Национальный характер, менталитет, толерантность. Роль культуры в формировании этнонациональной самобытности.
Национальный характер - это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной нации, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, окружающему миру, труду, к своей и другим этническим общностям. Отношение к окружающему характеризует направленность национального сознания людей. К этой группе черт национального характера относятся консерватизм, религиозность, оптимизм, пессимизм. Отношение к труду проявляется в национальном характере в форме таких черт, как Деловитость, практичность, аккуратность, пунктуальность, обязательность, предприимчивость, пассивность, неорганизованность.
Национальные чувства и настроения – эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям. Национальные чувства могут иметь как позитивный, так и негативный оттенок.. Положительный выражается в чувстве национальной гордости, патриотизме, любви к своему народу, чувстве дружбы и братства по отношению к другим народам. Отрицательный проявляется в национализме и шовинизме, национальных и расовых предрассудках, в состоянии отчужденности по отношению к другим народам, в униженном чувстве национального самоуважения, в неудовлетворенности своей нацией.
Национальные интересы и ориентации – это общественно- психологические и социальные явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности, служащие сохранению ее единства и целостности. Национальные интересы и ориентации являются важнейшей движущей силой поведения и деятельности людей.
Попытка ущемить национальные интересы всегда рассматривается как покушение на их жизненные устои, как угроза безопасности существования государства. Поэтому социально-этнические общности, обладающие развитым национальным самосознанием, обычно не поступаются своими национальными интересами, защищая их не только политическим, но и вооруженным путем. История свидетельствует, что столкновение национальных интересов различных общностей часто приводило к возникновению кровопролитных вооруженных конфликтов.
Национальные традиции - сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации в прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого. Национальные традиции, привычки проявляются не только в поступках, делах, Одежде, стиле общения, но ив движениях, жестах и других проявлениях психологии людей. У каждого человека есть бессознательный механизм, который фиксирует отношение «свой – чужой» по едва заметным нюансам проявления психики.
Можно выделить следующие национально-психологические особенности:
1.мотивационно-фоновые особенности – степень выраженности и специфики сочетания и проявления таких качеств, как работоспособность, деловитость и осмотрительность;
2.интеллектуальные особенности (характер организации мыслительной деятельности, скорость мыслительных операций, степень изобретательности, гибкости, степень Логичности, абстрактности мышления; например, мышление англичан часто характеризует как прагматичное, с «нелюбовью к абстрактным теориям»);
3.познавательные особенности (глубина, активность восприятия, яркость воображения, концентрации внимания, например, французам свойственны богатство воображения, смелость в познании окружающего мира);
4.эмоциональные особенности (динамика протекания, особенности выражения эмоций и чувств, например, немцы и англичане выдержаны и флегматичны, а французам и итальянцам присущи возбудимость, горячность);
5.волевые особенности ( устойчивость, длительность волевых усилий);
6.коммуникативные особенности (характер взаимодействия и общения между людьми, степень сплоченности или отчужденности).
Устойчивость функционированию всех отмеченных национально-психологических особенностей придает национальное самосознание, значение которого состоит в фиксации своеобразных национально-специфических черт и психологического отделения или противопоставления на этой основе одной национальной общности от другой. Национальное самосознание – это есть осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности, осмысление своего положения в системе общественных отношений, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими общностями.
Национально-психологические особенности, концентрируя в своем содержании национальную специфику психических состояний людей и формы их взаимодействия и общения, обладают способностью детерминировать характер функционирования этих психических явлений, придавая ему особую направленность. Национально-психологические особенности обладают значительной устойчивостью, поэтому они не подвержены непосредственному воздействию текущей действительности.
Консервативность, устойчивость, слабая изменчивость национально-психологических особенностей выступают важнейшими предпосылками их сравнения и сопоставления у представителей различных общностей.
Национально-психологические особенности людей влияют на их деятельность на трех условия;
- национальное своеобразие деятельности;
- национальная специфика проявляемых качеств людей;
- национальное своеобразие морально-нравственного климата.
Национально-психологические особенности не только оказывают влияние на общий характер проявления психики людей (регулирующая функция), но и придают этому процессу определенную структуру и содержание ( конструирующая функция). Конструирующая функция реализуется в форме национального своеобразия процессов адаптации (национально-психологические особенности могут способствовать или препятствовать привыканию людей к условиям деятельности, к новым социальным условиям), стабилизации (насколько долго и стойко люди могут стремиться к цели, даже при неудачах и опасностях) и стимуляции (какие способы используются для воодушевления, возрастания делового настроя и активности). Эффективность проявления национальной психологии обеспечивается устойчивыми этническими установками и стереотипами, закрепленными в ходе исторического развития.
