Вопрос 17. Сентиментализм в Западной Европе и России.
Во 2 половине 17в в Европе, а затем во 2 половине 18 века и в России появился сентиментализм. Гуманизм, несословные ценности человеческой личности.
В Европе «Юлия, или Новая Элозия»- Руссо, «Страдания юного Вертера» - Гете, романы Ричардсона и Руссо
Высшая ценность сентиментализма – человеческие потребности, которые должны отвечать государству, законам и государственным учреждениям. Природа – мерило человеческих ценностей, семья – ячейка общества, воспитание – залог будущей добродетели, после семьи – дружба, чувства, чувствительность. Герои в сентиментализме не делятся на хороших и плохих, как в классицизме, не так четко деление. Часто носители хорошего – представители низших слоев общества.
Жанры: повесть, роман (чаще эпистолярный), дневники, записки путешественника (путешествие раскрывает внутренний мир автора). Начинает проявляться внутренний образ автора.
Трогательный сцены, лиричность. Деятельность писателей подводит к решению крепостного права.
Карамзин – основной представитель русского сентиментализма
Раннее произведение Карамзина «Русская истинная повесть: «Евгения и Юулия». Показывает сентиментальность, идилличность. Героини «питались амброзоическими испарениями», «читали творения истинных философов», «наблюдали за работами крестьян»
Совершает путешествие по Западной Европе, и как результат, пишет «Письмами русского путешественника». В нем отражены события, встречи с историческими личностями, деятелями; размышления, описания, портретные характеристики > в итоге все это перейдет в жанр лирическая проза. Описание сокровищниц миров, искусства: др. соборы, университеты, академии, библиотеки, историч. развалины.
Спокойный тон любопытствующего созерцателя.
Большое место занимает внутренний мир героя-автора, создает иллюзию эпистолярного жанра(письма) и жанр путешествия. Причем характерно прямое обращение к друзьям, но без конкретного лица.
Образ любезного отечества. Лирические монологи.
Вопрос 18. Ода Державина «Бог», приемы ее построения и ее религиозно-философская концепция. Поэзия Г.Р. Державина - одно из самых значительных явлений в русской литературе XVIII века. Поэтический диапазон Державина необыкновенно широк. В его творчестве создается образ достойного гражданина и просвещенного правителя, сатирически обличаются высокопоставленные чиновники, утверждаются идеалы патриотизма и служения отечеству, прославляется героизм русских воинов. Во всем он поэт со своим лицом, со своей программой, со своей правдой Он смело идет на разрушение привычных уже для его времени норм классицизма и создает свою особую поэтическую систему. Но, разумеется, не только общественно-политические проблемы волновали поэта, не только о сильных мира сего, о важнейших государственных вопросах его стихи, и не только в этом сказалось его новаторство. Поистине сама жизнь во всем ее разнообразии и богатстве входит в художественный мир Державина. Особенно в позднем творчестве он все чаще задумывается о глубинных основах бытия. Чтобы до конца понять Державина, нужно обратиться к его философским раздумьям о мире и человеке. Для этого попробуем внимательно прочитать стихотворение, названное словом, которое, если верить «Запискам» Державина, было первым произнесенным мальчиком Гаврилой, когда ему исполнился всего лишь год, - это «Бог». Философская ода «Бог», которая создавалась в 1780-1784 годах, определяет основы миросозерцания поэта, его представления о мироздании и человеке как составной его части. Державин всегда отмечал первостепенность для стихотворца религиозной поэзии. В своей оде «Бог» Державин говорит о своем понимании жизни, смерти, бессмертии, обращаясь к создателю. Ко времени создания этого своеобразного поэтического манифеста Державину было уже 41 год Прожитая жизнь и многолетний опыт творчества послужили ему опорой для создания этого важнейшего его произведения. Даже если собрать все, что сказано в мировой поэзии о Боге, эта ода будет заметной, если не лучшей Безусловно, создавая свою оду, Державин опирался на богатый опыт мировой литературы, особенно на библейские псалмы Давида.
В державинской оде мы также слышим хвалу величию Божьего творения: «Измерить океан глубокий, Сочесть пески, лучи планет ХХотя и мог бы ум высокий — Тебе числа и меры нет! Не могут духи просвещенны, От света твоего рожденны, Исследовать судеб твоих: Лишь мысль к тебе взнестись депзает, В твоем величьи исчезает, Как в вечности прошедший миг».
Державинская ода выглядит особенно оригинальной как по мысли, так и по форме. Ведь мысль, чувство, воображение поэта обращены не только к Божьему миру, но и вглубь души: «Но ты во мне сияешь Величеством твоих доброт; Во мне себя изображаешь, Как солнце в малой капле вод».
В державинской оде - человек постигает загадку своей природы и таким путем открывает для себя весь внешний Божий мир и самого Творца:
«Частица целой я вселенной, Поставлен, мнится мне, в почтенной Средине естества я той,Где кончил тварей ты телесных, Где начал ты духов небесных И цепь существ связал всех мной. Я связь миров, повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна божества, Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь - я раб — я червь - я Бог!».
В оде Державина человек оказывается противоречив по своей природе: он не только «умом повелевает громам», но и «телом истлевает в прахе»; он не только «царь» и ((Бог», но также «червь» и «раб».
Державин готов принять Бога и Человека в их естественной данности, где соединено материальное и духовное, временное и вечное, высокое и низкое, индивидуальное и всеобщее: «Твое созданье я, Создатель! Твоей премудрости я тварь, Источник жизни, благ податель, Душа души моей А царь! Твоей то правде нужно было. Чтоб смертну бездну преходило Мое бессмертно бытие; Чтоб дух мой в смертность облачился И чтоб чрез смерть я возвратился, Отец! - в бессмертие твое».
