Европы. Все области культуры значительно усложняются и дифференцируются, в них возникают совершенно новые явления.

Важными событиями в духовной жизни стали: раскол Православной Церкви, вызванный реформами патриарха Никона (1653 - 1656), направленными на усиление роли Церкви и государства и проводившимися силовыми методами. В результате возникло старообрядчество, имевшее весьма противоречивый характер и ставшее во главе оппозиции официальной идеологии; начало формирования системы образования. В стране появляются государственные и частные средние школы, издаются книги и учебные пособия, среди которых издания религиозного содержания соседствуют со светскими. В 1687 г. в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия – для подготовки кадров высшего духовенства и чиновников государственной службы.

Литература обогащается целым рядом новых жанров. Одним из них – сатира («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Азбука о голом и небогатом человеке», «Праздник кабацких ярыжек»).

Среди новых видов и жанров искусства – театр, драматургия и стихосложение. Основоположником русской драматургии стал Симеон Полоцкий, написавший такие пьесы, как «Трагедия о Навуходоносоре царе», «Комедия притчи о блудном сыне».

В архитектуре XVII века наблюдается усиление светского начала, отход от строгих церковных канонов, явное сближение культового и гражданского зодчества. Широкое распространение имеет деревянное зодчество, а к середине XVII века – светское каменное строительство.

Культура России XVIII века явилась временем коренных перемен, вызванных петровскими реформами. Своими преобразованиями Петр I круто повернул Россию на Запад.

У одних начавшиеся перемены вызывали самую высокую оценку (например, историки С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин), другие же, напротив, оценивали их весьма критически (например, философы П.Я. Чаадаев, Д. Дидро).

Начатые Петром преобразования вызвали экономический рост России, позволили ей значительно расширить свою территорию, превратили ее в великую и могучую империю. Благодаря победам в Северной и турецких войнах Россия получила статус балтийской и черноморской державы. В петровскую и постпетровскую эпоху возникли новые крупные города – Санкт-Петербург, ставший столицей государства, Севастополь, Екатеринослав, Екатеринодар, Екатеринбург, Одесса и др.

В то же время грандиозные преобразования стали тяжелым испытанием для народа. За создание новой России ему пришлось заплатить огромную цену.

Глубокому реформированию были подвергнуты практически все области общественной жизни – государственно-административное устройство, экономика, армия, Церковь, наука и просвещение, художественная культура.

Основное содержание и характер проводимых реформ выражали две тенденции: секуляризация, т. е. обмирщение, ослабление религиозного и усиление светского начала в культуре; европеизация.

Государство достигло высшей степени централизации и превращалось в абсолютную монархию благодаря следующим нововведениям Петра I: учреждение в 1711 г. высшего органа по делам законодательства и государственного управления – Сената. Он состоял из 9 человек, назначенных самим царем; ранее существовавшие приказы были заменены 12 коллегиями (министерствами), ведавшими отдельными сферами государственного управления; страна была поделена на губернии и уезды.

Реформа Церкви существенно ограничила место и роль религии и Церкви в жизни общества. Главная потеря Православной Церкви – упразднение патриаршества. Его место заняла Духовная коллегия, или Святейший Синод, во главе которого стоял обер-прокурор, назначаемый царем.

Церковь лишилась части своих земель и доходов, что существенно ослабляло ее экономические основы. Духовенство ставилось в один ряд с другими сословиями. Священникам вменялось в обязанность не только содействовать проводимым преобразованиям, но и помогать властям в сыске и задержании противников реформ. От них при этом требовалось даже нарушение тайны исповеди: под страхом казни, священники должны были доносить о намерениях исповедовавшихся совершить государственное преступление. В результате всех этих мер произошло огосударствление Церкви. Она оказалась в полной зависимости от светской власти.

