logo search
История искусств

15. В.В. Пукирев

Наиболее красноречивый в этом отношении пример – картина В.В. Пукирева «Неравный брак» (1862), где главные лица превращены в персонификации добродетели и порока с обязательным героем-резонером в образе гневного молодого человека, наблюдающего сцену венчания – почти на классический манер, что выдает зависимость этого произведения от традиционных методов академической живописи.

В.В. Пукирев «Неравный брак»

«Неравный брак» — картина русского художника Василия Пукирева. Работа была написана в 1862 году, сразу после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества. За нее Академия наградила его званием профессора. В середине XIX века вопрос бесправного положения женщины, девушки-бесприданницы, выдаваемой замуж против ее воли, стал для России болезненным.

 Описание

На картине изображен процесс венчания в православной церкви. На фоне полумрака церкви, падающий из окна свет ярко освещает лишь жениха, невесту и священника. Жених изображен стариком в хорошем костюме, опирающимся правой рукой на трость, с едким, снисходительно-раздражительным выражением лица. У него морщинистое лицо, невыразительные тусклые глаза, брезгливо оттопыренные губы, на шее орденский крест Владимира II степени и слева на груди соответствовавшая этому ордену звезда. Зажатый и тугой воротник придаёт его лицу неподвижный и застывший вид и лишь глаза его чуть скошены в сторону невесты. В противовес жениху написан образ невесты. Она очень молода, совсем ещё ребёнок, о чём говорит овал её лица, шелковистые русые волосы, маленький рост. На голове у неё фата, свидетельствующая о её невинности. Лицо её бледно, глаза заплаканы и взгляд опущен вниз, что придаёт её образу особенную трогательность. Особенно чистой кажется она в свадебном наряде. В левой руке у неё безвольно опущенная вниз свеча, а правую она протягивает священнику, подставляя указательный палец для обручального кольца. Фигура священника в ризе изображена сгорбленной, со смотрящим исподлобья взглядом, в левой руке у него церковная книга, а правая держит золотое обручальное кольцо, которое он собирается надеть невесте на палец. Среди гостей выделяется фигура шафера, изображенного у края картины за невестой. Выражение его лица выражает недовольство, руки сложены на груди. Образы шафера и невесты соединены в картине тонкими, опосредованными связями. Во-первых, художник продемонстрировал это, расположив их в непосредственной близости друг от друга в тесном пространстве церкви, а во-вторых, лишь они на картине молоды и объединены одним общим переживанием. На груди шафера, как и полагается, роза, приколотая у сердца, но в данном случае это знак обрекающий героя на страдание. Остальные персонажи играют второстепенную роль. Автор делит их на две группы – группу жениха и группу невесты. Первая, среди которых важный военный и стоящий рядом с ним мужчина, с откровенным и нескромным любопытством разглядывают невесту. Преданно смотрит на старика-жениха пожилая женщина слева, видимо – сваха. Во второй группе, кроме шафера, можно отметить фигуру стоящего рядом с ним мужчины, в пристальном взгляде которого явно читается живое участие.

И.М. Прянишников

Наиболее откровенный вариант «театра и жизни» – в картине И.М. Прянишникова «Шутники. Гостиный двор в Москве» (1865), московские купцы забавляются зрелищем унижения жалкого бедняка чиновника, вытанцовывающего перед ними наподобие базарного паяца ради лишнего гроша. Здесь в поле изображения вдвинуты зрители, являющиеся инициаторами затеянного ими издевательского «представления», и именно в них метит горькая ирония художника, спрятанная под оболочкой натурально-жизнеподобной мизансцены, которая кажется списанной с натуры, но на самом деле тонко срежиссирована в соответствии с законами реалистического театра и свойственной ему «поэтикой случайного».