logo search
Культурология уч

Раздел III. Золотой век русской культуры

Золотой век русской культуры в области духовной культуры XIX столетие стало для России временем невиданного взлета и расцвета. Основная заслуга в этом принадлежит двум великим русским писателям Ф.М. Достоевскому и Л.Н. Толстому. Их огромный успех способствовал возвышению авторитета всей русской духовной культуры, усилению ее влияния и быстрому распространению во всем мире.

Главными и наиболее важными событиями и явлениями, определявшими развитие русской культуры XIX века, были: Отечественная война 1812 г. оказала благотворное и вдохновляющее воздействие на отечественное искусство. Многие художники посвятили теме войны свои произведения («Война и мир» Л. Толстого); см. Лотман о русской культуре «Смоленская дорога»; восстание декабристов 1825 г. вызвало мощный подъем общественной и философской мысли. Декабристы были глубоко разочарованы результатами войны: победивший в ней русский народ по-прежнему остался в «рабстве и невежестве»; крепостничество и самодержавие выступают главным тормозом процесса модернизации социально-экономической жизни и материальной культуры; реформа 1861 г., отменившая крепостное право, изменила положение. Однако эта реформа была непоследовательной и половинчатой, многие сдерживающие развитие факторы она сохраняла, поэтому ее воздействие оказалось ограниченным. К тому же практически не затронутой оставалась политическая система самодержавия.

Перечень величайших открытий и достижений великих ученых России в следующих областях: математики. Н.И. Лобачевский создал неевклидову геометрию, совершившую переворот в представлениях о природе пространства, в основе которого более двух тысяч лет лежали учения Евклида. А.А. Марков разработал так называемые цепи Маркова, положившие начало новому направлению в теории вероятностей; астрономии. В.Я. Струве произвел первое определение звездного параллакса (смещения), установил наличие поглощения света в межзвездном пространстве; физики. В.В. Петров открыл электрическую дугу, нашедшую широкое практическое применение. Э.Х. Ленц сформулировал правило (впоследствии названное его именем), определяющее направление индукционного тока; экспериментально обосновал закон Джоуля-Ленца. Б.С. Якоби изобрел электродвигатель, создал гальванопластику, вместе с П.Л. Шиллингом изобрел электотелеграф и сконструировал первый телеграфный записывающий аппарат. Русским ученым принадлежит большая заслуга в создании теории электролиза, в разработке электронной, атомной и квантовой физики; химии. Д.И. Менделеев установил Периодический закон химических элементов. Н.Н. Зинин открыл метод получения ароматических аминов, впервые синтезировал хинин и анилин. А.М. Бутлеров создал новую теорию химического строения вещества, заложив основы современной органической химии, открыл реакцию полимеризации; географии. Экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена – М.Н. Лазарева открыла шестую часть света – Антарктиду; биологии и медицины. Н.И. Пирогов первым применил эфирный наркоз в военно-полевых условиях, создал атлас «Топографическая анатомия». Н.Ф. Склифосовский начал применять антисептический метод при операциях; истории. Н.М. Карамзин создал двенадцатитомную «Историю государства Российского», С.М. Соловьев – «Историю России с древнейших времен» в 29 томах, В.О. Ключевский – «Курс русской истории», а также работы по истории крепостного права, сословий, финансов; языкознании. В.И. Даль составил «Толковый словарь живого великорусского языка».

XIX век стал временем становления русской философии как самостоятельной науки. Она критически осваивает достижения западной философской мысли в лице Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Гартмана, Ницше и др. В то же время в ней складывается богатый спектр самобытных школ и течений – от леворадикальных до религиозно-мистических. Наиболее крупными фигурами были: П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, В.С. Соловьев. То же самое можно сказать о социологии и психологии: они также переживают период активного становления.

Художественная культура России XIX века переживала невиданный подъем и расцвет и стала классической. Основными направлениями русского искусства были: сентиментализм; романтизм; реализм.

Главная роль принадлежала литературе.

Основоположником и центральной фигурой сентиментализма в России был Н.М. Карамзин. В повести «Бедная Лиза» он ярко показал характерные черты данного направления в искусстве: внимание к простому человеку, раскрытие его внутреннего мира чувств и переживаний, воспевание «естественной простоты» патриархального уклада жизни. В той или иной мере сентиментализм присутствовал в творчестве многих русских писателей, однако как самостоятельное направление он не получил широкого распространения.