Петровская эпоха создала следующие условия для оживления экономики: активное освоение промышленного производства. Растет число ткацких и текстильных предприятий. Урал становится центром по выплавке металла, который с 20-х годов XVIII века вывозится за рубеж. Впервые организуется промышленное производство фарфора; значительный прогресс во всей материальной культуре, в технике и технологии. Уральский теплотехник И.П. Ползунов разработал проект универсального парового двигателя и построил паросиловую установку. Механик-самоучка И.П. Кулибин изобрел многие механизмы – часы, прожектор, семафорный телеграф, разработал проект моста через Неву. В сельском хозяйстве вместо серпа используется коса, создаются конные заводы, успешно развивается скотоводство. Петр I всячески содействовал развитию торговли: устраиваются крупные ярмарки, строятся каналы.

Модернизация армии сделала ее одной из самых современных и сильных. В русской армии впервые появляется конная артиллерия, начинают использоваться ручные гранаты и штык. Главным достижением в военном деле стало создание русского флота – любимого детища Петра.

В становлении и развитии системы светского образования и науки большую роль сыграли: широкая сеть новых учебных заведений. Открылась Навигацкая школа (на основе которой была создана Морская академия), появляется еще несколько школ – Инженерная, Артиллерийская и Медицинская. Открывается частная общеобразовательная гимназия Э. Глюка. Открываются ремесленные училища; создание и открытие в 1725 г. Петербургской академии, которая являлась целиком светским государственным учреждением. В то же время она была тесно связана с отечественным искусством. Имея мощную поддержку государства, Академия уже в первые десятилетия создала труды мирового уровня. Великий русский ученый М.В. Ломоносов (1711 - 1765) стал первым русским членом Академии в 1745 г.; основание в 1755 г. Московского университета. Он быстро стал крупнейшим центром по подготовке специалистов во всех отраслях знания; создание в 1783 г. Российской академии наук, первым президентом которой становится княгиня Е.Р. Дашкова.

XVIII столетие было отмечено глубокими изменениями в общественном сознании, значительным оживлением и подъемом общественной мысли. Этому способствовали как петровские преобразования, так и крепнущие и расширяющиеся контакты с европейскими странами, благодаря которым в Россию проникают идеи западного рационализма, гуманизма и Просвещения.

Важные черты происходящих в общественном сознании изменений следующие: ослабление влияния религиозной идеологии, усиление светского, научного и рационального начала; стремление осмыслить прошлое и настоящее России, что сопровождалось ростом национального самосознания.

Крупным русским мыслителем XVIII века был Феофан Прокопович, современник и сподвижник Петра. В своих работах («Слово о власти и чести царской», «Правда воли монаршей» и др.) он разрабатывает русский вариант концепции просвещенного абсолютизма. Опираясь на европейские идеи естественного права, общественного договора и общего блага и сочетая их с российскими особенностями, Прокопович прославлял деяния Петра и подавал его за образец просвещенного монарха. Он был также идеологом реформирования Церкви, обосновывал необходимость ее подчинения государству.

Интересным и глубоким мыслителем-самоучкой был И.Т. Посошков, автор «Книги о скудности и богатстве». Будучи сторонником Петра, он вместе с тем стоял в оппозиции к дворянству, выражая и отстаивая интересы крестьянства, купечества и ремесленников.

Осмыслению прошлого России посвящены труды В.Н. Татищева – первого крупного русского историка, написавшего «Историю Российскую с самых древнейших времен». В ней он прослеживает историю России от Рюрика до Петра I.

А.Н. Радищев – писатель и философ – занимает особое место в духовной жизни России. Он разработал концепцию русского Просвещения в его радикальном, революционном виде. В главном своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» писатель увидел в положении крепостного крестьянства глубинные истоки будущих потрясений России. Радищев предложил проект реформ сверху, которые носили демократический характер и включали освобождение крестьян.

Художественная культура России XVIII века все явственнее приобретает светский характер, испытывая растущее влияние со стороны Запада.

К середине столетия в ней вполне сложились основные европейские стили: классицизм; барокко.

Культурные преобразования и нововведения XVIII века касались преимущественно привилегированных сословий русского общества и вели к разрушению прежнего органического единства русской культуры. Тем не менее, они способствовали общему развитию России. Без современной светской культуры Россия не смогла бы претендовать на достойное место среди передовых стран.

