logo
все

42.Топос и этос Средневекового города

Топос средневекового города

Ландшафт Западной и Центральной Европы в период раннего средневековья существенно отличался от современного: преобладали леса, болота и топи. Населенные пункты сплошь и рядом были разбросаны среди лесов редкими оазисами, поодаль один от другого. Преобладали небольшие деревушки с ограниченным числом дворов либо обособленные хутора. Более крупные селения изредка встречались в наиболее благоприятных местностях - в долинах рек, на берегах морей, в плодородных районах Южной Европы. Нередко окружением поселка был лес, тянущийся на огромные расстояния, одновременно и привлекавший своими ресурсами (топливом, дичью, плодами) и отпугивавший подстерегавшими в нем опасностями: дикими зверями, разбойниками и другими лихими людьми, призрачными таинственными существами и оборотнями, какими охотно населяла окружающий селения мир человеческая фантазия. Лесной ландшафт присутствует в народном сознании, в фольклоре, в воображении поэтов. Связи между населенными пунктами были ограниченны и сводились к нерегулярным и довольно поверхностным контактам. К тому же пути сообщения практически почти отсутствовали или находились в совершенно неудовлетворительном состоянии. Старые римские пришли в негодность, новые пути расчищались лишь редко, и поддержание их было сопряжено с большими трудностями. Прокладка дорог и возведение мостов считались богоугодным делом. В шведских рунических надписях на камнях специально отмечалась как особая заслуга постройка моста; обычно его возводили в память об умершем родственнике. Легендарный шведский конунг Онунд заслужил прозвище “Строителя дорог”: в лесных районах он основывал новые селения и соединял их дорогами. Путешествие в период раннего средневековья было опасным и длительным предприятием. Опасным, ибо разбойники были почти неотъемлемым признаком большой дороги. Длительным, ибо средства передвижения были не в лучшем состоянии, чем пути. За сутки можно было покрыть самое большее несколько десятков километров, подчас же дороги были настолько плохими, что путники двигались еще медленнее. О том, с какой скоростью передавались сведения о важных событиях, свидетельствуют такие факты: весть о смерти Фридриха Барбароссы в Малой Азии достигла Германии через четыре месяца; англичане узнали о том, что их король Ричард Львиное Сердце попал в плен в Австрии, через четыре недели.

Средневековые мыслители и художники были “великими провинциалами”, не умевшими отойти от захолустных масштабов и возвыситься над кругозором, открывавшимся с родной колокольни. Поэтому вселенная для них оказывалась то монастырем, то феодальным владением, то городской общиной или университетом. В любом случае, «мир средневекового человека был невелик, понятен и удобно обозреваем. Все в этом мире было упорядочено, распределено по местам; всем и всему было указано собственное дело и собственная честь. Нигде не было пустых мест и пробелов, но не было также и ничего ненужного и лишнего; каждый голос вливался в общую гармонию, и всякая тварь, вплоть до черта и до злого язычника Магомета, выполняла предначертанную ей в программе Провидения роль, отбывала положенную ей повинность. В этом мире не было неведомых областей, небо было изучено так же хорошо, как и земля, и нигде нельзя было заблудиться».

Развитие городского населения с новым, более рационалистическим стилем мышления начинает менять традиционное восприятие природы. Усложнение практической деятельности человека, более активное и целеустремленное воздействие его на природу, выразившееся в усовершенствовании орудий труда и в создании механизмов, опосредовавших отношение человека к естественному окружению, поставило перед его сознанием новые проблемы. Вследствие роста пытливости человеческого ума природа начинает десакрализоваться, секуляризоваться. Отдельные философы призывают сочетать веру с пониманием природы: нельзя согласиться с теми, кто, "подобно мужикам", довольствуется лишь верою, не исследуя с помощью разума.С возникновением промышленности растет и потребность в более точном и стандартизированном измерении тел и площадей. Деятельность купечества требует повышения скоростей, с которыми преодолеваются расстояния между торговыми пунктами. Человек, живущий в условиях складывающейся городской цивилизации, уже в меньшей мере подчинен природным ритмам, более четко отделяет себя от природы, начинает относиться к ней как к объекту. Кругозор его расширяется.

- Городская стена служила внешней сакральной традицией своего и чужого, отделяла цивилизацию от остального мира. Должна была быть в идеальном состоянии. Когда садилось солнце – запирали ворота.

-Существовали отдельные кварталы для представителей разных ремесленных цехов. Отделялись иноверцы: евреи и мусульмане.

- Собор и ратуша напротив обязательны, как символы светской и духовной власти.

Этос Средневекового города

Принципиальное отличие средневекового города от античного (как, впрочем, и ренессансного) состоит в том, что первоначально он включен в жесткую иерархическую структуру средневекового общества. Все города средневековья являлись «коллективным вассалом», ибо земля, на которой стоит город, принадлежала или церкви, или крупному феодалу. Субъектом сеньорно-вассальных отношений выступает городская коммуна. В жизни горожанина огромную роль играют добрососедство и соподчинение членов городской общины. Каждый член городской коммуны был обязан участвовать в общественной жизни, регулярно вносить коллективные коммунальные платежи, формировать систему городского управления, бороться за коммунальные привилегии. Безусловно, жизнь человека в городе строго регламентировалась не только законом, но и обычаем.

Кроме того принцип корпоративности, как универсалия жизни средневекового общества, воспроизводился во внутренней структуре городского сообщества. Городская коммуна складывалась из цеховых организаций ремесленников и гильдий купцов. Топография средневекового города очень точно фиксирует эту характеристику городской культуры. Даже в тех случаях, когда группа людей выпадала из общей структуры она формировала собственную корпорацию.

Постепенно, с ростом экономики, усилением позиций города по отношению к другим сословиям, возникает стремление вырваться из под гнета сеньориальной зависимости. С конца XII века начинается активный процесс возникновения вольных городов. Важно отметить, что город, становясь свободным по отношению к сеньору сам превращался в «коллективного сеньора», особенно по отношению к прилегающим сельскохозяйственным территориям. С самого начала своего возникновения, город является «чужим среди своих». Маргинальность средневекового города заложена в основе его жизни.