14. Основные задачи при изображении с натуры натюрморта, пейзажа. Особенности живописи в мастерской и на пленере.
Термин натюрморт происходит от французского термина – “мёртвая природа” и обозначает изображение предметов быта, фруктов и овощей, животных и птиц. Натюрморт является самостоятельным видом изобразительного искусства, утверждающим поэзию и красоту мира будничных вещей. Каждый натюрморт должен быть организован тематически, составлен композиционно – по форме, размеру, характеру предметов, их цветовым соотношениям и ритмике. Каждая постановка должна включать и эстетические компоненты.
Н является самостоятельным видом ИЗО, утверждающим поэзию и красоту повседневных вещей. Рисование Н с натуры предполагает решение нескольких задач-1.определение пропорций,2.взаимное расположение предметов в простр,3.правильное построение персп-вы,4.лепка светотенью объемной формы каждого предм,5.передача пропорциональных натуре тоновых отношений между предм,6.оптическая цельность и композиционное единство изображения. Построение начинается с обобщенной группы всех предметов, масштаба и места по отношению к формату, затем определяем пропорцию предметов, перспективу каждого отдельного предмета и взаимное расположение. При размещении предмета на плоскости важно построить его основание (чтобы не повиснуть или врезаться).Строя предмет надо воспринимать его как объем, как массу формы, а не как контур, слегка прокладывая тени. Когда предметы построены и нанесены границы падающих и собственных теней, переходим к более детальному светотеневому изображению каждого предмета, передаче объема, материала. Рисуя с натуры, надо следить за отношениями предметов не только по величине и силе цвета ,но и по четкости и контрастности границ поверхностей предмета. Кроме передачи правильных светотеневых отношений между различными поверхностями, надо тщательно вылепить светотенью объемную форму каждого предмета (свет, полутень, тень, рефлекс)Последняя стадия-обобщение рисунка(удаление несуществующих деталей, проверка тоновых отношений, уточнение воздушной перспективы, выделение оптического или композиционного центра.
Прежде чем писать П, необходимо научиться рисовать его отдельные детали. Убедительность и выразительность изображения зависит от умения художника рисовать элементы Пейзажа, прорабатывать форму основных его объектов и деталей (деревья, облака, горы, многоплановый рельеф). Без такого умения деревья будут получаться одинакового вида, земля, облака, лес вдали будут выглядеть приблизительным пятном, мертвой, маловыразительной схемой. Изображение П требует самого тщательного изучения природы. Каждая порода деревьев, как и каждое дерево в отдельности, имеет свое строение и свой тон. Рисование П требует твердых знаний линейной и воздушной перспективы. Они дополняют одна другую. Все предметы с удалением не только уменьшаются по величине, они как бы тают в воздушной среде, приобретают менее четкие очертания и меньшую силу света и тени, т.е. контрастность. Чем ближе предмет, тем больше видно на них подробностей. Рисунок, выполненный без учета воздействия перспективы, пространственных изменений предметов, будет плоским. Большую роль играет передача освещения. В различное время суток П меняет свои очертания. Утром контуры окутаны дымкой, надо стушевать контуры заднего плана, слегка подчеркнуть передний. Вечером, обратное явление- все предметы на фоне неба вырисовывается отчетливо. Контраст света и тени различен в солнечный и облачный день, утром и в полдень, вечером и в темную ночь.
Каких либо отдельных правил процесса рисования с натуры П или его отдельных элементов не существует. Подход такой же, как при рисовании любого предмета с натуры. Так же как при рисовании отдельных предметов или натюрморта, в начале намечаем общую форму, ее пропорции, строение, а затем постепенно разрабатываем детали, соблюдая правила светотени и тоновых отношений.
Писать на пленере этюды менее сложно, чем картину в мастерской. Однако к этюдам стоит относится очень серьезно, используя их как средство совершенствования проф. мастерства. Задумав создать П- картину, живописец пишет натурные этюды, в которых отражается наблюдение и впечатление. Работа над П - картиной непосредственно с натуры представляет собой значительно более сложный творческий процесс, нежели выполнение этюдов как подсобного материала на пленере.
- 1. Академический рисунок как методическая система обучения изобразительному искусству.
- 2. Что такое конструктивная основа формы? “Конструкция” рисунка. (Приведите пример).
- 3. Вспомогательные линии построения формы. Их значение.
- 4. Основные закономерности воздушной и линейной перспективы.
- 6. Закономерности построения формы тоном. Объяснение основных понятий рисования тоном.
- 7. Цели и задачи длительных рисунков и набросков. Их отличительные особенности.
- 8. Изобразительные и выразительные свойства графических материалов.
- 9. Виды рисунков. Их назначение и отличительные особенности.
- 10. В чём проявляется выразительность учебного рисунка.
- 12 Средства композиции в изо
- 13.Что такое композиция. Какова ее роль в понимании и создании художественного образа в различных видах искусства. Литература по композиции.
- 14. Основные задачи при изображении с натуры натюрморта, пейзажа. Особенности живописи в мастерской и на пленере.
- 15. Как передаются в живописи объёмные, пространственные и материальные качества объектов. Литература по живописи.
- 16. Назовите составные элементы цветового строя живописного изображения, его колорита. Основные исследования по колориту.
- 17. Цвет предметный и обусловленный. Константность и аконстантность зрительного восприятия.
- 18. Как применяются светлотный и цветовой камертон в живописи? Метод н.П. Крымова – художника-педагога.
- 19. Основные цветовые системы. Какие цвета называются контрастными или дополнительными. Тёплые и холодные цвета.
- 20. Как выделяется в живописи композиционный центр. Основные этапы компоновки при выполнении этюда с натуры.
- 21. Закономерности построения в станковой картине. Средства, применяемые для решения композиции