Стиль барокко в Италии.
Кризис гуманизма Ренессанса предопределил возникновение драматического стиля БАРОККО. « Исчезает уверенность в близком и положительном торжестве положительных начал жизни. Обостряется ощущение её трагических противоречий. Прежняя вера уступает место скепсису. Сами гуманисты уже не доверяют разуму как благой силе, способной обновить жизнь. Барокко – это стиль европейского искусства и архитектуры XVII – XVIII веков, сформировался в Италии. Термин «барокко» восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину. Три фактора возникновения барокко: 1. Величие Королевских дворов 2. Притязание католической церкви на всеобщую духовную власть 3. Любовь к театральности и церемониям барокко.
Черты эпохи: «роскоши и смятения» Барокко передавал конфликт эпохи, дух противоречий, человек в искусстве барокко – это личность со сложным миром переживаний и чувств, в водовороте событий, в постоянно изменяющемся мире. Человек постоянно сталкивался с проблемой выбора (безграничность жизни- опасности, неизбежность смерти) Ренессансное наследие давало жизнеутверждающий характер, оптимизм. Энергичность Последовательное развитие всех видов искусства, синтез (маньеризм – это кризис, а барокко – новая жизнь). Главные темы искусства барокко: Драматизм, конфликт добра и зла, мистика Передача эмоций, накал страстей, Преувеличенная детализация, сложность формы, контраст, иллюзии. Динамизм, бурное движение Популярны темы мучений и страданий человека.
"Барокко" - Презрительно цокнула языком старая морячка, рассматривая очередную жемчужину , и, вздохнув, отложила ее в сторону. "Барокко" - "Уродливая жемчужина" на жаргоне средиземноморских моряков, фонтан излишеств для уставшего человека Нового времени. В барокко все чрезмерно, все слишком. Святые бьются в экстазе, и радости, и страдания, и радости от страдания. Все течет, все меняется. Архитектура переходит в живопись, а та, в скульптуру и далее, далее. Двери в несколько раз превосходящие человеческий рост, анфилады - обманки, через которые невозможно пройти даже ребенку. . Игра и загадка во всем. Из чего это сделано? И разве это небо над нами всего лишь обман? Интерьер барокко - это фрески, позолота, скульптура, мрамор, резьба, стукко и металл. И все это подчинено одной идее, композиции, устремляющейся в высоту. Иллюзии-квадратуры стали очень популярны в то время во всей Европе. Стены растворялись в садах, потолок уходил в небо. Итальянский художник А. Поццо, сделавший за свою жизнь немало фресок-квадратур, написал весьма внушительный трактат на эту тему, "Живописная и архитектурная перспектива", где подробно описывал принципы построения перспективы на таких огромных рабочих поверхностях, и этим, вероятно, существенно помог своим современникам в декорировании шикарных новомодных интерьеров. Мрамор в Италии всегда оставался одним из излюбленных отделочных материалов, но позволить его себе могли далеко не все. Обычно настоящий мрамор использовали только при укладке полов. Моду на облицовку цветным мрамором стен связывают со знаменитым итальянским архитектором Бернини. Такую отделку он применял как правило для церковных интерьеров. Горожанам, даже знатным, подобные излишества давались с трудом. Поэтому широкое распространение получила техника finto marmo, расписанное под мрамор дерево. Такой способ декорирования переняли буквально по всей Европе. Еще один популярный итальянский прием - стукко, достигло в это время наивысшего расцвета. Живопись и фрески в большинстве случаев обрамляли белым или золоченым стукковым декором. Мебель этого времени подчинена интерьеру. Вообще, в эпоху барокко начинает закрепляться такое понятие, как ансамбль. Единство всех деталей, подчиненное одной общей идее. Мебель барокко - это тяжелые формы, пышный резной декор, дерево, бронза, мрамор, стекло и прочее, прочее. В это время выходят из употребления знаменитые итальянские сундуки. Их заменяют вместительные шкафы, кабинеты и бюро. В целом, мебель становится более удобной для жизни. Для шкафов характерны криволинейность форм, изогнутые карнизы. Филенки дверок часто украшают инкрустациями, вставками из цветной каменной мозаики, или маркетри, цветной деревянной мозаики. Популярны шкафы-кабинеты. Они стали неотъемлемым атрибутом парадной дворцовой обстановки. Обставленная несколькими такими вещами комната получила название "Кабинет". Мебель эта очень ценились и не редко преподносились в качестве изящного подарка. Увлечение кабинетами приняла вся Европа, и со временем их форма и декор стали носить национальный отпечаток. Мебель для сидения: стулья, кресла, табуреты также торжественна. Она вполне соответствует современным ей представлениям об удобстве. Обивали ее темным бархатом или глазетом(тканью со вплетенными золотыми или серебряными нитями). Популярны маленькие столики с инкрустацией или маркетри, играющие декоративную роль. На них ставились забавные вещицы, статуэтки, вазы, часы. Они были украшены массивной резьбой, которая щедро золотится или расписывается в виде путти и купидонов, веселых языческих божеств, орлов, львов. Появляется прием - одна опора вместо четырех.
- Культура Возрождения в Италии. Общая характеристика.
- Искусство возрождения в Италии. Проторенессанс.
- Возникновение и характерные черты
- Искусство Раннего Возрождения в Италии.
- Искусство высокого и позднего возрождения в Италии.
- Искусство Северного возрождения.
- Европейская культура 17 века. Основные особенности.
- Стиль барокко в Италии.
- 8. Стиль Барокко во Фландрии.
- Стиль Барокко в Голландии.
- Стиль Барокко в Испании.
- Европейская культура 18 века. Эстетические принципы рококо.
- 2. Рококо как художественный стиль эпохи Нового Времени
- Стиль Рококо во Франции. На примере творчества а. Ватто.
- Стиль рококо во Франции на примере ф. Буше.
- Стиль рококо во Франции на примере творчества Фрагонара.
- Эстетические принципы классицизма.
- Стиль ампир в архитектуре и скульптуре. (Канова, Бертель Торвальдсен).
- 17. Стиль ампир в живописи. (Давид, Гро, Энгр).
- Романтизм в архитектуре.
- Романтизм в живописи. (Гойя, Делакруа, Жерико, Тернер).
- Творчество прерафаэлитов в искусстве 19 века (Хант, Миллес, Россетти, Говард).
- Женские образы
- Импрессионизм в искусстве 19 века. Особенности стиля. (Моне, Мане, Ренуар, Писсарро, Роден).
- 22). Неоимпприссионизм в искусстве 19 века. Особенности стиля. (Сёра, сИньяк, Писсарро).
- 23). Постимпрессионизм в искусстве 19-20 веков. (Гог, Гоген, Сезанн, Тулуз-Лотрек).
- 24). Стиль модерн в искусстве 19-20 веков.
- Общая характеристика
- Архитектура в стиле модерн