2. Эволюция мировоззренческих представлений о культуре.
. Впервые слово «культура» было употреблено в трактате римского писателя Марка КАТОНА «Земледелие» в 2 веке до н.э. по отношению к возделыванию земли. Таким образом, за этим словом закрепился на долгое время вполне определенный смысл – процесс воздействия человека на природу с целью ее изменения. Катон заметил, что своим трудом земледелец вносит в мир природы человеческое начало, выращивая растения, в которые вложены не только труд, но и знание: человек «культивировал» растения. Понимание культуры имело два основных центра – природный и деятельный.
У других народов мира также сложились понятия, содержащие смысл изменений человеком природного начала в окружающем мире и в самом себе. У греков существовало понятие пайдейа – воспитанность, образованность; воспитанность предполагала гармонию души и тела, образованность – не только владение многообразными сведениями о мире, но и умение их систематизировать и изучать сущность вещей. В Китае возникает понятие жэнь – человеколюбие, без которого не может быть ни правителя, ни мудреца, ни человеческого достоинства. В Индии это дхарма – высший моральный закон, познание которого предполагало слияние человека с космосом посредством самосовершенствования.
Идея культуры как совершенства человека находит свое выражение в Эпоху Возрождения. Для этого времени идеал человека – культурное совершенство человека, заключающееся в его всестороннем развитии: физической гармонии, нравственном совершенстве и т.д.
В эпоху Просвещения совершенство человека имело определенное значение в понимании культуры. Французские теоретики 18 века считали, что цель культуры – сделать людей счастливыми. Ж.-Ж. Руссо считал цивилизацию самым тяжким врагом естественного, природного начала в человеке, врагом, несущим разрушение, аморальность и прочие элементы деконструктивизма. Культура для Руссо – естественное состояние человека, когда разум и чувства не противоречат друг другу – его чувства разумны, а разум окрашен искренними чувствами.
В ХIХ веке появляются представления о культуре как о системе ценностей, а также как о неких локальных образованиях, возникших в конкретном месте земного шара. Русский социолог Н. Я. Данилевский в 1869 году в книге «Россия и Европа» выдвинул теорию об особых культурно-исторических типах, которые развиваются каждый своим специфическим путем. Ученый обозначил русский (славянский) тип культуры как качественно новый.
Немецкий философ Освальд Шпенглер в книге «Закат Европы» отмечал, что европейская культура исчерпала возможности своего развития, поэтому она вырождается в цивилизацию, а это – признак ее гибели.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Человек как главная составляющая культуры. «Проблема человека». Антропоцентристское начало в представлениях о культуре.
- 2. Эволюция мировоззренческих представлений о культуре.
- 3. Многообразие представлений о культуре, их систематизация. Понятие культуры, ее системные характеристики.
- Методологические основания культурологического знания.
- Культура и история. Культурология и история культуры. Социальная культурология и социология культуры.
- Научный статус культурологии. Место культурологии в социогуманитарном знании.
- Функции культуры, их общая характеристика.
- Особенности функционального направления в изучении культуры. Витальные функции культуры. Концепция жизненных сил культуры.
- Культура и цивилизация: общее и различное.
- Культурные пережитки, их специфические черты и свойства. Особенности пережитков в современной культуре.
- 11.Культура как система коммуникаций. Языки культуры, культурные знаки и коды.
- 12.Уровни и механизм взаимодействия культур. Уровни взаимодействия культур
- Этнический уровень
- Национальный уровень.
- Цивилизационный уровень.
- Механизм взаимодействия культур
- 13.Принципы межкультурного общения и взаимопонимания.
- Специфика материальной культуры человечества. Роль материальной культуры в цивилизациогенезе. Первобытность как источник материальной культуры.
- Особенности духовной культуры. Духовная жизнь человека.
- Культурные нормы, их основные функции. Социальная сущность культурных норм.
- Основные виды культурных норм, их классификации.
- Нормативная система культуры. Понятия кризиса, застоя культуры и культурной аномии.
- Культурные ценности. Этапы их формирования, особенности трансформации. Аксиологическое начало в представлениях о культуре.
- Ценности и ценностные ориентации. Социокультурный механизм действия ценностей.
- Классификация ценностей.
- Основные формы распространения культуры, принципы их возникновения и развития.
- Главные процессы динамики культуры, их характеристика. Культурная динамика и статика.
- Многообразие типологий культур.
- Культура и личность. Современная проблема маргинализации культуры.
- Культура в жизни общества: социокультурная регуляция и деструкция.
- Консолидация общества и культурная локализация.
- Экологические проблемы и культура.
- Культурные ипостаси социализации личности. Социализация и инкультурация. Культура и личность. Социализация и инкультурация
- Современная массовая культура: источники ее появления и развития.
- Культура и эстетическая деятельность человека. Культура, искусство и художественное творчество.
- 4. Эстетическая деятельность и искусство
- Национальный характер, менталитет, толерантность. Роль культуры в формировании этнонациональной самобытности.
- Культурные традиции. Их сохранение, развитие.
- Преобразующая деятельность человека и общества в культуре.
- Культура и религия. Типы мировых религий.
- Новые технологии и культура. Культура и техника.