Природа
Использование линии в природе чрезвычайно многообразно. С этой темой, достойной отдельного изучения, может справиться лишь синтетический естествоиспытатель. Для художников же было бы особенно важно увидеть, как в независимом царстве природы применяются первоэлементы: какие элементы принимаются во внимание, какими свойствами они обладают и каким образом происходят соединения. Композиционные законы природы открывают для художника не возможность для внешнего подражания (в чем он нередко видит основной смысл природных законов), а возможность сопоставить с этими законами законы искусства. И в этом определяющем для абстрактного искусства пункте уже сейчас открывается закон со- и противопоставления, выдвигающий два принципа – принцип параллели и принцип контраста, как это уже показывалось в сочетаниях линий. Таким образом, обособившиеся и независимо существующие законы двух крупных царств – искусства и природы – приведут в итоге к осознанию всеобщего закона мировой композиции и раскроют причастность обеих сфер к высочайшему синтетическому порядку: внешнего + внутреннего.
Этот фактор проявлялся до сих пор исключительно в абстрактном искусстве, осознавшем свои права и обязанности и не цепляющемся более за внешнюю оболочку природных явлений. Мы не отрицаем здесь, что эта внешняя оболочка в «предметном» искусстве подчинена внутреннему назначению, однако остается невозможным полностью воплотить внутреннюю сущность одного мира во внешности другого.
Линия встречается в природе в бесчисленном множестве явлений: в минеральном, растительном, животном мирах. Схематичное строение кристалла (рис. 71) – чисто линейное образование (например, в плоскостной форме – кристаллы льда).
Рис. 71. «Трихиты» – волосообразные кристаллы. «Кристаллический скелет»
Растения в своем развитии от семени – к корню (вниз), вплоть до пробивающегося стебля (вверх) 42 проходят путь от точки до линии (рис. 73), что в дальнейшем приводит к усложняющимся комплексам линий, к самостоятельным линеарным конструкциям, как в ткани листа или в эксцентрической конструкции хвойных деревьев (рис. 74).
Рис. 73. Передвижения в воде растительных «жгутиковых» Рис. 74. Цветы клематиса
Органично линейное строение ветвей, исходя из того же основного принципа, демонстрирует самые разнообразные сочетания (например, среди деревьев: ель, фиговое дерево, финиковая пальма или запутанные комплексы лиан либо иных змеевидных растений). Некоторые комплексы обладают при этом ясной, четкой геометрической формой и живо напоминают геометрические конструкции, которые, как, например, поразительное образование – паутина, произведены животными.
Рис. 75. Линеарное образование молнии
- Введение
- Внешнее – внутреннее
- История искусства
- Элементы
- Путь исследования
- Задача этого сочинения
- Геометрическая точка
- На границе
- Число элементов в произведении
- Природа
- Фактура
- Абстрактное искусство
- Температура
- Образование плоскости
- 4. Свободные прямые (неуравновешенные):
- Цвета: желтый и синий
- Черный и белый
- Лиризм и драматизм
- Плоскость и цвет
- Линия и цвет
- Интернациональные художественные институты
- Сложные ломаные
- 1. Простая кривая.
- Волнообразные
- Внешние границы
- Комплексы линий
- Техника
- Конструктивизм
- Природа
- Геометрическое и свободное построение
- Тематическое построение
- Искусство и природа
- Графика
- Гравюра на дереве
- Линия в живописи
- Литография
- Основная плоскость
- Квадрат
- 1. В случае «драматизации»
- Правое и левое
- Форматы
- Тяжесть
- Примеры
- Вопрос формы и культура
- Лиризм. Драматизм
- Различные углы
- Круглая форма
- Дематериализованная плоскость
- Зритель
- Цель теории