1. Человек как главная составляющая культуры. «Проблема человека». Антропоцентристское начало в представлениях о культуре.
1. Главным и единственным всеобъемлющим началом рассуждений о культуре всегда и везде становится человек – его особое положение в окружающем мире, его деятельность, продукты этой деятельности.
Таким образом, только в культуре и только через культуру человек становится и продолжает быть человеком. Именно это делает необходимым изучение, понимание культуры как глобального феномена человеческого образа жизни.
Приблизительно с 5 века до н.э. появляются первые учения, в которых делается попытка представить, понять или объяснить сущность человека. Видимо, это время следует считать и началом первых культурфилософских открытий, которые затем, много позже, будут положены в основу новой науки, названной культурологией. Правда, чуть позже мы скажем, что само слово «культура» появилось намного раньше и его смысл был, конечно же, отдален от современного понимания культуры и ее сущностных свойств.
В Древнем Китае, например, считалось, что «меж небом и землей человек драгоценнее всего». Такое высокое отношение к человеку объяснялось тем, что человек таит в себе природу пяти движущих начал – воды, земли, огня, дерева и металла.
Только эпоха Возрождения осмыслила человека как существо свободное, всесторонне развитое. Развитие наук и расширение знаний о мире сформировали представление о человеке, главная способность которого – РАЗУМ. Рене Декарт считал, что разум освободит человека от страстей, сделает его разумным. Только тогда человек сможет достичь счастья. Декарт писал, что человеку следует «иметь твердое и постоянное решение исполнять все, советуемое рассудком, не поддаваясь страстям и влечениям»
В ХХ веке феномен человека все глубже анализируется с точки зрения его биологического состояния. В то же время вопрос о социальной сущности человека также остается актуальным. Зигмунд Фрейд считал, что социальные нормы, запреты, принятые в цивилизованном обществе, загоняют человека в тупик, из которого нет выхода.
В русской философской мысли творчество рассматривалось как пространство бытия человека. Религиозные философы Владимир Соловьев, Николай Бердяев, Семен Франк видели сущность человека в его творческом начале, в том, что он является частью Бога – творца и поэтому всегда выступает как создатель.
-
Содержание
- 1. Человек как главная составляющая культуры. «Проблема человека». Антропоцентристское начало в представлениях о культуре.
- 2. Эволюция мировоззренческих представлений о культуре.
- 3. Многообразие представлений о культуре, их систематизация. Понятие культуры, ее системные характеристики.
- Методологические основания культурологического знания.
- Культура и история. Культурология и история культуры. Социальная культурология и социология культуры.
- Научный статус культурологии. Место культурологии в социогуманитарном знании.
- Функции культуры, их общая характеристика.
- Особенности функционального направления в изучении культуры. Витальные функции культуры. Концепция жизненных сил культуры.
- Культура и цивилизация: общее и различное.
- Культурные пережитки, их специфические черты и свойства. Особенности пережитков в современной культуре.
- 11.Культура как система коммуникаций. Языки культуры, культурные знаки и коды.
- 12.Уровни и механизм взаимодействия культур. Уровни взаимодействия культур
- Этнический уровень
- Национальный уровень.
- Цивилизационный уровень.
- Механизм взаимодействия культур
- 13.Принципы межкультурного общения и взаимопонимания.
- Специфика материальной культуры человечества. Роль материальной культуры в цивилизациогенезе. Первобытность как источник материальной культуры.
- Особенности духовной культуры. Духовная жизнь человека.
- Культурные нормы, их основные функции. Социальная сущность культурных норм.
- Основные виды культурных норм, их классификации.
- Нормативная система культуры. Понятия кризиса, застоя культуры и культурной аномии.
- Культурные ценности. Этапы их формирования, особенности трансформации. Аксиологическое начало в представлениях о культуре.
- Ценности и ценностные ориентации. Социокультурный механизм действия ценностей.
- Классификация ценностей.
- Основные формы распространения культуры, принципы их возникновения и развития.
- Главные процессы динамики культуры, их характеристика. Культурная динамика и статика.
- Многообразие типологий культур.
- Культура и личность. Современная проблема маргинализации культуры.
- Культура в жизни общества: социокультурная регуляция и деструкция.
- Консолидация общества и культурная локализация.
- Экологические проблемы и культура.
- Культурные ипостаси социализации личности. Социализация и инкультурация. Культура и личность. Социализация и инкультурация
- Современная массовая культура: источники ее появления и развития.
- Культура и эстетическая деятельность человека. Культура, искусство и художественное творчество.
- 4. Эстетическая деятельность и искусство
- Национальный характер, менталитет, толерантность. Роль культуры в формировании этнонациональной самобытности.
- Культурные традиции. Их сохранение, развитие.
- Преобразующая деятельность человека и общества в культуре.
- Культура и религия. Типы мировых религий.
- Новые технологии и культура. Культура и техника.