Лиризм и драматизм
В постепенном переходе от горизонталей к свободным нецентрированным прямым их холодный лиризм столь же постепенно вбирает все больше тепла, так что в итоге приобретает определенный оттенок драматизма. Но лирическое в нем по-прежнему преобладает, – весь мир прямых лиричен, что объясняется воздействием единственной внешней силы. Драматическое же заключает в себе помимо звука перемещения (в упомянутых случаях с нецентрированными прямыми) еще и звук столкновения, требующий как минимум двух сил.
Действие двух сил в области прямых может осуществляться двумя способами:
1) обе силы высвобождаются – чередующееся воздействие;
2) обе силы действуют вместе – одновременное воздействие.
Ясно, что второй способ более темпераментен и потому более «горяч», особенно же потому, что он может быть рассмотрен как результат действия множества освобожденных сил.
В соответствии с ним нарастает и драматизация, вплоть до образования ярко выраженных драматических линий.
Итак, мир линий включает в себя решительно все оттенки выразительности – от холодного лиризма первоначально до жаркого драматизма в конце.
ЛИНЕАРНЫЙ ПЕРЕВОД
Безусловно, всякое проявление внешнего во внутреннем мире может получить линеарное выражение – своего рода перевод 20.
Результаты, соответствующие этим двум видам, таковы:
Точка | Силы: 1) две чередующиеся 2) две одновременные | Результаты: Ломаные линии Кривые линии. |
ЛОМАНЫЕ
Ломаные линии или линии с углами
Поскольку ломаные линии составлены прямыми, то они относятся к рубрике 1, ко второму ее классу – В.
Ломаная возникает под давлением двух сил следующим образом (рис. 24):
Рис. 24
УГОЛ
Простейшие формы ломаных состоят из двух частей и являются результатом двух сил, направивших свое действие на одно-единственное столкновение. Этот простой процесс приводит, однако, к важным различиям между прямыми и ломаными: у ломаных возникает значительно больший контакт с плоскостью, и ломаная заключает нечто плоскостное уже в себе самой. Плоскость здесь еще только зарождается, и ломаная становится ее опорой. Разница между бесчисленными [видами] ломаных состоит исключительно в величине угла, в связи с чем можно выделить три типа:
а) с острым углом – 45°,
б) с прямым углом – 90°,
в) с тупым углом – 135°.
Дальнейшие [ломаные] произведены нетипичными острыми или тупыми углами, которые большим или меньшим числом градусов отклоняются от типичных. А к трем первым ломаным может быть присоединена еще и четвертая – не-схематическая ломаная:
г) со свободным углом, вследствие чего эту ломаную следует обозначить как свободную ломаную.
Прямой угол одинок в своем роде и изменяет лишь направление. Среди соприкасающихся прямых углов возможны лишь четыре варианта – либо они касаются углами, образуя крест, либо образуют прямоугольные плоскости в соприкосновении расходящихся сторон – в наиболее «правильном» случае – квадрат.
Горизонтально-вертикальный крест состоит из одной теплой и одной холодной линии – это не что иное, как центрированное расположение горизонтали и вертикали. Отсюда – тепло-холодная или холодно-теплая температура прямого угла – в зависимости от его направления, о чем подробнее в разделе «Основная плоскость».
ДЛИНЫ
Дальнейшее различие между простыми ломаными состоит в соотношении длин их отдельных отрезков – обстоятельство, заметно видоизменяющее первоначальное звучание этих форм.
АБСОЛЮТНОЕ ЗВУЧАНИЕ
Абсолютное звучание данных форм зависит от трех условий и изменяется в дальнейшем как:
1. звучание прямой с упомянутыми изменениями (рис. 25),
Рис. 25. Некоторые ломаные
2. звучание тяготения к более или менее непосредственному напряжению (рис. 26), и
Рис. 26.
3. звучание тяготения к большему или меньшему захвату плоскости (рис. 27).
Рис. 27.
ТРЕЗВУЧИЕ
Эти три звучания могут образовать чистое трезвучие. Они могут также быть использованы поодиночке или попарно, в зависимости от общей конструкции: все три звука никогда не умолкают совершенно, при этом один или другой могут в такой степени заглушать другие, что они становятся едва слышными.
Наиболее объективный из трех типичных углов – это прямой, который также является и наиболее холодным. Он делит квадратную плоскость на четыре части без остатка.