Романтизм имел гораздо большее влияние и распространение. В нем существовало несколько течений. Тема гражданственности, патриотизма и свободы наиболее сильно выражена в произведениях поэтов-декабристов: К.Ф. Рылеева, А.И. Одоевского, В.К. Кюхельбекера. Гражданские и вольнолюбивые мотивы звучат также в творчестве А.А. Дельвига, И.И. Козлова, Н.М. Языкова. Глубины и состояние духовного мира с налетом фантастики и меланхолии составляют содержание произведений В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова. Философская лирика, глубокий психологизм, славянофильские идеи и трепетная любовь к России нашли выражение в творчестве Ф.И. Тютчева и В.Ф. Одоевского.

К началу 30-х годов в русской литературе утверждается реализм и становится главным направлением. В его становлении важную роль сыграло творчество А.С. Грибоедова и И.А. Крылова.

Великими именами русского реализма, всей русской литературы и культуры, являются имена: А.С. Пушкина. Он стал родоначальником русской словесности, создателем русского литературного языка. В его творчестве представлены все виды и жанры литературы. В романе «Евгений Онегин» он рисует масштабные картины русской жизни. Трагедия «Борис Годунов» и повесть «Капитанская дочка» посвящены значительным событиям в истории России. Ф.М. Достоевский: Своим творчеством («Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др.) он оказал огромное воздействие на такие философские течения, как экзистенциализм и персонализм, на всю современную духовную культуру; Л.Н. Толстого. В его творчестве (романы «Анна Каренина», «Воскресение», повесть «Смерть Ивана Ильича» и др.) одной из центральных тем является поиск нравственного идеала и смысла жизни. Толстой является создателем религиозно-философского учения, основу которого составляет разработка «истинной религии» всеобщей любви, добра и ненасилия.

К числу великих русских писателей, получивших мировое признание, относятся также М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, А.П. Чехов.

Удивительный расцвет переживает русская музыка. Уже в первые десятилетия XIX века появляется целый ряд прекрасных композиторов, многие из которых тяготеют к романтизму. Ведущим жанром является романс. Его представляют А.А. Алябьев («Соловей», «Нищая»), П.П. Булахов («Тройка», «Вот на пути село большое»), А.Е. Варламов («Вдоль по улице метелица метет», «На заре ты ее не буди») и др.

В русском музыкальном искусстве М.И. Глинка является родоначальником русской классической музыки. Главные его произведения – оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Своими сочинениями «Камаринская», «Испанские увертюры» и другими композитор заложил основы русского симфонизма. Самыми известными операми П.И. Чайковского являются «Евгений Онегин» и «Пиковая Дама». Мировое признание получили его балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Он создал шесть симфоний, несколько фортепьянных и скрипичных концертов. Музыкальный гений Чайковского сопоставим с гением Моцарта.

Огромный вклад в развитие русской и мировой музыкальной культуры внесла «Могучая кучка» – группа выдающихся русских композиторов, куда входили М.А. Балакирев (руководитель), А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский и Н.А. Римский-Корсаков.

Успешному развитию русской музыки способствовало открытие консерваторий в Петербурге (1865) и Москве (1866).

Романтизм в русской живописи XIX века представляют О.А. Кипренский («Автопортрет с кистями за ухом», «А.С. Пушкин», «Е.П. Ростопчина» и др.) и С.Ф. Щедрин (серия «Гавани в Сорренто» и др.). В творчестве К.П. Брюллова («Последний день Помпеи», «Вирсавия» и др.) романтизм сочетается с классицизмом.

С середины XIX века ведущим направлением в русской живописи становится реализм. Его утверждению и успешному развитию способствовало возникшее в 1870 г. Товарищество передвижников, куда вошли почти все лучшие русские художники того времени. Наивысшего расцвета реализм в живописи достиг в творчестве И.Е. Репина («Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», а также портреты «Протодьякон», «Мусоргский» и др.) и В.И. Сурикова («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове» и др.).

Художниками-реалистами были также И.Н. Крамской, В.М. Васнецов, В.Г. Перов, П.А. Федотов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин.

Расцвет русского театра связан с именем драматурга А.Н. Островского, творческая судьба которого была соединена с Малым театром в Москве. Он создал пьесы «Гроза», «Доходное место», «Лес», «Бесприданница», постановка которых сделала русский театр классическим.