17. Цвет предметный и обусловленный. Константность и аконстантность зрительного восприятия.
Предметный или локальный цвет – это цвет, в который окрашен предмет при рассеянном освещении в пасмурный день, т.е. тот цвет, который не претерпевает изменения под действием освещения, окружающей среды, рефлексов или удаления.
Однако в природе собственную одноцветную окраску предметов и объектов увидеть сложно. Сохраняя относительное постоянство, собственный цвет предметов и объектов в природе обязательно изменяется под воздействием следующих факторов:
Контрастного взаимовлияния соседних цветов
Св-ств рассматриваемого предмета и его поверхности
Воздушной среды и расстояния
Силы и спектрального состава прямого и отражённого света
Влияние этих факторов превращает собственный цвет предметов и объектов в цвет обусловленный. Поэтому все основные цвета предметов в природе мы видим с многочисленными цветовыми оттенками. К условному цвету собственной окраски предметов надо обязательно добавить краски цвета освещения, окружающих предметов и среды. В противном случае изображаемый предмет будет выглядеть безжизненным, отвлечённым, вне связи с окружающей средой.
Константность восприятия.
Цвет деревьев, находящихся на разных расстояниях от нас меняется. (в силу воздушной перспективы). Но мы не всегда отмечаем это в своем сознании. Как известно, что цвет деревьев – зеленый, и мы «видим» его таким, независимо от расстояния, т.к. наши восприятия и представления основываются не только на зрительных отношениях, но и на прошлом опыте, на многообразной жизненной практике. Воспринимая, мы видим не просто пятна разной величины, светлоты и цвета, а вещи, которым присущи форма и цвет. Психологи называют это явление контрастностью восприятия. Аконстантность – когда мы можем воспринимать изображение именно так, как его видит наш глаз, видеть пространственные изменения цвета и тона, линий и форм и пр.
- 1. Академический рисунок как методическая система обучения изобразительному искусству.
- 2. Что такое конструктивная основа формы? “Конструкция” рисунка. (Приведите пример).
- 3. Вспомогательные линии построения формы. Их значение.
- 4. Основные закономерности воздушной и линейной перспективы.
- 6. Закономерности построения формы тоном. Объяснение основных понятий рисования тоном.
- 7. Цели и задачи длительных рисунков и набросков. Их отличительные особенности.
- 8. Изобразительные и выразительные свойства графических материалов.
- 9. Виды рисунков. Их назначение и отличительные особенности.
- 10. В чём проявляется выразительность учебного рисунка.
- 12 Средства композиции в изо
- 13.Что такое композиция. Какова ее роль в понимании и создании художественного образа в различных видах искусства. Литература по композиции.
- 14. Основные задачи при изображении с натуры натюрморта, пейзажа. Особенности живописи в мастерской и на пленере.
- 15. Как передаются в живописи объёмные, пространственные и материальные качества объектов. Литература по живописи.
- 16. Назовите составные элементы цветового строя живописного изображения, его колорита. Основные исследования по колориту.
- 17. Цвет предметный и обусловленный. Константность и аконстантность зрительного восприятия.
- 18. Как применяются светлотный и цветовой камертон в живописи? Метод н.П. Крымова – художника-педагога.
- 19. Основные цветовые системы. Какие цвета называются контрастными или дополнительными. Тёплые и холодные цвета.
- 20. Как выделяется в живописи композиционный центр. Основные этапы компоновки при выполнении этюда с натуры.
- 21. Закономерности построения в станковой картине. Средства, применяемые для решения композиции