Вопрос 33. Музыка и литература 19 века.
Искусство – это одна их форм общественного сознания, составная часть культуры человечества. Это процесс и итог значимого выражения чувств в образе. Литература и живопись являются одними из основных видов искусства. Виды искусства – это исторически сложившиеся устойчивые формы творческой деятельности, в них художник реализует жизненное содержание. Они различаются по способам воплощения. Искусство существует и развивается как система взаимосвязанных видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого реального мира. Каждый вид искусства обладает специфическим арсеналом изобразительно-выразительных средств. К основным видам искусства относят 1) изобразительное искусство, 2) литературу, 3) музыку, 4) архитектуру, декоративно прикладное искусство.
Литература (лат. lit(t)eratura, буквально — написанное, от lit(t)era — буква) — в широком смысле совокупность любых словесных текстов. Литература работает со словом – главное её отличие от других искусств. Слово – основной элемент литературы, связь между материальным и духовным. Изобразительность передается в художественной литературе опосредованно, с помощью слов. Музыка — разновидность искусства, воплощающая идейно-эмоциональное содержание в звуковых художественных образах. В историческом контексте вообще развитие музыки неотделимо от деятельного развития чувственных способностей человека — ход слухового освоения человеком музыкального материала в изменяющихся культурных условиях составляет наиболее фундаментальный уровень истории музыки. В рамках первобытного синкретического искусства, содержавшего также зачатки танца и поэзии, музыка была лишена многих качеств, ставших доминирующими позднее. В раннестадиальном фольклоре различных народов музыкальный звук неустойчив по высоте, неотрывен от речевой артикуляции. Мелодия зачастую представляет собой совокупность глиссандирующих подъёмов и спадов (экмелика), объединяющих контрастные высотные зоны в ритмическом порядке, зависящем от ритмики словесного текста и танца. Однако этот первичный звуковысотный контраст уже наделён эмоциональной выразительностью благодаря изначальной связи музыкального интонирования с психо-физиологическими состояниями людей, со словом, пластическим движением; благодаря включённости музицирования в быт, в трудовые процессы, в ритуалы (народная музыка). Постоянство этих связей, формирующее первичные музыкальные жанры, приводит к стабилизации высот (и, как следствие, к их закреплению в определённом строе). В профессиональном творчестве зрелых музыкальных культур сохраняется воздействие на интонацию танцевального движения, обрядовых ситуаций, других видов искусства. В то же время музыка в ряде жанровых направлений постепенно освобождается от непосредственной зависимости от слова, бытового или ритуального контекста. Литература и музыка тесно переплетены на пути своего развития и только в более поздних стадиях развития музыка стала рассматриваться отдельно, что, впрочем, не мешает ей взаимодействовать с литературой и по сей день. Рассмотрим некоторые примеры взаимодействия этих двух исскуств. Самая яркая взаимосвязь, пожалуй выражается в песне. Песня — наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. Песни отличаются по жанрам, складу, формам исполнения и др. признакам. Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Самым ярким проявлением песенного искусства, как взаимдействия музыки и литературы можно считать романс. Романс в музыке — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного. Романс развился из песни; это — продукт новейшего времени. Он появился и сформировался в XVIII и XIX веках. В Россию романс пришёл из Франции и вскоре приобрёл национальные черты. Появился жанр русского романса, который быстро стал популярен на волне веяний романтизма. На его основе в первой половине XIX века ведущими российскими композиторами создаётся жанр цыганского романса, впоследствии доработанный и доведённый до высокого уровня самими цыганами. Основные жанровые признаки романса 1. Содержание романса не выходит за пределы лирики. Текст посвящён некоему переживанию, обычно любовному. 2. Романс характеризуется только одним лирическим настроением. Однако спектр эмоциональных состояний в романсе настолько велик, что каждый исполнитель и слушатель имеет возможность выбрать наиболее близкое ему. 3. В связи с тем, что романс обычно выражает любовное переживание, он либо имеет, либо подразумевает адресата, а следовательно, изначально диалогичен в самом своём содержании. 4. Наличие двух героев порождает одно из самых важных качеств романса — его интимность, камерность. 5. Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово (текст), музыка и речь (исполнение). Кто же не знает такие романсы как: «Я вас любил», «Я помню чудное мгновение» на стихи Пушкина. Еще одним способом взаимодействия является опера. Опера (итал. opera «дело, труд, работа; опера», из лат. opera «труд, изделие, произведение») — жанр театральных представлений, в котором речь, соединённая с музыкой (пение и аккомпанемент), и сценическое действие имеют преобладающее значение. За основу оперы нередко ложатся литературные произведения: Руслан и Людмила – опера Михаила Глинки, Евгений Онегин – опера Петра Ильича Чайковского, «Призрак оперы» по книге Гастона Леру. В современном мире можно часто встретить книги о композиторах, что можно так же принять как взаимодействие этих искусств. Последнее, что я хотела бы отметить в отношениях между литературой и живописью – это «музыкальная» литература. Т.е литература содержащая в своей основе сюжет посвященный музыке, и содержащая «музыкальные» моменты. Для примера возьмем литературное произведение Владимира Короленко «Слепой музыкант». В хорошем семействе состаящем из отца «среднего» помещика, красивой пани и «дядя Максима» родился мальчик слепой от рождения. Окрестили его Петром. В этом произведении рассказывается о жизни этого человека. Но так как главный герой является слепым нередко можно встретить описание звуков, окружающих его… Вот пример описания восприятия летнего дня «Природа раскинулась кругом, точно великий храм, приготовленный к празднику. Но для слепого это была только необъяснимая тьма, которая необычно волновалась вокруг, шевелилась, рокотала и звенела, протягиваясь к нему, прикасаясь к его душе со всех сторон неизведанными еще, необычными впечатлениями, от наплыва которых болезненно билось детское сердце». В этом произведении поднимается такая проблема, как передача словами звуков или образов..и как можно «видеть» звуками. «..Петр придерживал аиста одною рукой, а другою тихо проводил вдоль его шеи и затем по туловищу с выражением усиленного внимания на лице. В это самое время мать,…, быстро ударяла пальцем по клавише, вызывая из инструмента непрерывно звеневшую высокую ноту…Когда же рука мальчика, скользя по ярко-белым перьям, доходила до того места, где эти перья резко сменяются черными на концах крыльев, Анна Михайловна сразу переносила руку на другую клавишу, и низкая басовая нота глухо раскатывалась по комнате…». Как итог я хотела бы подчеркнуть, что существование различных видов искусств обусловлено тем, что ни один из них своими средствами не может дать всеобъемлющую художественную картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства. Но все эти примеры подтверждают нашу мысль о том, что литература и музыка тесно связаны меж собой, часто становясь целым.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Вопрос 1. Искусство. Предмет и виды.
