Современная массовая культура: источники ее появления и развития.
Массовая культура - понятие, которое используется для характеристики современного культурного производстваи потребления. Это производство культуры, организованное по типу массовой, серийной конвейерной индустрии и поставляющее такой же стандартизированный, серийный, массовый продукт для стандартизированного массовогопотребления. Массовая культура - специфический продукт современного индустриального урбанизированногообщества. Различные направления её анализа были тесно связаны с соответствующими вариантами теориимассового общества. Критический анализ массовой культуры акцентировал в ней характеристики "низкой", примитивной культуры, "культуры масс", создающей угрозу "высокой культуре", или подчёркивал использованиеэлитами массовой культуры, возбуждающей "низменные инстинкты" для духовной эксплуатации масс, массовой стандартизации и обезличивания. При более оптимистических подходах массовая культура рассматривалась как в целом вполне удовлетворительная форма культуры, характерная для зрелого индустриального общества с высоким уровнем образования, высоким уровнем жизни, с развитой системой массовых коммуникаций.
В современной социологии понятие "массовая культура" всё более утрачивает свою критическую направленность. Подчёркивается функциональная значимость массовой культуры, обеспечивающей социализацию огромных масс людей в условиях сложной, изменчивой среды современного индустриального урбанизированного общества. Утверждая упрощённые, стереотипные представления, массовая культура, т.н.м., выполняет функцию постоянного жизнеобеспечения для самых различных социальных групп. Она обеспечивает также массовое включение в систему потребления и тем самым функционирование массового производства. Массовая культура характеризуетсявсеобщностью, она охватывает широкую срединную часть общества, затрагивая специфическим образом и элиту, имаргинальные слои.
В последние годы с развитием современных информационных технологий появляются принципиально новые явления. Происходит разделение "массы" на сегменты, развиваются процессы деклассификации. Это ведет к росту культурного многообразия, сегментации рынка культурной продукции. Теперь понятие "массовая культура" акцентирует лишь один - рыночный аспект современной культурной ситуации. Массовая культура - это набор культурных продуктов стоварными свойствами; это товар, в котором экономические характеристики, т.е. возможность продать на рынке, являются главным критерием, а ценностная нагруженность отошла на второй план. Именно это приводит к приоритетному развитию развлекательных, а не идеологических или аналитических программ, к превращению шоу-бизнеса в один из наиболее доходных видов бизнеса. В 1990-е развернулась борьба крупнейших ТНК за сегменты рынка культурной продукции. Развитие глобальных сетей придало этой борьбе глобальный характер. Шесть крупнейших в мире ТНК доминируют ныне на рынке культурной индустрии, и каждая из них проводит свою культурную политику. Изменившиеся технологические формы производства культуры уже не позволят вернуться к старым, традиционным образцам - они могут сохраниться только на периферии культурной жизни. В процессе жизненного цикла современного культурного продукта, включающего в себя такие этапы, как творческая работа, производство авторского экземпляра, промышленное производство (тиражирование), реклама, оптовая и розничная торговля, импорт/экспорт и архив, творческая часть составляет 10%, а остальная подчиняется обычным товарным законам. Т.н.м. борьба м.защитниками ценности культуры и сторонниками применения критерия "товарность" к любому виду продукции, в т.ч.и культурному, продолжается.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Человек как главная составляющая культуры. «Проблема человека». Антропоцентристское начало в представлениях о культуре.
- 2. Эволюция мировоззренческих представлений о культуре.
- 3. Многообразие представлений о культуре, их систематизация. Понятие культуры, ее системные характеристики.
- Методологические основания культурологического знания.
- Культура и история. Культурология и история культуры. Социальная культурология и социология культуры.
- Научный статус культурологии. Место культурологии в социогуманитарном знании.
- Функции культуры, их общая характеристика.
- Особенности функционального направления в изучении культуры. Витальные функции культуры. Концепция жизненных сил культуры.
- Культура и цивилизация: общее и различное.
- Культурные пережитки, их специфические черты и свойства. Особенности пережитков в современной культуре.
- 11.Культура как система коммуникаций. Языки культуры, культурные знаки и коды.
- 12.Уровни и механизм взаимодействия культур. Уровни взаимодействия культур
- Этнический уровень
- Национальный уровень.
- Цивилизационный уровень.
- Механизм взаимодействия культур
- 13.Принципы межкультурного общения и взаимопонимания.
- Специфика материальной культуры человечества. Роль материальной культуры в цивилизациогенезе. Первобытность как источник материальной культуры.
- Особенности духовной культуры. Духовная жизнь человека.
- Культурные нормы, их основные функции. Социальная сущность культурных норм.
- Основные виды культурных норм, их классификации.
- Нормативная система культуры. Понятия кризиса, застоя культуры и культурной аномии.
- Культурные ценности. Этапы их формирования, особенности трансформации. Аксиологическое начало в представлениях о культуре.
- Ценности и ценностные ориентации. Социокультурный механизм действия ценностей.
- Классификация ценностей.
- Основные формы распространения культуры, принципы их возникновения и развития.
- Главные процессы динамики культуры, их характеристика. Культурная динамика и статика.
- Многообразие типологий культур.
- Культура и личность. Современная проблема маргинализации культуры.
- Культура в жизни общества: социокультурная регуляция и деструкция.
- Консолидация общества и культурная локализация.
- Экологические проблемы и культура.
- Культурные ипостаси социализации личности. Социализация и инкультурация. Культура и личность. Социализация и инкультурация
- Современная массовая культура: источники ее появления и развития.
- Культура и эстетическая деятельность человека. Культура, искусство и художественное творчество.
- 4. Эстетическая деятельность и искусство
- Национальный характер, менталитет, толерантность. Роль культуры в формировании этнонациональной самобытности.
- Культурные традиции. Их сохранение, развитие.
- Преобразующая деятельность человека и общества в культуре.
- Культура и религия. Типы мировых религий.
- Новые технологии и культура. Культура и техника.