В литературе классицизм представляют: А.Д. Кантемир добился литературной славы своими сатирами, содержание которых было против власти имущих и духовенства; В.К. Тредиаковский является автором поэмы «Тилемахида», трагедий, сатир и эпиграмм. Он разработал принципы русского стихосложения; М.В. Ломоносов. Он создал оду «На взятие Хотина» и другие произведения, наполненные философским содержанием и гражданским звучанием.

В архитектуре западное влияние сказалось наиболее сильно. Новая столица России – Санкт-Петербург – создавалась на совершенно новых принципах градостроительства, имевшего ансамблевый характер.

Русский классицизм в архитектуре XVIII века представляли: И.Е. Старов построил Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге; Д. Кваренги – павильон «Концертный зал и Александровский дворец в Царском селе (ныне Пушкин), Эрмитажный театр и Ассигнационный банк в Петербурге; В.И. Баженов – великолепный дом Пашкова; М.Ф. Казаков – старое здание Московского университета, Сенат в Кремле, Первая городская больница.

Русское барокко в архитектуре нашло яркое воплощение в творчестве: Д. Трезини построил «здание Двенадцати коллегий» (ныне университет), Летний дворец Петра I и собор Петропавловской крепости в Петербурге; В.В. Растрелли – Зимний дворец (ныне Эрмитаж) и Смольный монастырь в Петербурге, большой дворец и Петергофе, Екатерининский дворец в Царском селе.

Русская портретная живопись поднимается до уровня лучших образцов европейского искусства. Основоположниками портретного жанра являются А.М. Матвеев («Автопортрет с женой» и парные портреты супругов Голицыных) и И.Н. Никитин («Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе»)

Наивысшего расцвета портретная живопись достигает в творчестве Ф.С. Рокотова («Неизвестная в розовом платье», «В.Е. Новосильцова»), Д.Г. Левицкого («Кокоринов», «М.А. Дьякова») и В.Л. Боровиковского («М.И. Лопухина»).

Историческую живопись представляет А.П. Лосенко («Владимир и Рогдена», «Прощание Гектора с Андромахой»). Художник работал также в жанре портрета.

В области скульптуры также ведущее место занимает портрет. Наиболее значительные достижения связаны с творчеством Ф.И. Шубина, работавшего в духе классицизма. Он создал портреты-бюсты А.М. Голицына, М.Р. Паниной, М.В. Ломоносова. В стиле барокко творил Б. Растрелли. Лучшим его произведением является «Императрица Анна Ивановна с арапчонком». В жанре монументальной скульптуры самым известным творением является «Медный всадник», созданный Э.Фальконе.

В XVIII веке изменения происходят и в музыке: создаются и (или) получают распространение новые инструменты (балалайка (1715), гитара); возникают новые жанры (например, военная музыка); возникает камерно-инструментальная, оперная и симфоническая музыка; аристократы заводят домашние оркестры; рождается первый профессиональный русский театр (его создателем стал великий актер Ф.Г. Волков).

Продолжает успешно развиваться церковно-певческая, хоровая музыка.

Глубокие изменения всего уклада повседневной жизни вызвали следующие введения: новое летоисчисление и календарь. По указу Петра предписывалось исчислять года от Рождества Христова, то есть с 1 января 1700 г., как это было принято в европейских странах. Правда, Европа пользовалась григорианским календарем, а в России вводился юлианский; новая традиция – торжественно встречать «Новый год и столетний век», украшая ворота домов сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками, устраивая стрельбу, игры и потехи; новая форма общения людейассамблеи. На них собирались представители высших слоев общества для отдыха и веселого проведения времени в танцах, беседах.

Традиция двуязычия. При Петре и Анне распространялся немецкий язык, а при Елизавете Петровне – французский. Влияние Франции в том, что дамы дворянского общества начинают музицировать на классике.

Существенные изменения происходят в одежде. Старинные русские длинные одеяния уступают место немецким кафтанам, коротким и узким европейским одеждам.

У мужчин высшего общества исчезают бороды.

Утверждается европейский этикет и светские манеры поведения.