Методологические основания культурологического знания.
Выделяются следующие методологические подходы. Это детерминистский подход: дает самый общий взгляд на культуру. В его ракурсе культура – это одна из систем, все внутренние явления и процессы которой обусловлены воздействием внешних факторов и возникают как ответ на эти явления. Системный подход: трактует культуру как самодостаточную, самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему, а все внешние факторы служат ей лишь «средой». Структурно-функциональный подход: его основная направленность на структурные составляющие и функциональные зависимости внутри системы. Здесь сама культура рассматривается как среда существования структурных элементов. Наконец, интерпретативный подход: соответствует самому широкому взгляду на культуру – исследование культурных событий, символизирующих определенные факты действительности.
ДЕТЕРМИНИСТСКИЙ.
А. Географический детерминизм: исследует влияние природных факторов окружающей среды – ландшафта, климата, наличия водных ресурсов, характера флоры и фауны на специфику культурного бытия.
Природные явления рассматриваются как причины, влияющие на образ жизни народа и его темперамент, на особенности народного характера и менталитета (в традиционной русской культуре эти особенности составляют основу разделения оседлой и кочевой культур).
По мысли Л.И.Мечникова, культуры возникают в долинах великих рек: Нил – египетская культура; Хуанхэ и Янцзы – китайская, Инд и Ганг – индийская, Тигр и Евфрат – месопотамская.
Б. Технический детерминизм: раскрывает роль техники по отношению к культуре.
В античной культуре появилось такое понятие как ТЕХНЭ – росток человеческой материальной культуры – уже тогда возникновение культуры было детерминировано техническими достижениями общества. С этой поры проявилась следующая тенденция: качественное состояние культуры зависит от уровня развития техники.
Представители этого подхода даже периодизацию социокультурного развития человечества связывают с техническими достижениями.
В. Психический детерминизм (представители – З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм, Г.Маркузе и др.) обосновывает приоритетную регулирующую роль индивидуального и коллективного бессознательного в возникновении и существовании культуры.
Культура видится как совокупность результатов насилия человека над самим собой, над своей природной сущностью.
Коллективное бессознательное, по Юнгу, есть источник культуры и двигатель ее развития.
СИСТЕМНЫЙ.
А. Учение Н.Я. Данилевского о культурно-исторических типах. Основные положения:
- неразрывная связь народа и культуры;
- заметные различия в способностях и задатках народов и вследствие этого разная акцентированность их культур;
- плюрализм культурного развития, достигаемый отказом от европоцентризма, признание равноценности исторического бытия самобытных культур.
Б. Концепция культурных суперсистем П.Сорокина:
- ядро культурной системы составляют ценности, определяющие направленность всех форм духовности;
- методологически важным в его концепции является способ типизации культур на основании 3-х критериев: 1) господствующие представления о реальности; 2) приоритетные потребности; 3) способы удовлетворения этих потребностей. Выделяются:
идеационный тип культур: 1) признание сверхчувственной природы реальности; 2) приоритет духовных потребностей над материальными; 3) внутреннее духовное самосовершенствование как способ их удовлетворения.
Чувственный тип культур: 1) признание чувственной природы реальности; 2) приоритет материальных потребностей над духовными; 3) преобразование окружающей среды как способ их удовлетворения.
Идеалистический тип культур: 1) равноправие двух планов бытия – сверхчувственного и чувственного; 2) функциональная приоритетность духовных потребностей без особых ограничений потребностей материальных; 3) преобразующая деятельность человека в природе и внутреннем мире.
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ.
А. Символический структурализм (Ф. де Соссюр, К.Леви-Строс): условие благополучия культуры – соответствие структур реальной жизни глубинным структурам бессознательного.
Б. Структурный функционализм (Т.Парсонс): культуры рассматриваются с двух позиций: 1) значение культуры для всей социальной системы; 2) культуры – автономные и структурные системы.
От этой формы структурно-функционального подхода идет традиция выделять «институты культуры», «технологии усвоения культурных образцов», рассматривают культуру как посредника между личностью и социальными системами.
Функционализм позволил избавиться от идеологического неприятия неевропейских культур, рассматриваемых как «примитивные» и «слаборазвитые».
