logo
Кандинский

Волнообразные

Усложненная, или волнообразная, кривая может состоять из:

1. геометрических элементов окружности,

2. из свободных элементов,

3. из различных комбинаций обоих упомянутых.

Эти три вида исчерпывают все формы кривых. Несколько примеров подтверждают это правило.

Кривая – геометрически волнообразная.

Равновеликий радиус – равномерное чередование позитивного и негативного давления. Горизонтальная протяженность с чередующимися напряжениями и спадами (рис. 41).

Кривая – свободно волнообразная.

Рис. 41   

Отклонение от вышеназванной с такой же горизонтальной протяженностью:

исчезает геометрический облик,

позитивное и негативное давление в неравномерном чередовании, причем первое имеет большое преимущество над вторым (рис. 42).

Рис. 42   

Кривая – свободно волнообразная.

Отклонение увеличивается. Чрезвычайно напряженная борьба между обеими силами. Позитивное давление достигает значительной высоты (рис. 43).

Рис. 43   

Кривая – свободно волнообразная.

Вариация последней:

высшая точка ориентирована влево – поддавшись энергичному натиску негативного давления,

акцентирование высоты благодаря утолщению линии – нажим (рис. 44).

Рис. 44   

Кривая – свободно волнообразная.

После первого восхождения по направлению влево – мгновенный направленный [разряд] мощного напряжения вверх и вправо. Спад – кругообразный влево. Четыре изгиба энергично подчинены движению снизу слева направо вверх 32 (рис. 45).

Рис. 45   

Кривая – геометрически волнообразная.

В противоположность верхней геометрически волнообразной (рис. 41) – чистое восхождение с незначительными отклонениями вправо и влево. Внезапное ослабление волны приводит к усилению вертикального напряжения. Радиус снизу вверх – 4, 4, 4, 2, 1 (рис. 46).

Рис. 46   

ВОЗДЕЙСТВИЯ

Результат в приведенных примерах достигается при наличии двух условий:

1. комбинации активного и пассивного давления,

2. содействия звука направления,

и к этим двум факторам звучания можно присоединить

3. нажим самой линии.

НАЖИМ

Нажим линии является плавным или внезапным увеличением или ослаблением силы. Простой пример избавляет от подробных объяснений:

Рис. 47. Восходящая геометрическая кривая

Рис. 48. Та же кривая с планомерным уменьшением нажима и, соответственно, с нарастающим напряжением вверх

Рис. 49. Произвольные нажимы на свободной кривой

ЛИНИЯ   И   ПЛОСКОСТЬ

Утолщения, в особенности на короткой прямой, находятся в зависимости от увеличения размеров точки; и здесь вновь возникает вопрос, не имеющий точного ответа: «Когда умирает линия как таковая и на свет появляется плоскость?» Как ответить на вопрос: «Когда заканчивается река и начинается море?»

Границы неясны и подвижны. Здесь все зависит от пропорций, так же как это было с точкой: относительное сводит звучание абсолютного к неотчетливо-ослабленному. На практике это приближение-к-самой-границе выражается намного отчетливее, чем в чистой теории 33. Это приближение-к-самой-границе – мощное средство выразительности, могучее орудие (в итоге – элемент) для решения композиционных задач.

Это средство, в случаях крайней скованности основных элементов композиции, сообщает им некую вибрацию, разряжает застылую атмосферу целого и может, примененное с избыточной силой, привести к отторжению излишеств. В любом случае здесь мы еще полностью зависим от чувства.

Общепринятое разделение на линию и плоскость оказывается невозможным – факт, обусловленный недостаточно развитым состоянием живописи, ее почти зачаточным сегодня существованием, а быть может, самой природой этого искусства 34.