31. Основания христианской веры: канон, символ веры и апостольская преемственность
Христианская вера не внезапно снизошла с неба, а стала исполнением надежды Израиля.
Кано́н (греч. κανών) — неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека.
В том, что сейчас называют Новым Заветом, общее признание первыми получили евангелия. Важно отметить, что в свой канон ранние христиане решили включить несколько евангелий. Позднее многие начали указывать на расхождения в деталях между четырьмя евангелиями. Ранним христианам эти различия были хорошо известны, и именно поэтому они пользовались не какой-то одной книгой. Они делали это в ответ на вызов Маркиона и гностиков. Многие гностики учили, что небесный посланник доверил тайное знание только одному ученику, и он – единственный, кто может правильно истолковать послание. Поэтому у разных групп гностиков была своя книга, в которой, как утверждалось, излагается истинное учение Иисуса, например, Евангелие святого Фомы. Маркион пользовался Евангелием от Луки, из которого он удалил все ссылки на иудаизм и на иудейское Писание. В ответ на это церковь стремилась показать, что ее учения основываются не на свидетельстве какого-то одного апостола или Евангелия, а на апостольском предании в целом. И то, что евангелия расходятся в деталях, но едины в основных принципиальных вопросах, делает эту согласованность еще более убедительным аргументом. В противовес усеченному Маркионом варианту Евангелия от Луки церковь продемонстрировала согласие в выборе нескольких евангелий – трех, а затем и четырех, поскольку четвертое евангелие получило всеобщее признание позднее других. В противовес тайным преданиям и личностным истолкованиям гностиков церковь пользовалась открытым преданием, известным всем, в том числе – многочисленным свидетелям о Христе.
Вслед за евангелиями признание получили Деяния и послания Павла. Таким образом, к концу II века образовалась основная часть канона: четыре евангелия, Деяния и послания Павла. Что касается более коротких книг, которые в западной традиции помещены ближе к концу Нового Завета, согласие на их счет было достигнуто гораздо позднее, хотя особых споров они не вызывали. Книга Откровение, пользовавшаяся широким признанием уже к III веку, была поставлена под сомнение после обращения Константина – ее выпады в адрес господствующей культуры и империи начали казаться слишком резкими. Только во второй половине IV века было достигнуто полное согласие о том, какие книги следует включить в Новый Завет, а какие – нет.
Си́мвол ве́ры (греч. σύμβολον) — система основополагающих догматов вероучения. В христианстве под символами веры традиционно понимали краткое изложение догматов Церкви.Некоторые богословы обособляют собственно «символы веры» от «соборных вероизложений», то есть от изложений христианского вероучения в деяниях Вселенских соборов, или отличают, кроме того, «исповедания веры», изданные отдельными лицами.
“Апостольский символ веры”- истина заключается в том, что изначальный его текст был составлен в Риме примерно в 150 году. Его назвали “символом веры”. Слово “символ” в данном контексте не имело того смысла, “символ”, составленный в Риме, служил знаком, по которому христиане могли отличать истинных верующих от тех, кто следовал распространенным в то время ересям, в частности гностицизму и маркионизму. Если человек подтверждал свое принятие этого символа, он не был ни гностиком, ни маркионистом.
Этот “символ” использовался при крещении в форме трех вопросов, которые задавали кандидату:
Веришь ли ты в Бога, Всемогущего Отца?
Веришь ли ты во Христа Иисуса, Сына Божьего, Который родился от Святого Духа и Девы Марии, Который был распят при Понтии Пилате, умер и восстал из мертвых на третий день, вознесся на небо, сидит одесную Отца и придет судить живых и мертвых?
Веришь ли ты в Святого Духа, в святую церковь и в воскресение плоти?
Этот символ выстраивался вокруг формулы триединства, использовавшейся при крещении. Крещение “во имя Отца, Сына и Святого Духа” было проверкой подлинной веры в Отца, Сына и Святого Духа.
При ближайшем рассмотрении раннего символа веры становится ясно, что он был направлен против Маркиона и гностиков. Прежде всего греческое слово pantokrator, обычно переводимое как “всемогущий”, буквально означает “вседержитель”. Здесь имеется в виду, что Божьему правлению подчиняется все, и уж во всяком случае – материальный мир. Различие меЖДУ духовной реальностью, которая служит Богу, и материальной реальностью, которая Ему не служит, отвергается. Бог владычествует над “всем”, в том числе над этим миром, его материей и живущими в нем материальными телами.
