Особенности русской культуры первой половины XIX века
В XIX веке в мировой культуре происходит коренной переворот, связанный с появлением машины, которая отдаляет человека от природы, ломая привычные представления о его главенствующей роли, и превращает человека в зависимое от машины существо.
Этот переворот сказался и на культуре России. В начале XIX века со всей очевидностью проявляется кризис всей феодально-крепостной системы царской власти. Это вызвало попытку реформ социально-политического положения страны, внутренней политики, а также государственного аппарата, армии, судебной системы, то есть всех жизненно необходимых институтов страны. В жизнь вторгаются капиталистические отношение.
В промышленности произошли заметные изменения. Выросло количество капиталистических мануфактур, основанных на использовании вольного труда. В 30-40-е года XIX века в России начинается промышленный переворот - систематическое применение машинной техники. Начинается формирование новых социальных сил, способных осуществить этот переворот, то есть появление класса капиталистов и пролетариев. Российская буржуазия формируется из представителей дворянства, купцов, зажиточных крестьян (Морозов, Рябушинский).
В первой половине XIX века наблюдается индустриальный рост городов, таких как Петербург, Рига, Москва, Харьков, Екатенринослав. Рост населения городов в 2-2,5 раза превышает рост населения.
XIX в. стал для культуры России периодом ее небывалого подъема. Отечественная война 1812 г., всколыхнув всю жизнь российского общества, ускорила складывание национального самосознания. Она, с одной стороны, в очередной раз сблизила Россию с Западом, а с другой – ускорила формирование русской культуры как одной из европейских культур, тесно связанной с западноевропейскими течениями общественной мысли и художественной культуры, и оказывающей на нее собственное влияние.
1. Кондаков И.В. Культурология: история культуры России - М.: Омега - Л, 2003.
2. Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры - М.: Владос, 2005
- 070902 «Графика»
- Архитектура - ведущий вид средневекового искусства. Крестово-купольный стиль каменного храмового зодчества. Внешний вид и внутреннее устройство православного храма.
- Зарождение новой художественной системы в живописи XVII века. Иконописцы «Строгановской школы». Симон Ушаков и его современники. Монументальная живопись Москвы и Ярославля. Парсуны.
- Понятие «новой» культуры в XVIII в. Особенности русской культуры нового времени
- Новое в живописном искусстве России. Живопись и графика в первой трети XVIII века. Россика.
- Создание Академии художеств. Историческая живопись. А.П.Лосенко, и.А.Акимов, п.И.Соколов, г.И.Угрюмов.
- Портретная живопись во второй половине XVIII века: ф.С.Рокотов.
- Портретная живопись во второй половине XVIII века: д.Г.Левицкий.
- Портретная живопись во второй половине XVIII века: в.Л.Боровиковский.
- Архитектура русского барокко: характеристика стиля, своеобразие и его особенности в России. «Петровское барокко».
- Расцвет архитектуры русского барокко в середине XVIII века. Рококо.
- Архитектура строгого классицизма в России.
- Особенности русской культуры первой половины XIX века
- Переход от классицизма к романтизму в живописи первой половины XIX века. Мастера романтического портрета: о.А.Кипренский, в.А.Тропинин и их современники
- Ф.А.Бруни, к.П.Брюллов, а.А.Иванов и историческая живопись первой половины XIX века
- Особенности русской культуры второй половины XIX века
- Родоначальники передвижничества: в.Г.Перов и и.Н.Крамской
- Реализм в историческом, религиозно-философском, батальном жанрах второй половины XIX века: н.Н.Ге, в.В.Верещагин, в.И.Суриков
- Пейзаж в живописи передвижников: а.К.Саврасов, ф.А.Васильев, и.И.Шишкин, а.И.Куинджи, в.Д.Поленов, и.И.Левитан
- Достижение в живописных произведениях и.Е.Репина вершин русского реализма
- Скульптура середины и второй половины XIX века
- Музыка, опера, балет, театр и кино в конце XIX - начале XX веков
- М.В.Нестеров – представитель московской школы. Периоды и основные линии развития творчества.
- В.А.Серов в поиске новых путей живописи.