15.Человек эпохи классики и эллинизма – сравнительный анализ
Человек классики – принцип соревновательности(олимпиады, диалог, театр), всесторонне развитый человек(изучали мореплавание, виноделие, с/х, торговле), ориентирован на познание(изучали натурфилософию и красоту, изучали риторику; публичность(вся жизнь на улице, существо, связанное с полисом); фаталист(ананкэ – судьба, действовал, не зная судьбы).
Здесь постепенно начинает складываться образ человека нового типа. Он уже в меньшей степени, чем раньше, опирается на традицию, потому что утрачивает к ней доверие. Он эгоист, скептик и часто циник. Он отрывается от старой ценностной почвы, но новой пока не находит. Он испытывает тоску потерянности, заброшенности, не может выяснить, в чем должен заключаться смысл его существования, он тянется к утраченному и в то же время понимает, что оно уже его не удовлетворяет, что он – другой. На месте распавшегося единства с полисным коллективом он пытается установить некие эрзац-единства: постоянно вступает в какие-то сообщества, школы, секты, объединения.
Тоска, разочарованность, убеждение в том, что жизнь не имеет большой ценности – все это определяет общую «тональность» эллинистической культуры. Человек словно бы разуверился в близости богов, в их спасительном соприсутствии. Он чувствует, что свою судьбу он должен выбирать сам, не надеясь ни на какие внешние силы, и от того, что он выберет, зависит вся его жизнь. Наставляют его в этом выборе разнообразные философские учения, которые в эту эпоху приобретают антропологический (в противоположность онтологизму греческой классики) характер. Повышается интерес к этике, человек стремился научиться жить незаметно. Развиваются учения стоицизма и скептицизма.
В это время возникает наука, во многом независимая от религии и мифологического мышления («магический кристалл» мифа отведен от глаз, и мир видится по-новому; вещи воспринимаются как предмет и материал обычного жизненного опыта). Появляются научные специализации. Хотя общая картина мира еще космологична, но человек уже способен занять позицию бесстрастного исследователя природы.
В классический период человек был патриотом, интересовался политикой. Эллинистический человек явл. частью империи, он аполитичен, царит космополитизм. На смену ценности публичной жизни, приходит ценность частной жизни.
- 1.Периодизация античности
- 2. Представления о природе, богах и героях в поэмах Гомера
- 3. Особенности древнегреческой лирики
- 6.Древнегреческая архитектура как воплощение эстетического идеала.
- 7.Древнегреческий театр: причины возникновения и основные социальные функции
- 8. Вячеслав Иванов о дионисийстве
- 9. Ницше о происхождении трагедии
- 10. Особенности драматургии Эсхила
- 11 Вопрос: Софокл и его трагедии
- 12.Новаторство трагедии Эврипида
- 13.Комедии Аристофана
- 14.Эллинизм как тип культуры
- 15.Человек эпохи классики и эллинизма – сравнительный анализ
- 16.Особенности эллинистического искусства
- 17. Мусейон как феномен культуры
- 18. Система духовных ценностей Древнего Рима
- 19.Структуры повседневности в Римской культуре
- 20. Античный роман: основные сюжеты и особенности мировидения (Апулей Петроний)
- 22. Скульптура Древнего Рима
- 23. Основы христианского вероучения
- 27. Структурные элементы культуры Средних веков
- 28. Средневековая модель мир
- 29. Пространство в Средние Века: география и картография, ценности и символы
- 30. Время в Средние Века: индивидуальное и историческое, церковное и светское.
- 31. Основания христианской веры: канон, символ веры и апостольская преемственность
- 32.Монашество и папство в культуре Западного Средневековья
- 33.Монастыри как центры культуры Раннего Средневековья
- 34. Средневековые эпосы: “Песнь о Роланде” и “Песнь о Нибелунгах”
- 35. Рыцарство и Церковь. Монашеские рыцарские ордены
- 36. Рыцарство как особый социокультурный институт в Средние века
- 37. Рыцарская литература: поэмы и романы
- 38. Романская архитектура в культуре Средних веков
- 39. Рыцарская и куртуазная этика
- 40. Куртуазная культура и искусство. Песни трубадуров и труверов
- 41.Средневековый город: происхождение и типология, коммунально-цеховое устройство жизни
- 42.Топос и этос Средневекового города
- 43.Схоласты и схоластика в культуре средневековья
- 44.Готическая архитектура в Средние века
- 45.Средневековый смех и его словесно-речевые формы
- 46.Карнавал и народно-смеховая культура Средних веков