- Вопрос 2. Русская иконопись на библейские сюжеты
- Вопрос 4. Сикстинская Капелла Микеланджело.
- Вопрос 5. Картины русских художников на евангельские сюжеты.
- Вопрос 6. Картина «Явление Христа народу» Иванова.
- Вопрос 7. Иллюстрации Гюстава Доре в Библии.
- Вопрос 8. Основные понятия классицизма, нашедшие выражение в искусстве и литературе России 18 века.
- Вопрос 9. Представители классицизма. Примеры.
- Вопрос 10. Переход от сотерологического к эвдеманическому типу культуры в России 18 века.
- Вопрос 12. Искусство и литература Др. Руси.
- Вопрос 13. Классицизм как основное направление в Литературе и Искусстве России.
- Вопрос 14. Искусство и литература в России 18 века.
- Вопрос 15. Основные представители русского сентиментализма, их произведения.
- Вопрос 16. Карамзин и Радищев как писатели-сентименталисты.
- Вопрос 17. Сентиментализм в Западной Европе и России.
- Вопрос 19. Оды Ломоносова как произведения классицизма, идейно-философские и художественные особенности.
- Вопрос 20. Ломоносов, Сумароков, Тредиаковский, как деятели русского классицизма, создатели русского языка.
- Вопрос 21. Сатира в литературе и искусстве.
- Вопрос 22. Теория «Трех Штилей» русской литературы 18 века.
- Вопрос 23. Картины Васнецова по мотивам русского фольклора.
- Вопрос 24. Иллюстрации Мавриной к русским народным сказкам.
- Вопрос 25. Шмаринов к «Войне и миру»
- Вопрос 26. Глазунов к Достоевскому.
- Вопрос 27.Иллюстрации Фаровского в «Слову о полку Игореве».
- Вопрос 28. Происхождение музыки, понятие синкретизма.
- Вопрос 29.Музыка романтизма.
- Вопрос 30. Синестезия.
- Вопрос 31.Роль музыки в творчестве Тургенева.
- Вопрос 32. Музыка и поэзия.
- Вопрос 33. Музыка и литература 19 века.
- Вопрос 34. Своеобразие романтизма как художественной системы.
- Вопрос 35. Романтизм в Западной Европе и в России.
- Вопрос 36. Основные представители романтизма в литературе и искусстве в Западной Европе и России.
- Вопрос 37. Реализм в русской литературе и искусстве.
- Вопрос 38. Русский реализм 19 века.
- Вопрос 39. Основные представители и произведения реалистов 19 века.
- Вопрос 40. Живопись и литература. Живопись и литература.
- Вопрос 41. Представители импрессионизма в Западной Европе и России.
- Вопрос 42. Идейно-эстетические основания импрессионизма.
- Вопрос 43. Импрессионизм в живописи и литературе.
- Вопрос 44. Толстой, Тургенев, Чехов - писатели-реалисты.
- Вопрос 45. Поэтическое искусство.
- Вопрос 46. Искусство лирической прозы.
- Вопрос 47. Бунин.
- Вопрос 48. Зайцев.
- Вопрос 49. Шмелев.
- Вопрос 50. Модернизм в искусстве и литературе.
- Вопрос 51. Символизм в Западной Европе и России. Представители, примеры.
- Вопрос 52. Идейно-эстетические основания символизма.
- Вопрос 53. «Модерн» в архитектуре и в прикладном искусстве.»
- Вопрос 54. Конструктивизм в архитектуре.
- Вопрос 55. Футуризм в русской поэзии. Авангард в живописи.
- Вопрос 56. Искусство афоризма.
- Вопрос 57. Искусство создания литературного портрета Солоухиным «При свете дня»
- Вопрос 58. Театральное искусство: художественный синтез.
- Вопрос 60. Символизм как основное направление модернистского искусства и литературы.
- Вопрос 61. Философия и литература в творчестве Пришвина.
- Вопрос 62. Искусство лирической прозы 20 века в русской литературе.
- Вопрос 63. Искусство и литература в творчестве Паустовского.
- Вопрос 64. Миниатюра в русской прозе 2ой половины 20 века.