19.Структуры повседневности в Римской культуре
Основной общественной формой, в рамках которой протекала в античную эпоху повседневная жизнь людей, был полис. Полис, или, как называли его римляне,"civitas" (буквально: "гражданская община"), - не просто населенный пункт, скопление домов и жителей, архитектурно оформленное пространство, и не только административный центр определенной территории. Мало будет сказать и то, что это город-государство, единица административно-политической организации населения. Полис - гражданская община - это отличительный признак, средоточие и наиболее полное выражение античного мира.
Для римлянина его гражданская община (как для грека полис) - это то единственное место на земле, где ты - человек, ибо только здесь ты ощущаешь свое единение с другими людьми на основе права, только здесь укрыт от врагов стенами и от неожиданностей судьбы богами - создателями, родоначальниками и покровителями города, только здесь ты включен в род - непрерывную цепь смертей и рождений, определяющих твое собственное место в бесконечном потоке бытия.
Конечно же повседневную жизнь римлян определяла система ценностей, центральным понятием которой было понятие VIRTUS-долг. Вся римская культура строилась на солдатской общине. Поэтому общественные интересы были выше интересов индивида.
Для римского гражданина занятие ремеслом, деятельность скульптура, живописца, актера и драматурга считались занятиями недостойными. Римляне верили в практический разум, поэтому театр у них никогда не был популярен.
Наиболее правильными занятиями свободного римлянина считались война, политика, разработка права, историография, земледелие.
В повседневной жизни римлян огромную роль играла вода.
Связь водного изобилия с ростом духовной культуры выражалась не только в художественном оформлении колодцев и акведуков, но и в том, что вода для римлян была необходимым элементом особого ценностного состояния, которое они обозначали непереводимым словом "otium". В этом понятии соединялись для них удовлетворение выполненной жизненной задачей; отдых от дел, войны или общественных обязанностей; досуг, отданный творчеству, беседе и размышлениям; наслаждение красотой благоустроенной природы и произведений искусства. "Покой в сочетании с достоинством", - определял их Цицерон и добавлял, что такое сочетание "самое важное и наиболее желательное для всех здравомыслящих честных и благоденствующих людей" .
Если учесть, что вода была спутником не только отдыха, но и спорта, что в домашних купальнях и общественных банях всегда предусматривалась площадка для игры в мяч, для гимнастических упражнений, солярий, складывается впечатление, что в необычной любви римлян к воде, в ее изобилии, в широком ее общественном использовании проявлялся их особый, гармонический подход к жизни, где соединялись воедино материальный достаток, развитие цивилизации, культура отдыха и тела.
Особое значение в повседневности древних римлян имела трапеза, которая воспринималась как особый ритуал. Обязательное количество участников-9. Приблизительное время начала трапезы 13.30 часов. В процессе трапезы обязательным было ведение философских бесед.
Что касается религии римляне были крайне прагматичны, они готовы были верить в Бога, если это приносило им определенные выгоды, хоть какую-то пользу.
Римляне чтили законы и традиции, но если они как-то противоречили их выгоде, они их спокойно нарушали.
Императоры представляли свою власть как власть римского должностного лица, обычного гражданина республики, в руках которого лишь благодаря его личным заслугам, доверию сената и народа оказались сосредоточенными несколько магистратур.
- 1.Периодизация античности
- 2. Представления о природе, богах и героях в поэмах Гомера
- 3. Особенности древнегреческой лирики
- 6.Древнегреческая архитектура как воплощение эстетического идеала.
- 7.Древнегреческий театр: причины возникновения и основные социальные функции
- 8. Вячеслав Иванов о дионисийстве
- 9. Ницше о происхождении трагедии
- 10. Особенности драматургии Эсхила
- 11 Вопрос: Софокл и его трагедии
- 12.Новаторство трагедии Эврипида
- 13.Комедии Аристофана
- 14.Эллинизм как тип культуры
- 15.Человек эпохи классики и эллинизма – сравнительный анализ
- 16.Особенности эллинистического искусства
- 17. Мусейон как феномен культуры
- 18. Система духовных ценностей Древнего Рима
- 19.Структуры повседневности в Римской культуре
- 20. Античный роман: основные сюжеты и особенности мировидения (Апулей Петроний)
- 22. Скульптура Древнего Рима
- 23. Основы христианского вероучения
- 27. Структурные элементы культуры Средних веков
- 28. Средневековая модель мир
- 29. Пространство в Средние Века: география и картография, ценности и символы
- 30. Время в Средние Века: индивидуальное и историческое, церковное и светское.
- 31. Основания христианской веры: канон, символ веры и апостольская преемственность
- 32.Монашество и папство в культуре Западного Средневековья
- 33.Монастыри как центры культуры Раннего Средневековья
- 34. Средневековые эпосы: “Песнь о Роланде” и “Песнь о Нибелунгах”
- 35. Рыцарство и Церковь. Монашеские рыцарские ордены
- 36. Рыцарство как особый социокультурный институт в Средние века
- 37. Рыцарская литература: поэмы и романы
- 38. Романская архитектура в культуре Средних веков
- 39. Рыцарская и куртуазная этика
- 40. Куртуазная культура и искусство. Песни трубадуров и труверов
- 41.Средневековый город: происхождение и типология, коммунально-цеховое устройство жизни
- 42.Топос и этос Средневекового города
- 43.Схоласты и схоластика в культуре средневековья
- 44.Готическая архитектура в Средние века
- 45.Средневековый смех и его словесно-речевые формы
- 46.Карнавал и народно-смеховая культура Средних веков