Эстетические принципы классицизма.
Классици́зм— художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций). Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается. Как определенное направление классицизм сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния. «Классицизм» - термин, который означает «образцовый». Наиболее целостную эстетическую систему сформировал французский классицизм, мировоззренческой основой которого послужил рационализм французского философа Рене Декарта (1596-1650). Критерием истины Декарт признает разум. Особую роль в формировании необходимых условий для возникновения классицизма во Франции сыграло влияние Ренессанса, особенно это касалось обогащения французского языка и централизации придворной жизни. Французский абсолютизм XVII в. регламентировал личность, заключая ее в жесткие рамки государственности. Язык обогащался на основе правил греческих и латинских образцов, появились переводы Гомера, Софокла, Плутарха.
Основные принципы рационализма в искусстве (по Р. Декарту):
1. Художественное творчество подчиняется строгой регламентации со стороны разума.
2. Художественное произведение должно иметь четкую, ясную внутреннюю структуру.
3. Главная задача художника - убеждать силой и логикой мысли.
Одной из важнейших черт классицизма было обращение к формам античного искусства. Однако философское обоснование классицизма объявляет материю и дух, чувство и разум двумя самостоятельными началами. Отсюда следует потеря в классицизме тенденции эстетического переживания мира как гармонического целого.
Полную эстетическую теорию классицизма создал Никола Буало (1636-1711). Им в трактате «Поэтическое искусство» обосновывается необходимость соблюдения правил трех единств:
■ места (на протяжении произведения, постоянно);
■ времени (максимально в течение суток);
■ действия (все события подчинены одной сюжетной линии либо
раскрытию главного конфликта).
Однако сами по себе три единства не являются определяющим признаком классицизма. Н. Буало утверждал, что в теории искусства должна получить свое воплощение абсолютная красота. Ее источником является духовное начало. Прекрасно лишь правдивое искусство, но поэтому оно не может быть простым подражанием природе. Природа и реальная жизнь - непосредственный объект искусства, но оно должно регламентироваться правилами разума.
В произведениях классицистов центральный конфликт — между личным чувством и чувством долга, и герой поступает согласно чувству долга. Нормативная эстетика классицизма — совокупность обязательных правил творчества. В литературе утвердили господство классицизма Пьер Корнель - мастер трагедии и Жан-Батист Мольер - великий мастер комедии. Пьесы Ж-Б. Мольера «Скупой», «Тартюф», «Мещанин во дворянстве» до сих пор с успехом идут во многих театрах.
В архитектуре образцом классицизма является Версальский дворец, построенный по воле Людовика XIV. Теоретиком классицизма в живописи стал французский художник Никола Пуссен (1594-1665). Предметом его искусства стало возвышенное и прекрасное. Разумное начало придает величие благородным поступкам человека. Картины Н. Пуссена («Отдых на пути в Египет», «Царство Флоры») гармоничны и поэтичны. Классицизм выражал абсолютистскую государственность - «государство — это я». Впоследствии он перерос в ампир — стиль характеризующийся имперским величием, торжественностью, государственной устойчивостью (мир - мое государство, а оно охватывает весь видимый мир).
- Культура Возрождения в Италии. Общая характеристика.
- Искусство возрождения в Италии. Проторенессанс.
- Возникновение и характерные черты
- Искусство Раннего Возрождения в Италии.
- Искусство высокого и позднего возрождения в Италии.
- Искусство Северного возрождения.
- Европейская культура 17 века. Основные особенности.
- Стиль барокко в Италии.
- 8. Стиль Барокко во Фландрии.
- Стиль Барокко в Голландии.
- Стиль Барокко в Испании.
- Европейская культура 18 века. Эстетические принципы рококо.
- 2. Рококо как художественный стиль эпохи Нового Времени
- Стиль Рококо во Франции. На примере творчества а. Ватто.
- Стиль рококо во Франции на примере ф. Буше.
- Стиль рококо во Франции на примере творчества Фрагонара.
- Эстетические принципы классицизма.
- Стиль ампир в архитектуре и скульптуре. (Канова, Бертель Торвальдсен).
- 17. Стиль ампир в живописи. (Давид, Гро, Энгр).
- Романтизм в архитектуре.
- Романтизм в живописи. (Гойя, Делакруа, Жерико, Тернер).
- Творчество прерафаэлитов в искусстве 19 века (Хант, Миллес, Россетти, Говард).
- Женские образы
- Импрессионизм в искусстве 19 века. Особенности стиля. (Моне, Мане, Ренуар, Писсарро, Роден).
- 22). Неоимпприссионизм в искусстве 19 века. Особенности стиля. (Сёра, сИньяк, Писсарро).
- 23). Постимпрессионизм в искусстве 19-20 веков. (Гог, Гоген, Сезанн, Тулуз-Лотрек).
- 24). Стиль модерн в искусстве 19-20 веков.
- Общая характеристика
- Архитектура в стиле модерн