14. Критический реализм
В творчестве художников-шестидесятников развитие русского реализма пошло по пути обличения и критики. На смену поэтическому реализму пришел реализм, названный критическим.
Если в начале 60-х годов, когда в русском искусстве жива была вера в реформу, Перов выступал по преимуществу как обличитель представителей «темного царства», то к середине 60-х годов в картинах художника начинают появляться образы угнетенных. Он создает замечательные произведения, рисующие народное горе, в центре которых стоят образы крестьян. Но в этих своих произведениях Перов далек от либерально-сострадательного отношения к страдающему народу.
Синонимом реалистичности на первых порах становится сама по себе обращенность искусства к злобе дня, публицистический пафос; объектом изображения – непосредственная текущая действительность, подвергнутая острому критическому анализу. Наиболее полно удовлетворяющей этим запросам оказывается, конечно, жанровая живопись, господствующая на протяжении 1860-х годов.
Отмена крепостного права в 1861 году открыла России путь капиталистического развития. Антифеодальный по своей объективной тенденции, этот акт исходил от феодальной, по существу, самодержавной власти и был лишь способом продлить ее существование, отсрочкой конца. Поэтому на первых порах он легализировал, сделал достоянием общественной гласности давно вызревавшие в недрах общества антифеодальные, просветительские настроения. Искусство критического реализма словно задается целью произвести следствие, удостоверить, поименовать, описать все виды зла, создать своего рода свод фактов произвола, забитости, угнетения, бесправия, унижения человеческого достоинства – всего, что подавляет личность.
Довольно быстро пересказав типические ситуации, которыми олицетворялось зло жизни в тени предрассудков и преданий, искусство должно было вступить в полосу размышления и подведения итогов – то есть в состояние, не воплощаемое средствами изобразительного рассказа. Глубокая и творчески бескомпромиссная реакция на новое изменение общественного климата обнаруживается в искусстве В.Г. Перова, бескомпромиссность этой реакции – в наиболее последовательном для искусства того десятилетия переосмыслении критико-описательного метода, ярчайшим представителем которого был сам Перов в ранних своих произведениях.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Общая характеристика русского искусства второй пол. 19 века. Стили и направления. Хронология.
- 2. Общая характеристика русского искусства второй пол. 19 века. Стили и направления. Хронология.
- 3. Импрессионизм. Общая характеристика на примерах из живописи и скульптуры. Особенности творческого метода.
- 4. Творчество Эдуарда Мане
- 5. Пейзаж в живописи импрессионистов (Моне, Писсаро, Сислей)
- 6. Жанровая композиция в живописи импрессионистов (Ренуар, Мане, Дега)
- 7. Творчество Огюста Родена
- 8. Принципы дивизионизма в творчестве ж. Сёра и п. Синьяка
- 8. Принцип дивизионизма в творчестве Сёра и Синьяка
- 9.Общая характеристика постимпрессионизма
- 13. Граф тулуз-лотрек Анри Мари Раймон де (1864-1901)
- 14. Критический реализм
- 15. В.В. Пукирев
- И.М. Прянишников «Шутники. Гостиный двор в Москве»
- 16. Передвижники
- 16. Просветительская деятельность Товарищества переджвиженых художественных выставок.
- 18. Русский реалистический портрет второй половины 19в. (Крамской, Репин, Перов).
- 22. Творчество группы наби
- 23. Модерн в европейском ис-ве. Общая хар-ка. Эстетическая программа, творческие приемы.Представители.
- 24. Русское ис-во рубежа 19-20в. Общая хар-ка. Поиски новых средств выразительности.
- 29. «Мир искусства». Эстетическая программа. Представители.
- 30. «Голубая роза». Эстетическая программа. Представители.
- 31. «Бубновый валет». Эстетическая программа. Представители.
- 46Творчество п.Филонова
- 47Творчество Ольги Разамоваой