6.Древнегреческая архитектура как воплощение эстетического идеала.
Наследие древнегреческой архитектуры лежит в основе всего последующего развития мирового зодчества и связанного с ним монументального искусства. Причины такого устойчивого воздействия греческой архитектуры заключаются в объективных ее качествах: простоте, правдивости, ясности композиций, гармоничности и пропорциональности общих форм и всех частей, в пластичности органичной связи архитектуры и скульптуры, в тесном единстве архитектурно-эстетических и конструктивно-тектонических элементов сооружений. Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составлявших единое целое. Основная конструкция —каменные блоки, из которых выкладывались стены. Колонны, антаблемент (лежащее на опоре-колонне перекрытие) обрабатывались различными профилями, приобретали декоративные детали, обогащались скульптурой. Греки доводили обработку архитектурных сооружений и всех без исключения деталей декора до высочайшей степени совершенства и отточенности. Эти сооружения можно назвать гигантскими произведениями ювелирного искусства, в которых для мастера не было ничего второстепенного. Архитектура Древней Греции тесно связана с философией, ибо в ее основе и в основе древнегреческого искусства лежали представления о силе и красоте человека, находившегося в тесном единстве и гармоническом равновесии с окружающей природной и социальной средой, а поскольку в античной Греции получила большое развитие общественная жизнь, то архитектура и искусство носили ярко выраженный социальный характер. Именно это непревзойденное совершенство и органичность сделали памятники древнегреческой архитектуры образцами для последующих эпох.
Древнегреческая архитектура развивалась двумя стилистическими потоками, в двух ордерах (дорическом и ионическом), которые сложились в VII в. до н. э. Под ордером в архитектуре понимается определенная система сочетания и взаимодействия несущих(поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов. В античной архитектуре это отдельно стоящие опоры-колонны и лежащее на них перекрытие — антаблемент. Главные структурные элементы двух ордеров один и те же. Основанием для них служит обработанная по всему периметру ступенями площадка — стилобат. На ней, по всему внешнему контуру храма, устанавливались колонны, состоящие из трех частей; базы, ствола и капители. Дорический стиль наиболее простой, лаконичней по своей форме. Главные отличительные особенности этого ордера — строгость и простота (мужское начало)
Ионический стиль сложнее и насчитывает больше деталей. Главные черты ионического стиля — легкость пропорций, большая дифференцированность форм, изящество и относительная декоративность (женское начало). Помимо двух основных стилей древнегреческая архитектура разработала еще третий — коринфский.
Коринфский стиль еще легче ионического и должен рассматриваться как вторичное образование, возникшее на почве ионической архитектуры (девичий ордер, колонна была меньше по размеру, чем предыдущие две).
Афинский акрополь как воплощение эстетического идеала. Так, в ансамбле Афинского акрополя асимметрия сочетается с гармоническим равновесием масс, продумано взаимодействие отдельных сооружений между собой и учтена последовательность в восприятии зданий снаружи и внутри комплекса, зодчими продумана тесная связь этого архитектурного сооружения с окружающим ландшафтом (тесная связь архитектуры с природой). В основу ансамбля заложены два последовательно проводимых принципа, которым следовала древнегреческая архитектура: гармоническое равновесие масс и восприятие архитектуры в процессе постепенной, «динамической» ее развертки.
- 1.Периодизация античности
- 2. Представления о природе, богах и героях в поэмах Гомера
- 3. Особенности древнегреческой лирики
- 6.Древнегреческая архитектура как воплощение эстетического идеала.
- 7.Древнегреческий театр: причины возникновения и основные социальные функции
- 8. Вячеслав Иванов о дионисийстве
- 9. Ницше о происхождении трагедии
- 10. Особенности драматургии Эсхила
- 11 Вопрос: Софокл и его трагедии
- 12.Новаторство трагедии Эврипида
- 13.Комедии Аристофана
- 14.Эллинизм как тип культуры
- 15.Человек эпохи классики и эллинизма – сравнительный анализ
- 16.Особенности эллинистического искусства
- 17. Мусейон как феномен культуры
- 18. Система духовных ценностей Древнего Рима
- 19.Структуры повседневности в Римской культуре
- 20. Античный роман: основные сюжеты и особенности мировидения (Апулей Петроний)
- 22. Скульптура Древнего Рима
- 23. Основы христианского вероучения
- 27. Структурные элементы культуры Средних веков
- 28. Средневековая модель мир
- 29. Пространство в Средние Века: география и картография, ценности и символы
- 30. Время в Средние Века: индивидуальное и историческое, церковное и светское.
- 31. Основания христианской веры: канон, символ веры и апостольская преемственность
- 32.Монашество и папство в культуре Западного Средневековья
- 33.Монастыри как центры культуры Раннего Средневековья
- 34. Средневековые эпосы: “Песнь о Роланде” и “Песнь о Нибелунгах”
- 35. Рыцарство и Церковь. Монашеские рыцарские ордены
- 36. Рыцарство как особый социокультурный институт в Средние века
- 37. Рыцарская литература: поэмы и романы
- 38. Романская архитектура в культуре Средних веков
- 39. Рыцарская и куртуазная этика
- 40. Куртуазная культура и искусство. Песни трубадуров и труверов
- 41.Средневековый город: происхождение и типология, коммунально-цеховое устройство жизни
- 42.Топос и этос Средневекового города
- 43.Схоласты и схоластика в культуре средневековья
- 44.Готическая архитектура в Средние века
- 45.Средневековый смех и его словесно-речевые формы
- 46.Карнавал и народно-смеховая культура Средних веков