И.М. Прянишников «Шутники. Гостиный двор в Москве»
В живых образах малозначительной, на первый взгляд, сцены Прянишников раскрыл явления, характерные для купеческой среды - грубое издевательство над слабым и бедным, калечащую людей власть денег. Художник избрал местом действия Гостиный двор - это средоточие торгового мира Москвы, где в наиболее обнаженной форме проявилось истинное лицо купечества.
В картине Прянишников отказывается от гротеска. Образ чиновника настолько разработан, что его биография становится ясной с первого взгляда; медаль за двадцать лет беспорочной службы, порыжевший от времени, но опрятный костюм старика, его седые, аккуратно подстриженные волосы свидетельствуют о том, что перед нами человек, честно трудившийся всю свою жизнь, и только беспросветная нужда заставляет его идти на унижение. Подобно режиссеру, точно и продуманно определяет художник значение каждого участника этой сцены, как бы демонстрируя перед зрителем все степени купеческой иерархии. Все это люди, измеряющие достоинство человека толщиной его кошелька. Подчеркивая тупость и жестокость этого мира, художник раскрывает социальную трагедию «маленького человека». В его произведениях каждая деталь говорит. Так, например, в картине «Чтение письма» икона была дана просто как деталь обстановки овощной лавки; в «Шутниках» та же деталь заиграла по-новому, заставляя острее понять ханжескую мораль купцов, которым показная набожность не мешает издеваться над бедняком.
Г.Г МЯСОЕДОВ
Одним из типичных представителей жанровой живописи 70-х годов был Г.Г. Мясоедов (1835-1911). Лучшим его произведением является картина «Земство обедает» (1872). В ней он показал лицемерный, антинародный характер «крестьянской» реформы, отнюдь не уничтожившей сословных перегородок, делящих общество на господ и мужиков.
Земство обедает
КОСЦЫ
На своей картине «Косцы» Г.Г. Мясоедов изобразил страдную пору – время уборки урожая, когда все крестьяне были объединены общей целью – собрать и сохранить налившуюся рожь. На картине Мясоедова изображено бескрайнее ржаное поле, уходящее далеко за горизонт, где оно сливается с бесконечным небесным пространством. Это жаркий полдень: пейзаж словно пропитан жарким солнцем. Высокое ясное небо широко раскинулось над морем золотой ржи. В центре полотна – фигуры косцов. С каждым взмахом косой они словно приближаются к зрителям. Первым выступает могучий старик с седой бородой. Сильными, свободными движениями срезает он рожь. Русые с проседью волосы перехвачены венком из золотых колосьев, словно короной. Лицо его спокойно и сосредоточено, он поглощён работой. За старшим косцом выступает широкоплечий, крепкий крестьянин в белой рубахе. Мощно и уверено машет он косой. Его широкое лицо обрамлено бородой, взгляд устремлён на колосья. Третьим идёт кудрявый юноша. Ворот его красной рубахи расстёгнут – видимо, нелёгок для него этот покос. Он только учится у старших. Рядом с косцами сгребают и связывают скошенную рожь в снопы крестьянки. Они в светлых платках, в белых кофтах и свободных сарафанах. Женщины работают наравне с мужчинами. Этот труд очень тяжёл. Крестьяне трудились с раннего утра до темноты, стремясь собрать весь урожай вовремя, ведь от этого зависело, как они проживут зиму. И Мясоедов, несомненно, поэтизирует этот тяжкий труд. Картина создаёт светлое, радостное настроение. Мы любуемся этим величественным пейзажем. Художник сумел передать красоту и мощь русской природы.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Общая характеристика русского искусства второй пол. 19 века. Стили и направления. Хронология.
- 2. Общая характеристика русского искусства второй пол. 19 века. Стили и направления. Хронология.
- 3. Импрессионизм. Общая характеристика на примерах из живописи и скульптуры. Особенности творческого метода.
- 4. Творчество Эдуарда Мане
- 5. Пейзаж в живописи импрессионистов (Моне, Писсаро, Сислей)
- 6. Жанровая композиция в живописи импрессионистов (Ренуар, Мане, Дега)
- 7. Творчество Огюста Родена
- 8. Принципы дивизионизма в творчестве ж. Сёра и п. Синьяка
- 8. Принцип дивизионизма в творчестве Сёра и Синьяка
- 9.Общая характеристика постимпрессионизма
- 13. Граф тулуз-лотрек Анри Мари Раймон де (1864-1901)
- 14. Критический реализм
- 15. В.В. Пукирев
- И.М. Прянишников «Шутники. Гостиный двор в Москве»
- 16. Передвижники
- 16. Просветительская деятельность Товарищества переджвиженых художественных выставок.
- 18. Русский реалистический портрет второй половины 19в. (Крамской, Репин, Перов).
- 22. Творчество группы наби
- 23. Модерн в европейском ис-ве. Общая хар-ка. Эстетическая программа, творческие приемы.Представители.
- 24. Русское ис-во рубежа 19-20в. Общая хар-ка. Поиски новых средств выразительности.
- 29. «Мир искусства». Эстетическая программа. Представители.
- 30. «Голубая роза». Эстетическая программа. Представители.
- 31. «Бубновый валет». Эстетическая программа. Представители.
- 46Творчество п.Филонова
- 47Творчество Ольги Разамоваой