Наиболее напряженным является острый угол – он же и наиболее теплый. Он без остатка дробит плоскость на восемь частей. Превышение прямого угла приводит к ослаблению напряжения вперед, тяга к захвату плоскости соответственно нарастает. Эта жажда сдерживается лишь тем, что тупой угол не в состоянии разделить всю плоскость без остатка: он дважды разворачивается на ней и оставляет сектор в девяносто градусов неохваченным.
ТРИ ЗВУЧАНИЯ
В этом корреспондируют три различных звучания трех различных форм:
1. холодное и сдержанное,
2. острое и высокоактивное и
3. беспомощное, слабое и пассивное.
Эти три звучания, а с ними три угла предлагают прекрасный графический перевод художественного творчества:
1. острое и высокоактивное внутреннего мышления (видение),
2. прохладное и сдержанное виртуозного изложения (воплощение) и
3. неудовлетворенное чувство и осознание собственной слабости после оконченной работы (называемое у художников «похмельем»).
ЛОМАНЫЕ И ЦВЕТА
Выше говорилось о четырех прямых углах, образующих квадрат. Взаимосвязи с живописными элементами здесь едва уловимы, однако параллель ломаных с [определенными] цветами не может остаться необозначенной. Тепло-холодное квадрата и его безусловно плоскостная природа являются прямым указанием на красный, который представляет собой промежуточную ступень между желтым и синим и заключает в себе тепло-холодные свойства 21. Не случайно в последнее время так часто встречается красный квадрат. Очевидно, не совсем безосновательно прямой уголсопоставляется с красным.
Под видом г) ломаных необходимо отметить один особенный угол, лежащий между прямым и острым, – угол в 60 градусов (прямой –30, а острый +15). Когда два подобных угла обращены друг к другу разворотами, они создают равнобедренный треугольник – три острых активных угла – и указывают на желтый 22. Так, острый угол внутренне окрашен желтым.
Тупой угол постепенно лишается агрессии, остроты, тепла, и в этом он отдаленно сродни не имеющей углов линии, которая, как будет показано позже, образует третью первичную схематическую форму плоскости – круг. А пассивное начало тупого угла, практически утраченная устремленность вперед, придает этому углу легкий синий оттенок.
Здесь можно обозначить следующие взаимосвязи: чем острее угол, тем ближе он к пределу тепла, и наоборот, с постепенным убыванием тепла после красного прямого угла все сильнее тяготение к холоду, вплоть до возникновения тупого угла в 150 градусов, типично синего угла, являющегося предчувствием кривой и имеющего конечной целью круг.
Этот процесс может получить следующее графическое выражение:
Рис. 28. Система типичных углов, цветов | Рис. 29. Меры углов |
Так складываются:
A V В B V | ... | желтый | острый угол |
А IV В В IV | ... | оранжевый | |
А III В В III | ... | красный | прямой угол |
А II В В II | ... | фиолетовый | тупой угол |
А I В В I | ... | синий |
Следующий скачок в 30° – это переход от ломаных к прямым:
А В С | ... | черный | Горизонталь |
Поскольку типичные углы, развиваясь, могут превращаться в плоскости, естественно, проявляются дальнейшие отношения между линией – плоскостью – цветом. Так можно выстроить следующую схематическую версию линеарно-плоскостно-цветовых взаимосвязей:
- Введение
- Внешнее – внутреннее
- История искусства
- Элементы
- Путь исследования
- Задача этого сочинения
- Геометрическая точка
- На границе
- Число элементов в произведении
- Природа
- Фактура
- Абстрактное искусство
- Температура
- Образование плоскости
- 4. Свободные прямые (неуравновешенные):
- Цвета: желтый и синий
- Черный и белый
- Лиризм и драматизм
- Плоскость и цвет
- Линия и цвет
- Интернациональные художественные институты
- Сложные ломаные
- 1. Простая кривая.
- Волнообразные
- Внешние границы
- Комплексы линий
- Техника
- Конструктивизм
- Природа
- Геометрическое и свободное построение
- Тематическое построение
- Искусство и природа
- Графика
- Гравюра на дереве
- Линия в живописи
- Литография
- Основная плоскость
- Квадрат
- 1. В случае «драматизации»
- Правое и левое
- Форматы
- Тяжесть
- Примеры
- Вопрос формы и культура
- Лиризм. Драматизм
- Различные углы
- Круглая форма
- Дематериализованная плоскость
- Зритель
- Цель теории