Самый большой раздел символа веры посвящен Сыну. Иисус Христос назван в нем “Сыном Божьим”. Важное значение имеет здесь утверждение, что Иисус есть Сын Божий, Который управляет этим миром и всей реальностью.
Третья часть символа верыз“святая церковь” христиане утверждали авторитет церкви в противовес многочисленным школам гностиков и собственной церкви Маркиона. А заявление о “воскресении плоти” означает отвержение любых представлений о том, что плоть есть зло или что она не имеет никакого значения.
Канон Нового Завета и первый символ веры стали действенными орудиями борьбы против ереси, но в конечном счете вопрос сводился к установлению авторитета церкви. Это было крайне важным не только в силу необходимости для людей делать выбор, кто прав, а кто нет, но и учитывая саму природу поставленных вопросов. Все признавали, что истинное послание исходит от Иисуса. Церковь заявляла, что именно она является носителем истинного знания о Благой Вести и учения Иисуса. То есть суть спора в определенной мере сводилась к вопросу об авторитете церкви перед лицом домогательств еретиков.
В этом плане чрезвычайно важное значение приобрел вопрос об апостольской преемственности. Суть его просто-напросто заключалась в том, что если бы Иисус обладал каким-то тайным знанием, переданным ученикам, – чего фактически не было, – Он должен был возложить задачу распространения учения на тех же апостолов, которым Он доверил церковь. Если апостолы приняли это учение, они, в свою очередь, должны были передавать его тем, кто сменит их в руководстве церковью. Следовательно, если такое тайное знание существует, им обладают те, кто учился непосредственно у апостолов, затем – преемники этих учеников, то есть епископы.
На начальном этапе, в конце II века, принцип апостольской преемственности играл объединяющую, а не разъединяющую роль: в противовес закрытому и тайному преданию учителей-гностиков он предлагал открытое и общее предание, основывающееся не на наследии какого-то одного избранного ученика Иисуса, а на свидетельстве всех апостолов.
- 1.Периодизация античности
- 2. Представления о природе, богах и героях в поэмах Гомера
- 3. Особенности древнегреческой лирики
- 6.Древнегреческая архитектура как воплощение эстетического идеала.
- 7.Древнегреческий театр: причины возникновения и основные социальные функции
- 8. Вячеслав Иванов о дионисийстве
- 9. Ницше о происхождении трагедии
- 10. Особенности драматургии Эсхила
- 11 Вопрос: Софокл и его трагедии
- 12.Новаторство трагедии Эврипида
- 13.Комедии Аристофана
- 14.Эллинизм как тип культуры
- 15.Человек эпохи классики и эллинизма – сравнительный анализ
- 16.Особенности эллинистического искусства
- 17. Мусейон как феномен культуры
- 18. Система духовных ценностей Древнего Рима
- 19.Структуры повседневности в Римской культуре
- 20. Античный роман: основные сюжеты и особенности мировидения (Апулей Петроний)
- 22. Скульптура Древнего Рима
- 23. Основы христианского вероучения
- 27. Структурные элементы культуры Средних веков
- 28. Средневековая модель мир
- 29. Пространство в Средние Века: география и картография, ценности и символы
- 30. Время в Средние Века: индивидуальное и историческое, церковное и светское.
- 31. Основания христианской веры: канон, символ веры и апостольская преемственность
- 32.Монашество и папство в культуре Западного Средневековья
- 33.Монастыри как центры культуры Раннего Средневековья
- 34. Средневековые эпосы: “Песнь о Роланде” и “Песнь о Нибелунгах”
- 35. Рыцарство и Церковь. Монашеские рыцарские ордены
- 36. Рыцарство как особый социокультурный институт в Средние века
- 37. Рыцарская литература: поэмы и романы
- 38. Романская архитектура в культуре Средних веков
- 39. Рыцарская и куртуазная этика
- 40. Куртуазная культура и искусство. Песни трубадуров и труверов
- 41.Средневековый город: происхождение и типология, коммунально-цеховое устройство жизни
- 42.Топос и этос Средневекового города
- 43.Схоласты и схоластика в культуре средневековья
- 44.Готическая архитектура в Средние века
- 45.Средневековый смех и его словесно-речевые формы
- 46.Карнавал и народно-смеховая культура Средних веков