В. Социально-антропологический функционализм: Б. Малиновский.
ИНТЕРПРЕТАТИВНЫЙ.
А. Символический интеракционизм: теория символов разрабатывается в различных гуманитарных науках. Все формы общественной деятельности пронизаны символикой (Фрейд, Юнг, Кассирер). В ходе символического взаимодействия (интеракционизма) индивид осваивает выработанные в обществе образы и смыслы, тем самым воспринимает мотивы и стремления других людей и формирует собственные.
Эрнст Кассирер (1874-1945) в книге «Введение в философию культуры» приходит к выводу, что символ – это ключ к природе человека. «Человек, - пишет Кассирер, - живет отныне не только в физическом, но и в символическом универсуме. Язык, миф, искусство, религия – части этого универсума, те разные нити, из которых сплетается символическая сеть, сложная ткань человеческого опыта…»
Б. Культурвитализм – концепция жизненных сил культуры. Здесь культура понимается как органическая система, субъект исторической жизни человеческого сообщества, индивидуальность, имеющая специфический строй присущих любой культуре универсальных черт.
Культурвитализм в понимании сущности культуры подчеркивает немеханический характер развития культурной системы; кроме того, такое понимание является традиционным для русской научной мысли и значит, отражает русскую традицию «цельного знания», предполагающую познание мира «цельным духом» в единстве логического и интуитивного, рационально-понятийного и чувственно-образного.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Человек как главная составляющая культуры. «Проблема человека». Антропоцентристское начало в представлениях о культуре.
- 2. Эволюция мировоззренческих представлений о культуре.
- 3. Многообразие представлений о культуре, их систематизация. Понятие культуры, ее системные характеристики.
- Методологические основания культурологического знания.
- Культура и история. Культурология и история культуры. Социальная культурология и социология культуры.
- Научный статус культурологии. Место культурологии в социогуманитарном знании.
- Функции культуры, их общая характеристика.
- Особенности функционального направления в изучении культуры. Витальные функции культуры. Концепция жизненных сил культуры.
- Культура и цивилизация: общее и различное.
- Культурные пережитки, их специфические черты и свойства. Особенности пережитков в современной культуре.
- 11.Культура как система коммуникаций. Языки культуры, культурные знаки и коды.
- 12.Уровни и механизм взаимодействия культур. Уровни взаимодействия культур
- Этнический уровень
- Национальный уровень.
- Цивилизационный уровень.
- Механизм взаимодействия культур
- 13.Принципы межкультурного общения и взаимопонимания.
- Специфика материальной культуры человечества. Роль материальной культуры в цивилизациогенезе. Первобытность как источник материальной культуры.
- Особенности духовной культуры. Духовная жизнь человека.
- Культурные нормы, их основные функции. Социальная сущность культурных норм.
- Основные виды культурных норм, их классификации.
- Нормативная система культуры. Понятия кризиса, застоя культуры и культурной аномии.
- Культурные ценности. Этапы их формирования, особенности трансформации. Аксиологическое начало в представлениях о культуре.
- Ценности и ценностные ориентации. Социокультурный механизм действия ценностей.
- Классификация ценностей.
- Основные формы распространения культуры, принципы их возникновения и развития.
- Главные процессы динамики культуры, их характеристика. Культурная динамика и статика.
- Многообразие типологий культур.
- Культура и личность. Современная проблема маргинализации культуры.
- Культура в жизни общества: социокультурная регуляция и деструкция.
- Консолидация общества и культурная локализация.
- Экологические проблемы и культура.
- Культурные ипостаси социализации личности. Социализация и инкультурация. Культура и личность. Социализация и инкультурация
- Современная массовая культура: источники ее появления и развития.
- Культура и эстетическая деятельность человека. Культура, искусство и художественное творчество.
- 4. Эстетическая деятельность и искусство
- Национальный характер, менталитет, толерантность. Роль культуры в формировании этнонациональной самобытности.
- Культурные традиции. Их сохранение, развитие.
- Преобразующая деятельность человека и общества в культуре.
- Культура и религия. Типы мировых религий.
- Новые технологии и культура. Культура и техника.