Волнообразные
Усложненная, или волнообразная, кривая может состоять из:
1. геометрических элементов окружности,
2. из свободных элементов,
3. из различных комбинаций обоих упомянутых.
Эти три вида исчерпывают все формы кривых. Несколько примеров подтверждают это правило.
Кривая – геометрически волнообразная.
Равновеликий радиус – равномерное чередование позитивного и негативного давления. Горизонтальная протяженность с чередующимися напряжениями и спадами (рис. 41).
Кривая – свободно волнообразная.
Рис. 41
Отклонение от вышеназванной с такой же горизонтальной протяженностью:
исчезает геометрический облик,
позитивное и негативное давление в неравномерном чередовании, причем первое имеет большое преимущество над вторым (рис. 42).
Рис. 42
Кривая – свободно волнообразная.
Отклонение увеличивается. Чрезвычайно напряженная борьба между обеими силами. Позитивное давление достигает значительной высоты (рис. 43).
Рис. 43
Кривая – свободно волнообразная.
Вариация последней:
высшая точка ориентирована влево – поддавшись энергичному натиску негативного давления,
акцентирование высоты благодаря утолщению линии – нажим (рис. 44).
Рис. 44
Кривая – свободно волнообразная.
После первого восхождения по направлению влево – мгновенный направленный [разряд] мощного напряжения вверх и вправо. Спад – кругообразный влево. Четыре изгиба энергично подчинены движению снизу слева направо вверх 32 (рис. 45).
Рис. 45
Кривая – геометрически волнообразная.
В противоположность верхней геометрически волнообразной (рис. 41) – чистое восхождение с незначительными отклонениями вправо и влево. Внезапное ослабление волны приводит к усилению вертикального напряжения. Радиус снизу вверх – 4, 4, 4, 2, 1 (рис. 46).
Рис. 46
ВОЗДЕЙСТВИЯ
Результат в приведенных примерах достигается при наличии двух условий:
1. комбинации активного и пассивного давления,
2. содействия звука направления,
и к этим двум факторам звучания можно присоединить
3. нажим самой линии.
НАЖИМ
Нажим линии является плавным или внезапным увеличением или ослаблением силы. Простой пример избавляет от подробных объяснений:
Рис. 47. Восходящая геометрическая кривая | |
Рис. 48. Та же кривая с планомерным уменьшением нажима и, соответственно, с нарастающим напряжением вверх | |
Рис. 49. Произвольные нажимы на свободной кривой |
ЛИНИЯ И ПЛОСКОСТЬ
Утолщения, в особенности на короткой прямой, находятся в зависимости от увеличения размеров точки; и здесь вновь возникает вопрос, не имеющий точного ответа: «Когда умирает линия как таковая и на свет появляется плоскость?» Как ответить на вопрос: «Когда заканчивается река и начинается море?»
Границы неясны и подвижны. Здесь все зависит от пропорций, так же как это было с точкой: относительное сводит звучание абсолютного к неотчетливо-ослабленному. На практике это приближение-к-самой-границе выражается намного отчетливее, чем в чистой теории 33. Это приближение-к-самой-границе – мощное средство выразительности, могучее орудие (в итоге – элемент) для решения композиционных задач.
Это средство, в случаях крайней скованности основных элементов композиции, сообщает им некую вибрацию, разряжает застылую атмосферу целого и может, примененное с избыточной силой, привести к отторжению излишеств. В любом случае здесь мы еще полностью зависим от чувства.
Общепринятое разделение на линию и плоскость оказывается невозможным – факт, обусловленный недостаточно развитым состоянием живописи, ее почти зачаточным сегодня существованием, а быть может, самой природой этого искусства 34.
- Введение
- Внешнее – внутреннее
- История искусства
- Элементы
- Путь исследования
- Задача этого сочинения
- Геометрическая точка
- На границе
- Число элементов в произведении
- Природа
- Фактура
- Абстрактное искусство
- Температура
- Образование плоскости
- 4. Свободные прямые (неуравновешенные):
- Цвета: желтый и синий
- Черный и белый
- Лиризм и драматизм
- Плоскость и цвет
- Линия и цвет
- Интернациональные художественные институты
- Сложные ломаные
- 1. Простая кривая.
- Волнообразные
- Внешние границы
- Комплексы линий
- Техника
- Конструктивизм
- Природа
- Геометрическое и свободное построение
- Тематическое построение
- Искусство и природа
- Графика
- Гравюра на дереве
- Линия в живописи
- Литография
- Основная плоскость
- Квадрат
- 1. В случае «драматизации»
- Правое и левое
- Форматы
- Тяжесть
- Примеры
- Вопрос формы и культура
- Лиризм. Драматизм
- Различные углы
- Круглая форма
- Дематериализованная плоскость
- Зритель
- Цель теории