По Державину только в гармонии со всем сущим, включая рождения, жизнь и смерть, утверждается связь дальнего мира с Богом, достигается победа над злом и смертью, отнюдь не являющейся преградой на пути к вечной жизни души человеческой.
Композиция: 1) Сравнение величия Бога с ничтожностью человека. 2) Но в человеке есть Бог, а, следовательно, предшествующая идея опровергнута. 3) Человек – центр вселенной только благодаря Богу и единственное, что должен делать человек – стремиться к Богу.
Державин не разгадывает тайну такого соединения - он ее обнаруживает опытом и воображением, осознает мыслью и чувствует сердцем. Вот почему он не просто изливает стихами религиозный восторг не просто философствует, а «в сердечной простоте беседует о Боге». И оказывается, что, если собрать в душе все, что мы уже знаем о Боге и о себе, этого достаточно для ответа на важнейшие вопросы жизни. Материальное, временное, ничтожное - лишь форма проявления великого, вечного и духовного. Таков Бог - таков и человек, отражающий Бога в себе, «как солнце в малой капле вод». А потому так высока должна быть и самооценка человека, и его требования к самому себе. Этому учат нас великие русские поэты-философы, среди которых Державин по праву занимают свое место.
- Вопрос 1. Искусство. Предмет и виды.
- Вопрос 2. Русская иконопись на библейские сюжеты
- Вопрос 4. Сикстинская Капелла Микеланджело.
- Вопрос 5. Картины русских художников на евангельские сюжеты.
- Вопрос 6. Картина «Явление Христа народу» Иванова.
- Вопрос 7. Иллюстрации Гюстава Доре в Библии.
- Вопрос 8. Основные понятия классицизма, нашедшие выражение в искусстве и литературе России 18 века.
- Вопрос 9. Представители классицизма. Примеры.
- Вопрос 10. Переход от сотерологического к эвдеманическому типу культуры в России 18 века.
- Вопрос 12. Искусство и литература Др. Руси.
- Вопрос 13. Классицизм как основное направление в Литературе и Искусстве России.
- Вопрос 14. Искусство и литература в России 18 века.
- Вопрос 15. Основные представители русского сентиментализма, их произведения.
- Вопрос 16. Карамзин и Радищев как писатели-сентименталисты.
- Вопрос 17. Сентиментализм в Западной Европе и России.
- Вопрос 19. Оды Ломоносова как произведения классицизма, идейно-философские и художественные особенности.
- Вопрос 20. Ломоносов, Сумароков, Тредиаковский, как деятели русского классицизма, создатели русского языка.
- Вопрос 21. Сатира в литературе и искусстве.
- Вопрос 22. Теория «Трех Штилей» русской литературы 18 века.
- Вопрос 23. Картины Васнецова по мотивам русского фольклора.
- Вопрос 24. Иллюстрации Мавриной к русским народным сказкам.
- Вопрос 25. Шмаринов к «Войне и миру»
- Вопрос 26. Глазунов к Достоевскому.
- Вопрос 27.Иллюстрации Фаровского в «Слову о полку Игореве».
- Вопрос 28. Происхождение музыки, понятие синкретизма.
- Вопрос 29.Музыка романтизма.
- Вопрос 30. Синестезия.
- Вопрос 31.Роль музыки в творчестве Тургенева.
- Вопрос 32. Музыка и поэзия.
- Вопрос 33. Музыка и литература 19 века.
- Вопрос 34. Своеобразие романтизма как художественной системы.
- Вопрос 35. Романтизм в Западной Европе и в России.
- Вопрос 36. Основные представители романтизма в литературе и искусстве в Западной Европе и России.
- Вопрос 37. Реализм в русской литературе и искусстве.
- Вопрос 38. Русский реализм 19 века.
- Вопрос 39. Основные представители и произведения реалистов 19 века.
- Вопрос 40. Живопись и литература. Живопись и литература.
- Вопрос 41. Представители импрессионизма в Западной Европе и России.
- Вопрос 42. Идейно-эстетические основания импрессионизма.
- Вопрос 43. Импрессионизм в живописи и литературе.
- Вопрос 44. Толстой, Тургенев, Чехов - писатели-реалисты.
- Вопрос 45. Поэтическое искусство.
- Вопрос 46. Искусство лирической прозы.
- Вопрос 47. Бунин.
- Вопрос 48. Зайцев.
- Вопрос 49. Шмелев.
- Вопрос 50. Модернизм в искусстве и литературе.
- Вопрос 51. Символизм в Западной Европе и России. Представители, примеры.
- Вопрос 52. Идейно-эстетические основания символизма.
- Вопрос 53. «Модерн» в архитектуре и в прикладном искусстве.»
- Вопрос 54. Конструктивизм в архитектуре.
- Вопрос 55. Футуризм в русской поэзии. Авангард в живописи.
- Вопрос 56. Искусство афоризма.
- Вопрос 57. Искусство создания литературного портрета Солоухиным «При свете дня»
- Вопрос 58. Театральное искусство: художественный синтез.
- Вопрос 60. Символизм как основное направление модернистского искусства и литературы.
- Вопрос 61. Философия и литература в творчестве Пришвина.
- Вопрос 62. Искусство лирической прозы 20 века в русской литературе.
- Вопрос 63. Искусство и литература в творчестве Паустовского.
- Вопрос 64. Миниатюра в русской прозе 2ой половины 20 века.