logo
все

19.Структуры повседневности в Римской культуре

Основной общественной формой, в рамках которой протекала в античную эпоху повседневная жизнь людей, был полис. Полис, или, как называли его римляне,"civitas" (буквально: "гражданская община"), - не просто населенный пункт, скопление домов и жителей, архитектурно оформленное пространство, и не только административный центр определенной территории. Мало будет сказать и то, что это город-государство, единица административно-политической организации населения. Полис - гражданская община - это отличительный признак, средоточие и наиболее полное выражение античного мира.

Для римлянина его гражданская община (как для грека полис) - это то единственное место на земле, где ты - человек, ибо только здесь ты ощущаешь свое единение с другими людьми на основе права, только здесь укрыт от врагов стенами и от неожиданностей судьбы богами - создателями, родоначальниками и покровителями города, только здесь ты включен в род - непрерывную цепь смертей и рождений, определяющих твое собственное место в бесконечном потоке бытия.

Конечно же повседневную жизнь римлян определяла система ценностей, центральным понятием которой было понятие VIRTUS-долг. Вся римская культура строилась на солдатской общине. Поэтому общественные интересы были выше интересов индивида.

Для римского гражданина занятие ремеслом, деятельность скульптура, живописца, актера и драматурга считались занятиями недостойными. Римляне верили в практический разум, поэтому театр у них никогда не был популярен.

Наиболее правильными занятиями свободного римлянина считались война, политика, разработка права, историография, земледелие.

В повседневной жизни римлян огромную роль играла вода.

Связь водного изобилия с ростом духовной культуры выражалась не только в художественном оформлении колодцев и акведуков, но и в том, что вода для римлян была необходимым элементом особого ценностного состояния, которое они обозначали непереводимым словом "otium". В этом понятии соединялись для них удовлетворение выполненной жизненной задачей; отдых от дел, войны или общественных обязанностей; досуг, отданный творчеству, беседе и размышлениям; наслаждение красотой благоустроенной природы и произведений искусства. "Покой в сочетании с достоинством", - определял их Цицерон и добавлял, что такое сочетание "самое важное и наиболее желательное для всех здравомыслящих честных и благоденствующих людей" .

Если учесть, что вода была спутником не только отдыха, но и спорта, что в домашних купальнях и общественных банях всегда предусматривалась площадка для игры в мяч, для гимнастических упражнений, солярий, складывается впечатление, что в необычной любви римлян к воде, в ее изобилии, в широком ее общественном использовании проявлялся их особый, гармонический подход к жизни, где соединялись воедино материальный достаток, развитие цивилизации, культура отдыха и тела.

Особое значение в повседневности древних римлян имела трапеза, которая воспринималась как особый ритуал. Обязательное количество участников-9. Приблизительное время начала трапезы 13.30 часов. В процессе трапезы обязательным было ведение философских бесед.

Что касается религии римляне были крайне прагматичны, они готовы были верить в Бога, если это приносило им определенные выгоды, хоть какую-то пользу.

Римляне чтили законы и традиции, но если они как-то противоречили их выгоде, они их спокойно нарушали.

Императоры представляли свою власть как власть римского должностного лица, обычного гражданина республики, в руках которого лишь благодаря его личным заслугам, доверию сената и народа оказались сосредоточенными несколько магистратур.