Культура Возрождения в Италии. Общая характеристика.
Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма (от латинского humanus — «человечный») — течения общественной мысли, которое зародилось в XIV в. в Италии, а затем на протяжении второй половины XV и в XVI вв. распространилось в других европейских странах. Гуманизм провозгласил высшей ценностью человека и его благо. Последователи этого течения считали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности. Идеи гуманизма наиболее полно и ярко воплотились в искусстве, главной темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями. Гуманистов вдохновляла античность, служившая для них источником знаний и образцом художественного творчества. Великое прошлое Италии, постоянно напоминавшее о себе, воспринималось в то время как высшее совершенство, в то время как искусство Средних веков казалось неумелым и варварским. Термин «возрождение», возникший в XVI в., означал рождение нового искусства, возрождающего классическую античную культуру. Тем не менее искусство Ренессанса многим обязано художественной традиции Средних веков. Старое и новое находились в нерасторжимой связи и противоборстве. При всем противоречивом многообразии своих истоков искусство Возрождения отмечено глубокой и принципиальной новизной. Оно заложило основы европейской культуры Нового времени. Все основные виды искусства — живопись и графика, скульптура, архитектура — чрезвычайно изменились. В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с монументальными настенными росписями, украшавшими архитектурные сооружения, появилась картина; возникла живопись масляными красками. Искусство еще не перестало быть ремеслом, однако на первое место уже выступила творческая индивидуальность художника, деятельность которого в то время была весьма многообразной. Поразительна универсальная одаренность мастеров Ренессанса — они часто работали одновременно в области архитектуры, скульптуры и живописи, совмещали увлечение литературой, поэзией и философией с изучением точных наук. Понятие творчески богатой, или «ренессансной» личности стало впоследствии нарицательным. В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своем стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной потребностью. Формирование ренессансной культуры в Италии происходило в экономически независимых городах. В подъеме и расцвете искусства Возрождения большую роль сыграли Церковь и великолепные дворы некоронованных государей — правящих богатых семейств, которые были крупнейшими покровителями и заказчиками произведений живописи, скульптуры и архитектуры. Главными центрами культуры Возрождения сначала были города Флоренция, Сиена, Пиза, затем — Падуя, Феррара, Генуя, Милан и позже всех, во второй половине XV в., — богатая купеческая Венеция. В XVI в. столицей итальянского Возрождения стал Рим. Начиная с этого времени, все прочие центры культуры, кроме Венеции, утратили прежнее значение. В эпохе итальянского Возрождения принято выделять несколько периодов: Проторенессанс (вторая половина XIII—XIV вв.), Раннее Возрождение (XV в.), Высокое Возрождение (конец XV — первая треть XVI в.) и Позднее Возрождение (последние две трети XVI в.).
- Культура Возрождения в Италии. Общая характеристика.
- Искусство возрождения в Италии. Проторенессанс.
- Возникновение и характерные черты
- Искусство Раннего Возрождения в Италии.
- Искусство высокого и позднего возрождения в Италии.
- Искусство Северного возрождения.
- Европейская культура 17 века. Основные особенности.
- Стиль барокко в Италии.
- 8. Стиль Барокко во Фландрии.
- Стиль Барокко в Голландии.
- Стиль Барокко в Испании.
- Европейская культура 18 века. Эстетические принципы рококо.
- 2. Рококо как художественный стиль эпохи Нового Времени
- Стиль Рококо во Франции. На примере творчества а. Ватто.
- Стиль рококо во Франции на примере ф. Буше.
- Стиль рококо во Франции на примере творчества Фрагонара.
- Эстетические принципы классицизма.
- Стиль ампир в архитектуре и скульптуре. (Канова, Бертель Торвальдсен).
- 17. Стиль ампир в живописи. (Давид, Гро, Энгр).
- Романтизм в архитектуре.
- Романтизм в живописи. (Гойя, Делакруа, Жерико, Тернер).
- Творчество прерафаэлитов в искусстве 19 века (Хант, Миллес, Россетти, Говард).
- Женские образы
- Импрессионизм в искусстве 19 века. Особенности стиля. (Моне, Мане, Ренуар, Писсарро, Роден).
- 22). Неоимпприссионизм в искусстве 19 века. Особенности стиля. (Сёра, сИньяк, Писсарро).
- 23). Постимпрессионизм в искусстве 19-20 веков. (Гог, Гоген, Сезанн, Тулуз-Лотрек).
- 24). Стиль модерн в искусстве 19-20 веков.
- Общая характеристика
- Архитектура в стиле модерн