В национальной психологии как явлении общественного сознания можно выделить 4 сферы.
Мотивационно-фоновая сфера характеризует своеобразие мотивов и целей национальной общности.
Интеллектуально-познавательная сфера определяет своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики, выражающееся в наличии у них специфических познавательных и интеллектуальных качеств, дающих возможность по-особому воспринимать окружающуюся действительность, оценивать ее, строить планы деятельности.
Эмоционально-волевая сфера обуславливает функционирование у народа своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности.
Коммуникативно-поведенческая сфера свидетельствует, что у каждого народа есть свои установившиеся нормы взаимоотношений и обмана необходимыми сведениями, свои стереотипы поведения, свои формы руководства.
Каждый народ имеет специфику в функционировании врожденных особенностей нервной системы и мозга, что обуславливает своеобразие эмоциональной – волевой и интеллектуально-познавательной сфер национального характера, привычные формы реагирования национальной общности.
Первоначально описательное понятие «национальный характер» использовалось в литературе о путешествиях с целью выразить образ жизни народов. Затем, говоря о национальном характере, одни авторы подразумевали прежде всего темперамент, другие обращали внимание на личностные черты, третьи на ценностные ориентации, отношение к власти, труду и т.п. Под национальным характером понимают те или иные психологические особенности, отличающие один народ от другого. Характер этноса – не сумма характеров отдельных его представителей, а фиксация типических черт, которые присутствуют в разной степени и в разных сочетаниях у значительного числа индивидов. И.С. Кон писал: «Чтобы понять характер народа, нужно изучать прежде всего его историю, общественный строй и культуру: индивидуально-психологические методы здесь не достаточны». Уникальны не черты и не их сумма, а структура, специфика их проявления. Например, трудолюбие является важной чертой и немецкого, и японского национального характера. Однако немцы трудятся размеренно, экономно, у них все рассчитано и предусмотрено. Японцы отдаются труду самозабвенно, с наслаждением, стремясь выразить чувство прекрасного и в процессе труда.
Русское трудолюбие носит азартный, аккордный, даже авральный вариант мобилизации всех сил для выполнения какой-либо трудовой задачи, затем наступает спад трудовой активности т.е. размеренность и организованность труда скорее исключение, чем правило. Труд африканцев на протяжении веков был подневольным, рабским, поэтому это не способствовало развитию трудолюбия, труд выступает как неизбежная и тяжкая обязанность.
Можно дать троякое определение национального характера, охватывая ими комплекс подходов к его изучению как этносоциологическому явлению.
С точки зрения социопсихологического подхода национальный характер - совокупность устойчивых психических особенностей этнической общности, преломляющихся в этнических стереотипах, личностных самоопределениях свойств и качеств характера, своде представлений о высших добродетелях и пороках, и проявляющихся в типичных способах поведения и общения. Как биосоциальное явление, национальный характер – особое, устойчивое энерго-информационное в психосоциальной форме образование, замещающее этносу функции инстинктивного поведения и направленное на минимизацию энергоемкости способа этнического воспроизводства. С этнологической точки зрения, национальный характер есть форма концентрации социальной энергии, заложенной в способах поведения и общения в конкретной историко - культурной среде.
В последнее время понятие «национальный характер» используется реже, ему на смену для обозначения психологических особенностей этнических общностей приходит понятие «ментальность» и «менталитет». Ментальность – это система образов, которые лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в этом мире, и следовательно, определяют поступки и поведение людей Дюби, т.е. ментальность – этосвоеобразное миропонимание, присущее этнической общности в ту или иною эпоху.
Менталитет - глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательную совокупность предрасположенностей людей действовать, мыслить и воспринимать мир определенным образом. Менталитет формируется в ходе длительного исторического развития народа и определяет национальный характер, национальную модель экономического и социального поведения, является общим умственным инструментарием данного народа и общества. Менталитет наиболее фундаментальное, глубинное, устойчивое качество, практически неизменяемое в общественной психологии нации. А массовое сознание – это сознание, которое присуще основной массе членов общества, оно стихийно возникает в ходе повседневной житейской практики людей, включает и изменчивые компоненты (массовые настроения), общественное мнение, массовая идеология, которые быстро могут меняться под влиянием средств массовой информации, изменения условий жизни и текущих ситуаций), и устойчивые, инерционные компоненты (это обыденное, традиционное сознание людей, глубинный менталитет народа). Может возникать разрыв между изменчивыми слоями массового сознания и устойчивыми слоями менталитета, вследствие чего растет противоречивость людей, увеличивается число конфликтов, девиантных форм поведения людей, число заболеваний и психических нарушений.
