1. Академический рисунок как методическая система обучения изобразительному искусству.
Словом рисунок мы называем не только очертание какого-либо предмета, но и всякое упорядочение формы в изображении. Рисунок является основой основ изобразительного искусства – живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна и т.д. Рисунок, по словам Микеланджело, – “это высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок – источник и корень всякой науки”.
”Рисование – это путь познания реальной действительности, сложный процесс усвоения законов строения форм предметов реального мира, процесс живого, эмоционального отображения их в рисунках. Задача студента – понять и усвоить те законы, которые помогают правильно видеть и отображать природу, овладеть методом, который облегчает и упрощает путь познания мира. В природе имеется много неуловимых, скрытых законов строения форм, которые неопытному, начинающему художнику сложно увидеть, а тем более понять.
Учебный рисунок и раскрывает эти законы природы, помогает понять их и обучает тому, как их следует использовать в практике изобразительного искусства. Учебное рисование имеет свои специфические особенности и свой систематический курс рисования. Перед курсом учебного рисунка стоит задача – дать учащимся сумму конкретных знаний и практических навыков. Этот курс должен научить студентов правильно видеть и правильно передавать средствами рисунка окружающую действительность, помочь им понять законы в практике построения изображения. Учебный академический рисунок – учебная дисциплина, раскрывающая принципы построения реалистического изображения на плоскости и дающая будущим художникам педагогам художественную культуру, знания и навыки, необходимые для самостоятельной творческой работы.
В учебном рисунке перед учащимися ставятся учебно-образовательные задачи: они овладевают знаниями, накопленными веками, но сами не открывают новых правил и законов, они не занимаются экспериментированием, а познают, при соблюдении основных методических и дидактических принципов, уже известные истины.
Учебный рисунок создается под руководством педагога. В этом рисунке, начиная с момента композиционного размещения изображения на листе бумаги и до окончательного завершения рисунка, учащийся с помощью педагога усваивает правила графического изображения, познаёт законы конструктивного строения формы предметов, их наиболее характерные особенности, законы перспективного построения реалистического изображения на плоскости, законы распределения света на предметах. В том случае, когда отсутствует руководство со стороны педагога, т.е. когда не ведётся методологическая работа в обучении правильно видеть, логически мыслить и правдиво изображать, рисование перестает быть учебным предметом. Оно становится предметом обучения только тогда, когда педагог систематически руководит работой учащихся, т.е. соблюдается методическая последовательность в изложении материала, перед учащимися ставятся учебно-аналитические задачи.
Учебный рисунок не может превратиться в эксперимент, не может опираться на неизвестное и случайное. Он опирается только на конкретные знания, перешедшие по традиции и проверенные опытом работы многих мастеров.
Академическое рисование должно преследовать прежде всего учебные цели. Оно должно иметь в своей основе учебно-аналитические задачи.
Академическое рисование с натуры – это определённая система обучения и воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного развития навыков. Курс академического рисования, ставя перед собой задачу - дать знание объективных законов развития и строения природы, знание основных правил изобразительного искусства, включает целый ряд практических и теоретических дисциплин. Эти дисциплины помогают познать и осмыслить окружающий нас мир, понять закономерности строения форм природы и овладеть навыками графического изображения.
- 1. Академический рисунок как методическая система обучения изобразительному искусству.
- 2. Что такое конструктивная основа формы? “Конструкция” рисунка. (Приведите пример).
- 3. Вспомогательные линии построения формы. Их значение.
- 4. Основные закономерности воздушной и линейной перспективы.
- 6. Закономерности построения формы тоном. Объяснение основных понятий рисования тоном.
- 7. Цели и задачи длительных рисунков и набросков. Их отличительные особенности.
- 8. Изобразительные и выразительные свойства графических материалов.
- 9. Виды рисунков. Их назначение и отличительные особенности.
- 10. В чём проявляется выразительность учебного рисунка.
- 12 Средства композиции в изо
- 13.Что такое композиция. Какова ее роль в понимании и создании художественного образа в различных видах искусства. Литература по композиции.
- 14. Основные задачи при изображении с натуры натюрморта, пейзажа. Особенности живописи в мастерской и на пленере.
- 15. Как передаются в живописи объёмные, пространственные и материальные качества объектов. Литература по живописи.
- 16. Назовите составные элементы цветового строя живописного изображения, его колорита. Основные исследования по колориту.
- 17. Цвет предметный и обусловленный. Константность и аконстантность зрительного восприятия.
- 18. Как применяются светлотный и цветовой камертон в живописи? Метод н.П. Крымова – художника-педагога.
- 19. Основные цветовые системы. Какие цвета называются контрастными или дополнительными. Тёплые и холодные цвета.
- 20. Как выделяется в живописи композиционный центр. Основные этапы компоновки при выполнении этюда с натуры.
- 21. Закономерности построения в станковой картине. Средства, применяемые для решения композиции