Русскому менталитету присущи: 1) стремление к коллективизму, к взаимопомощи, к опоре на общину, к милосердию, общественные интересы выше личных; 2) стремление к социальной справедливости и равенству; высшая ценность – равенство людей а не индивидуальная свобода; 3) традиция подчинения человека государству, патерналистская традиция ждать от государства гарантий обеспечения благоденствия и порядка; 4) склонность к аскетизму, ограничению материальных потребностей, православные христианские традиции; 5) противоречия между долгим терпением, послушанием и кратковременными приступами бурного протеста, бунта, анархии, жестокости, насилия, противоречия между деспотизмом, подчинением жесткой власти и порядку и стихийностью, непредсказуемостью поведения, между трудолюбием и небрежностью, неорганизованностью в работе, 6) вера великую миссию русского народа, поиск абсолютного добра, справедливости и смысла жизни, свободолюбие и правдолюбие; 7) борьба в русской душе восточного и западного начала; 8) иррациональность, эмоциональность, интуитивность, непредсказуемость поведения, непрактичность направленность на будущее. 9) созерцательность, мечтательность идеализм мышления, склонность к идеалистическим и тоталитарным учениям; 10) выносливость, мужество, стойкость, живучесть.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Человек как главная составляющая культуры. «Проблема человека». Антропоцентристское начало в представлениях о культуре.
- 2. Эволюция мировоззренческих представлений о культуре.
- 3. Многообразие представлений о культуре, их систематизация. Понятие культуры, ее системные характеристики.
- Методологические основания культурологического знания.
- Культура и история. Культурология и история культуры. Социальная культурология и социология культуры.
- Научный статус культурологии. Место культурологии в социогуманитарном знании.
- Функции культуры, их общая характеристика.
- Особенности функционального направления в изучении культуры. Витальные функции культуры. Концепция жизненных сил культуры.
- Культура и цивилизация: общее и различное.
- Культурные пережитки, их специфические черты и свойства. Особенности пережитков в современной культуре.
- 11.Культура как система коммуникаций. Языки культуры, культурные знаки и коды.
- 12.Уровни и механизм взаимодействия культур. Уровни взаимодействия культур
- Этнический уровень
- Национальный уровень.
- Цивилизационный уровень.
- Механизм взаимодействия культур
- 13.Принципы межкультурного общения и взаимопонимания.
- Специфика материальной культуры человечества. Роль материальной культуры в цивилизациогенезе. Первобытность как источник материальной культуры.
- Особенности духовной культуры. Духовная жизнь человека.
- Культурные нормы, их основные функции. Социальная сущность культурных норм.
- Основные виды культурных норм, их классификации.
- Нормативная система культуры. Понятия кризиса, застоя культуры и культурной аномии.
- Культурные ценности. Этапы их формирования, особенности трансформации. Аксиологическое начало в представлениях о культуре.
- Ценности и ценностные ориентации. Социокультурный механизм действия ценностей.
- Классификация ценностей.
- Основные формы распространения культуры, принципы их возникновения и развития.
- Главные процессы динамики культуры, их характеристика. Культурная динамика и статика.
- Многообразие типологий культур.
- Культура и личность. Современная проблема маргинализации культуры.
- Культура в жизни общества: социокультурная регуляция и деструкция.
- Консолидация общества и культурная локализация.
- Экологические проблемы и культура.
- Культурные ипостаси социализации личности. Социализация и инкультурация. Культура и личность. Социализация и инкультурация
- Современная массовая культура: источники ее появления и развития.
- Культура и эстетическая деятельность человека. Культура, искусство и художественное творчество.
- 4. Эстетическая деятельность и искусство
- Национальный характер, менталитет, толерантность. Роль культуры в формировании этнонациональной самобытности.
- Культурные традиции. Их сохранение, развитие.
- Преобразующая деятельность человека и общества в культуре.
- Культура и религия. Типы мировых религий.
- Новые технологии и культура. Культура и техника.